Батарея аккумуляторная вагона является автономным источником бортового питания и предназначена для электропитания напряжением постоянного тока 75 в электрических цепей управления вагона. При этом АКБ также обеспечивает работу аварийного освещения и сигнальных фонарей.
Аккумуляторы - щелочные никель-кадмиевые, не требующие периодической корректировки уровня электролита при работе в режиме длительного подзаряда малым током, что осуществлено на вагонах 81/760 .
Аккумуляторный блок состоит из отдельных аккумуляторов, соединенных комплектом перемычек и помещенных в металлопластиковый каркас.
Основные технические характеристики аккумулятора:
· номинальная емкость, а ч . . . . . 70;
· номинальное напряжение, в . . . . 1,2;
· номинальный ток разряда, а . . . . 14;
· продолжительность разряда током 14 а до 1,0 в при температуре (20±5) °С, ч, не менее ...... 5,0;
· масса с электролитом, кг, не более .... 4,0;
· диапазон рабочих температур, °С . . от плюс 40 до минус 40;
· назначенный срок службы, лет . . . . 8;
Аккумулятор состоит из блока положительных и отрицательных электродов, разделенных сепаратором.
Заливочное отверстие аккумулятора закрыто пробкой с предохранительным клапаном, которая не допускает создания в аккумуляторе опасного избыточного давления, выплескивания электролита и попадание внутрь посторонних предметов. В качестве электролита для заливки в аккумуляторы служит водный раствор калия гидрат окиси технический марки «твердый» высшего или первого сорта или марки «жидкий» высшего сорта плотностью (1200±10) кг/м с добавлением лития гидроокиси технической в количестве (20±1)г/л.
Максимальный ток в токоведущей цепи не более 60 а. Защита от перегрузки по току – два параллельно соединенных керамических предохранителя по 30а.
Аккумуляторный ящик (Рис.44) предназначен для установки и размещения аккумуляторов (аккумуляторной батареи).
Ящик рассчитан на размещение 56 аккумуляторов (Рис 44).
Рис. 44 Аккумуляторный ящик
Аккумуляторный ящик состоит из выдвижной кассеты с коробкой соединительной и каркаса.
Кассета представляет собой сварную конструкцию, в которую устанавливаются аккумуляторы. Аккумуляторы фиксируются в кассете поворотным кулачком и прижимом. Кассета с аккумуляторами вкатывается по направляющим в каркас и фиксируется барашковыми гайками в корпусе.
Корпус ящика представляет из себя сварной параллелепипед зашитый листами. В нижней части каркаса установлены направляющие для перемещения кассеты и фиксации ее внутри корпуса.На верхней панели каркаса установлена откидная крышка с модулем пожаротушения.
Напряжение с клемм АКБ через предохранительные плавкие вставки и соединительные разъемы подается на выключатель батареи (ВБ). На крышке ящика установлены три сигнальные лампочки ( Рис.44), сигнализирующие о заряде АБ, состоянии предохранителей и фиксации крышки ящика.
Рис.45 Электрическая схема аккумуляторной батареи
Кроме силовых токоведущих цепей батарея содержит измерительные цепи, подсоединенные к точкам + и - батареи для исключения погрешности измерений напряжения, вызванным падением на силовых проводах. В ящике установлен преобразовательный модуль (ИПМ) с измерительным термопреобразователем (ТС) для замера температуры внутри ящика с выдачей токового сигнала на монитор ( Рис.45).
Cхема бортовой сети вагона
Рис. 46 Cхема бортовой сети вагона
Схема двухпроводная (Рис.46), связана с плюсовым проводом (550) всех вагонов. Аккумуляторная батарея и ПСН-24 работают в буферном режиме, то есть одновременно запитаны на ППЗ.
Питание низковольтных цепей управления, вспомогательных цепей и вагонного оборудования осуществляется от преобразователя собственных ПСН-24, напряжением (80±2в) и от АКБ. Потребление тока контролируется амперметром.
ПСН-24 и АКБ всех вагонов соединены параллельно двухпроводной линией питания, изолированной от корпуса вагонов, что уменьшает возможность короткого замыкания при механических повреждениях изоляции проводов.
Подключение АКБ к бортовой сети осуществляется переключателем (ВБ) на пульте машиниста (ПМВ).
При этом, при включенных SF1 «Питание общее» на ППЗ и SF-31 «Цепи управления. Питание» на ПВЗ получают питание шины +75в и ОВ и обеспечивается питание цепей управления вагоном.
Включение ПСН всех вагонов производится тумблером SАЗ «Вкл. ИПП» на пульте машиниста вспомогательном ПМВ головного вагона.
При этом команда на включение ПСН через УПИ-2 передается в БКВУ, где формируется и по шине передается основная команда на включение ПСН. Основная команда на включение ПСН поступает через разъемы ХЗ «СА№» и Х4 «САМ2».
Резервное включение ПСН производится тумблером SА4 «Вкл. ИПП резервное» на ПМВ. При этом включается только ПСН головного вагона, с ПМВ которого произведено включение.
Резервная команда «Рез. Вкл. ПСН»-+80 в поступает на разъем XI по проводу 600 и включает бортовой источник питания, который обеспечивает питание электрических цепей напряжением 80 в.
Резервная команда «Рез. Вкл. МК» -0 В поступает на разъем XI по проводу 100-1 и включает источник питания компрессора (ИПК).
Сигналы о включении ИПП, о неисправностях ИПП через БКВУ вагонов по поездной магистрали управления передаются в БКПУ и устройства отображения формации.