33 Числа построены по убыванию. Записать их последовательность труднее, чем в порядке возрастания. Детям нужно помочь (навык будет сформирован постепенно). Из записанного ряда чисел нужно выбрать для сравнения интересную пару (как на прошлом уроке).
35 Выясняется, что круглые числа получаются при измерении только одной меркой. Сообщается, что более конкретно эти числа можно назвать круглыми десятками (дети сами указывают число 60), круглыми сотнями (дети указывают число 400), и осталось число — круглые... (тысячи).
36 Сначала дети сообщают, что круглые двузначные числа — это десятки. Предлагается записать их по порядку начиная с самого маленького. При этом учащиеся проговаривают разрядный состав чисел: два десятка ноль единиц и т. д.
Затем учитель сообщает, что в десятичной системе счисления двузначные круглые числа называют одним словом. Учитель сообщает, как такие названия получились, а также о сокращенном присутствии в них указания на «мерочный» состав «дцать». Далее учитель вразброд называет числительные (шестьдесят, сорок и т. п.), а учащиеся пытаются найти в своем ряду соответствующее число. Особыми оказываются числа 40 и 90.
Учащиеся хором и по очереди воспроизводят названия чисел, опираясь на ряд, записанный в задании.
38 В последнем столбике нельзя прочитать два числа. Но можно ли их сравнить или это ловушка? Оказывается, что запись ∩0 может обозначать любое число десятков, кроме одного (так как число 10 уже записано обычными цифрами), а это больше чем один десяток, значит, ∩0 > 10. Таким же образом рассматривается второй случай сравнения:
39 Задание имеет целью тренировку учащихся в отнесении элементов равенства к категориям целого и частей. На доске дан отрезок, обозначенный числом 16. Нужно определить, целое это или часть. Устанавливается, что без связи с другими числами этого сказать нельзя. Учитель добавляет еще отрезок, что сразу «превращает» число 16 в часть. Учитель стирает добавленный отрезок и выделяет отрезок внутри заданного, и число 16 становится целым.
В учебнике нужно дополнить записи знаками «плюс» или «минус» соответственно обозначению чисел как целое или как часть. Полезно предложить детям выполнить
мысленные действия на чертеже. Правильность выбора арифметического действия проверяется по чертежу, заранее заготовленному учителем на доске (но временно скрытому).
40. Значение сказочной цифры нужно вписать в «окошко» рядом с ней. В случаев с нечетной суммой — ловушка: нам неизвестны два равных числа, составляющих в сумме 15.
41 В результате выполнения задания учащиеся должны понять, что на основе одного равенства можно построить столько уравнений, сколько компонентов составляют это равенство. Эта возможность существует потому, что значение каждого из компонентов можно определить по значениям других. Таким же образом один «рассказ» с тремя данными превращался (при обучении в первом классе) в три задачи.
В учебнике и на доске дано равенство а - к = с. Отмечается, что это не уравнение. Чтобы «превратить» его в уравнение, нужно какое-то из чисел пометить буквой х. Учитель предлагает записать х вместо к, а другие буквы заменить числами 9 и 2. Выясняется, где какое из этих чисел должно стоять. Записываются уравнение и значение х.
Во втором равенстве предлагается искомым сделать первое число. Записывается уравнение х - 9 = 2 (или х - 2 = 9), а затем и значение х. Учитель обращает внимание детей, что на основе одного и того же равенства составили два разных уравнения. Можно ли составить еще другие уравнения? Строится уравнение 9 - 2 = х, записывается значение х.