Задание№1. Вычислить площадь параллелограмма, построенного на векторах и , если угол между векторами и равен . , , , , .
Воспользуемся геометрическим смыслом модуля векторного произведения: равно площади параллелограмма, построенного на векторах и . Воспользуемся свойствами векторного произведения
, где , , т.к. .
Задание№2. Коллинеарны ли векторы и , построенные по векторам и . , , , .
Векторы коллинеарны, когда их координаты пропорциональны. Найдем координаты векторов и .
.
Координаты пропорциональны, следовательно, и – коллинеарны.
Представим вектор в виде линейной комбинации векторов , , :
.
Запишем это векторное уравнение в проекциях на оси OX, OY, OZ.
Решим систему уравнений относительно .
. Найдем сумму 2-ого и 3-его уравнений , . Подставим , во 2-ое уравнение: .
Следовательно, .
Задание№5.Даны четыре точки в трехмерном пространстве
. Показать, что они могут являться вершинами пирамиды. Найти: а) объем пирамиды; б) уравнение плоскости ; в) длину ребра ; г) угол между ребром и гранью ; д) площадь грани .
Пусть есть проекции точек на плоскость . Найти: е) длину высоты ; ж) угол между высотой и медианой треугольника .
Пример. Даны четыре точки , , , . Покажем, что эти точки могут являться вершинами пирамиды. Составим три вектора , , . Проверим условие компланарности этих трех векторов. Составим определитель из координат векторов
.
Так как определитель отличен от нуля, то векторы не лежат в одной плоскости и точки , , , могут являться вершинами пирамиды.
Найдем а) объем этой пирамиды.
(куб. ед.).
Найдем б) уравнение плоскости . Воспользуемся уравнением плоскости, проходящей через три заданные точки
.
Найдем в) длину ребра .
.
Найдем г) угол между ребром и гранью .
Угол между ребром и гранью находится через угол между вектором и вектором , перпендикулярным плоскости . .
Вектор перпендикулярен .
.
Найдем д) площадь грани . Площадь треугольника равна . Найдем векторное произведение векторов и
.
.
, , – проекции точек , , на плоскость .
Найдем е) длину высоты .
Напишем уравнение прямой и найдем
расстояние от точки до прямой .
:
:
.
Найдем ж) угол между высотой и медианой треугольника .
Вектор коллинеарен вектору , перпендикулярному прямой . Найдем координаты точки , которая является серединой .
.
Найдем координаты вектора .
Угол между высотой и медианой будем определять через векторы и .
, .
Прямые и образуют между собой два угла, которые в сумме составляют .Так как угол между высотой и медианой не может быть больше , то .
Задание№6. Написать канонические уравнения прямой в пространстве по заданным общим уравнениям
:
Найдем координаты точки, которая лежит на прямой . Придадим переменной произвольное значение, например . Тогда, подставив в уравнения прямой , получим систему линейных уравнений относительно .
Решим систему:
, .
.
Следовательно, точка .
Найдем теперь вектор , параллельный прямой . , где , векторы нормали для плоскостей, в пересечении которых получается прямая .
Запишем теперь канонические уравнения прямой:
.
Задание№7. Найти точку пересечения прямой и плоскости. Прямая задана каноническими уравнениями
.
Перейдем к параметрическим уравнениям прямой:
Подставим , , в уравнение плоскости :
.
Найдем координаты точки пересечения
Задание№8. Найти точку , симметричную точке относительно прямой .
Вектор параллелен прямой. Напишем уравнение плоскости, проходящей через точку и перпендикулярной вектору .
.
Найдем точку пересечения прямой и полученной плоскости.
Найдем параметрические уравнения прямой и подставим в уравнение плоскости
,
,
,
.
Точка является серединой отрезка . Найдем координаты точки .
, , .
, , .
Т.е. .
Задание№9. Определить тип кривой второго порядка по общему уравнению .
Соберем слагаемые с переменной и переменной
Вынесем за скобки коэффициент при и , дополним выражение в скобках до полного квадрата
Поделим обе части уравнения на 36:
.
Это каноническое уравнение эллипса с центром в точке и полуосями .
Задание№10. Построить область решения системы неравенств
Заменим знак неравенства на равно и определим тип кривой в первом выражении системы.
.
Это каноническое уравнение гиперболы с центром в точке и полуосями . Построим эту линию
Неравенство определяет множество точек, лежащих внутри гиперболы. Подставим в неравенство координаты точки , – это неверно. Следовательно, неравенству удовлетворяют точки, лежащие по другую сторону от линии относительно точки А. – это прямые линии. Неравенство определяет множество точек, лежащих ниже прямой , определяет множество точек, лежащих выше прямой . Область, обозначенная двойной штриховкой является решением системы неравенств.
