(Задания 57~63)
57 Устанавливается, что сказочные числа можно сравнить. Учитель сопротивляется записи правильного знака, ссылаясь на то, что неизвестно значение второй цифры в каждом числе. Какие это могут быть цифры? Может быть, ╧ меньше ∩. Подбираются наименьшее значение для ╧ (1) и наибольшее для ∩(9) Выясняется, что и в этом случае во втором числе не хватает единиц, чтобы получился новый, шестой, десяток. В результате подчеркивается, что главным при сравнении является старший разряд числа.
В третьем и четвертом столбиках «знакомый ученик» настаивает на равенстве чисел, так как они записаны одинаковыми цифрами. Дети указывают на принадлежность одинаковых цифр к разным меркам.
58 Решая каждый пример, учащиеся отмечают, привело ли добавление одной единицы к образованию еще одной мерки Ег — десятка.
60* Решая каждый пример, учащиеся отмечают, привело ли действие к изменению числа десятков. Если да, то это новое число нужно найти в сказочном числовом ряду. Задание помечено как трудное, потому что не всем будет понятно, что правильную цифру для десятков можно найти в записи ряда однозначных чисел.
61* В первом случае изменится цифра в первом разряде, а в остальных и во втором.
62 Рассматривается первая запись. Устанавливается, что это уравнение и что числа в нем подобраны верно. Делаются пометки целого и частей, что проверяется последующим построением чертежа. Записывается решение, которое выполняется на калькуляторе.
После анализа второго уравнения число 12 изменяется на 72. Определяет* решение, и выясняется, почему оба уравнения решены вычитанием, хотя в самих уравнениях записано сложение. Учащиеся объясняют, что нужно было узнал часть, а для этого нужно из целого вычесть другую часть.
Рассматривается новое уравнение, в котором неизвестное перемещено на новое место формулы. В результате работы с чертежом выясняется, что решение повторяет запись самого уравнения. Однако обязательно проставляются все знаки целого и частей — они являются «объяснением» выбора решения.