Экономические основы выбора конструкций: экономический эффект, полезная отдача, эксплуатационные расходы, требования рынка и перспективные потребности потенциальных покупателей.
При всей дифференцированности современного машиностроения задачи проектирования и конструирония во многом одинаковы. Они состоят в том, чтобы создавать машины и ТС, дающие наибольший экономический эффект и обладающие наиболее высокими технико-экономическими и эксплуатационными показателями [3].
Главный принцип конструирования – увеличение экономического эффекта машины. Он определяется разностью полезной отдачи машины и суммы эксплуатационных расходов за весь период работы конструкции. Полезная отдача – выражается стоимостью продукции или полезной работы, выполняемой машиной в единицу времени. Она зависит от производительности машин, т.е. от числа операций (или единиц работы), выполняемых в единицу времени, и от стоимости операций (единиц работы). Эксплуатационне расходы включают стоимость энергии; материалов и заготовок; инструмента; оплаты труда операторов; технического обслуживания; ремонтов; накладных расходов; амортизационных расходов. Стоимость машины (амортизационные расходы) – только одно, не всегда главное составляющее этой суммы.
Основные факторы, определяющие экономичность конструкции – полезная отдача машины, долговечность и надежность, потребление энергии и стомость ремонтов. Наиболее эффективные и выгодные способы увеличения экономического эффекта изделия – повышение полезной отдачи и долговечности. Увеличение отдачи является комплексной проблемой, решение которой зависит от конструктивного решения машины и правильности ее эксплуатации. Главные способы повышения производительности машины – увеличение числа одновременно осуществляемых над изделием операций, сокращение длительности технологического цикла, автоматизация производственного процесса.
Долговечность машины, как и полезная отдача, зависит от условий и технического уровня эксплуатации. Низкий уровень обслуживания сокращает срок службы машины. Однако, основа долговечности – правильная конструкция машины. Долговечность – это общее время, которое машина может отработать на номинальном режиме в условиях нормальной эксплуатации без существенного снижения основных расчетных параметров при экономически приемлемой суммарной стоимости ремонтов. Факторы, определяющие долговечность и надежность машин: поломка деталей, износ трущихся поверхностей, повреждение поверхностей в результате действия контактных напряжений.
Спроектировать и изготовить на продажу машину, которая ничем не отличается от существующих (в том числе и ценой), значит нажить себе очень много проблем. Рынок этих машин уже поделен производителями-конкурентами. Чтобы проникнуть на него, надо удовлетворить основное требование рынка: изготовить и предложить товар (машину) по качеству лучше аналогичного и ценою подешевле. А если качеством чуть-чуть похуже – то ценою значительно подешевле.
Проектировщик и производитель товара должны не только очень хорошо знать возможности и перспективы поставляемой на рынок техники, но и в полной мере владеть ситуацией в отрасли, для работы в которой предназначена машина. Это надо для того, чтобы своевременно, опережая конкурентов, предложить потребителю то, что ему потребуется завтра, и убедить потребителя, что без этого у него нет перспектив дальнейшего существования.