Задачи для самостоятельной работы.
Задача № 1. Вычислить площадь параллелограмма, построенного на векторах и , если угол между векторами и равен .
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17
1.18
1.19
1.20
1.21
1.22
1.23
1.24
1.25
1.26
1.27
1.28
1.29
1.30
Задача № 2. Коллинеарны ли векторы и , построенные по векторам и ?
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17
2.18
2.19
2.20
2.21
2.22
2.23
2.24
2.25
2.26
2.27
2.28
2.29
2.30
Задача № 3. Компланарны ли векторы , , ?
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
3.13
3.14
3.15
3.16
3.17
3.18
3.19
3.20
3.21
3.22
3.23
3.24
3.25
3.26
3.27
3.28
3.29
3.30
Задача № 4. Написать разложение вектора по векторам , , .
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
4.15
4.16
4.17
4.18
4.19
4.20
4.21
4.22
4.23
4.24
4.25
4.26
4.27
4.28
4.29
4.30
Задача № 5. Даны четыре точки в трехмерном пространстве . Показать, что они могут являться вершинами пирамиды. Найти: а) объем пирамиды; б) уравнение плоскости ; в) длину ребра ; г) угол между ребром и гранью ; д) площадь грани .
Пусть есть проекции точек на плоскость . Найти: е) длину высоты ; ж) угол между высотой и медианой треугольника .
5.1
5.2
5.3 5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
5.10
5.11 5.12
5.13 5.14 5.15
5.16
5.17
5.18
5.19
5.20
5.21
5.22
5.23
5.24
5.25
5.26
5.27
5.28
5.29
5.30
Задача № 6. Написать канонические уравнения прямой в пространстве по заданным общим уравнениям (прямая задана как пересечение двух плоскостей).
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
6.10
6.11
6.12
6.13
6.14
6.15
6.16
6.17
6.18
6.19
6.20
6.21
6.22
6.23
6.24
6.25
6.26
6.27
6.28
6.29
6.30
Задача № 7. Найти точку пересечения прямой и плоскости.
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
7.9
7.10
7.11
7.12
7.13
7.14
7.15
7.16
7.17
7.18
7.19
7.20
7.21
7.22
7.23
7.24
7.25
7.26
7.27
7.28
7.29
7.30
Задача № 8. Найти точку , симметричную точке относительно прямой ( для вариантов № 1-15) или плоскости ( для вариантов № 16-30 ) .
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
8.7
8.8
8.9
8.10
8.11
8.12
8.13
8.14
8.15
8.16
8.17
8.18
8.19
8.20
8.21
8.22
8.23
8.24
8.25
8.26
8.27
8.28
8.29
8.30
Задача № 9. Определить тип кривой. Полученную кривую изобразить на чертеже.
9.1
9.2
9.3
9.4
9.5
9.6
9.7
9.8
9.9
9.10
9.11
9.12
9.13
9.14
9.15
9.16
9.17
9.18
9.19
9.20
9.21
9.22
9.23
9.24
9.25
9.26
9.27
9.28
9.29
9.30
Задача № 10. Построить область решения системы неравенств.
10.1 а) б)
10.2 а) б)
10.3 а) б)
10.4 а) б)
10.5 а) б)
10.6 а) б)
10.7 а) б)
10.8 а) б)
10.9 а) б)
10.10 а) б)
10.11 а) б)
10.12 а) б)
10.13 а) б)
10.14 а) б)
10.15 а) б)
10.16 а) б)
10.17 а) б)
10.18 а) б)
10.19 а) б)
10.20 а) б)
10.21 а) б)
10.22 а) б)
10.23 а) б)
10.24 а) б)
10.25 а) б)
10.26 а) б)
10.27 а) б)
10.28 а) б)
10.29 а) б)
10.30 а) б)
Список рекомендованной литературы.
1. Ефимов, Н. В. Краткий курс аналитической геометрии / Н. В. Ефимов. – М.: Наука, 2002. – 272 с.
2. Бермант, А. Ф. Краткий курс математического анализа / А. Ф. Бермант, И. Г. Араманович. – М.: Наука, 2003. – 720с.
3. Сборник индивидуальных заданий по высшей математике. ч.1 / под ред. А. П. Рябушко. – Минск.: Высшая школа, 2005. – 270с.
4. Кузнецов, Л. А. Сборник заданий по высшей математике / Л. А. Кузнецов. – М.: Высшая школа, 2004. – 169 с.