259Выполняется до задания 258. На столе учителя два равных объема воды в одинаковых по форме сосудах, имеются сосуды для мерок. Сообщается, что измерение объема нужно произвести, работая в четверичной системе. Действия с водой нужно воспроизвести на чертеже. Показывается первая, основная, мерка, а в учебной тетради указывается мерка — шаг. В новом сосуде отмечается уровень воды для второй мерки. Дети строят графическую вторую мерку. Учитель предлагает ограничиться двумя мерками.
С какой мерки начать работу — с основной или дополнительной? С дополнительной, она больше, сразу будет отмерено больше воды. Учитель отливает одну дети выделяют соответствующую часть отрезка. Далее учитель действует основной меркой — их оказывается 4. Дети проделывают соответствующую работу на чертеже, который приобретает следующий вид:
В таблице и в строке записывается число 14(4).
Выясняется, что этот объем можно было измерить, работая только второй дополнительной меркой. Учитель проделывает эту работу со вторым объемом, а учащиеся воспроизводят ее на новом чертеже. Оба отрезка, так же как и оба объема, оказываются равными. Однако второй способ оценивается как рациональный, более быстрый. Можно ли было по записи числа догадаться, что первый способ действия был нерациональным? Можно: записано, что получилось 4 основные мерки, но они составляют одну дополнительную.
258 Записан результат измерения длины полоски, нужно показать способ измерения. Дети пытаются по записи чисел определить, рациональным ли способом произведено измерение. Строятся дополнительные мерки, затем в полоске выделяется часть, равная третьей мерке (то, что соответствует цифре 1 в таблице), выделяются три вторые мерки и две основные. Запись числа переводится в строчку.
Такой же длины полоску Таня мерила иначе, используя те же мерки. Учащиеся восстанавливают ее способ действия:
Выясняется, что оба ученика работали правильно, но Таня действовала быстрее: она измеряла длину самой большой меркой, пока было можно, а Коля вместо третьей мерки стал работать второй, хотя можно было из нескольких вторых мерок получить третью. Сравниваются записи чисел двух детей. В них одинаково только число основных мерок. Вторых мерок у Коли 3, но ведь он работал в троичной системе, значит, мог бы понять, что три вторые мерки дают одну третью!
260 Чтобы выполнить задание, учащиеся должны понимать, как находится разность. Возможно, будет полезным составлять (устно) соответствующие каждому случаю выражения.
263 Вводятся названия элементов многоугольника: вершины, стороны.Выясняется что число сторон равно числу вершин, а значит, и углов (см. примечание 1 к заданию 257). Детям предлагается угадать, как называются конкретные иды многоугольников (по аналогии с треугольником): четырехугольник, пятиугольник и т. д.