Частичный контроль, значительный при тайном сговоре
Чистая монополия
Одна фирма
Уникальная продукция
Практически непреодолимые барьеры на входе
Очень значительный контроль
Такие модели рынка, как совершенная конкуренция и чистая монополия, в реальной жизни встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существующих рынков.
Кроме вышеуказанных типов рыночных структур, которые являются основными, существует множество других: дуополия – наличие на рынке двух фирм-монополистов; монопсония – наличие на рынке одного покупателя, т.е. монополия со стороны покупателя; олигопсония (аналогично понятию олигополии, но также со стороны покупателей); двусторонняя монополия – когда монополист-производитель сталкивается с монополистом-покупателем; монополия с ценовой дискриминацией и др.
Все типы, помимо модели совершенной конкуренции, являются различными вариантами несовершенной конкуренции.
2. Фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции, называется совершенно конкурентной фирмой (или просто конкурентной).
Важнейшая особенность конкурентной фирмы заключается в том, что она не может влиять на рыночную цену. Спрос на продукцию отдельной фирмы, объем продажи которой не оказывает никакого влияния на рыночную цену, отражает соответствующая кривая спроса. Она представляет собой кривую абсолютно эластичного спроса, показывая, что любое количество продукции фирма продает по одной и той же цене, которая определяется общеотраслевым спросом и предложением.
Рис. Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы
Основная проблема конкурентной фирмы – поиск оптимального объема выпуска продукции, максимизирующего прибыль (или минимизирующего убытки).
Заметим, что фирму прежде всего интересует валовая прибыль, а не прибыль, получаемая от продажи единицы продукции.
Прибыль определяется разницей между валовым (общим) доходом и общими (валовыми) издержками за период продаж. Валовой доход (TR) определяется путем умножения цены на количество проданного товара: TR = P´Q.
Рис. Кривая совокупного дохода конкурентной фирмы
Средний доход (AR) – это доход, приходящийся на единицу товара. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене товара:
AR = P.
Предельный доход (MR) – приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции:
,
где DQ = (±1 ед. тов.).
У конкурентной фирмы MR = P, т.е. предельный доход равен цене.
В краткосрочном периоде фирма не может изменить свои производственные мощности, но она может приспособить свой объем производства (выпуска) для максимизации прибыли.
Для этого есть два пути:
1) через сравнение валового дохода и валовых издержек;
2) через сравнение предельного дохода и предельных издержек.
Рассмотрим первый путь. Для этого надо соединить график валовых издержек (ТС) и график валового дохода (TR).
Валовой доход, валовые издержки
Рис. Совокупная выручка, издержки и прибыль фирмы
Максимальная прибыль производится, когда разрыв между валовым доходом (TR) и валовыми издержками (ТС) максимален (отрезок АВ).
Точки С и D являются точками критического объема производства, так как до точки С и после точки D валовые издержки превышают валовой доход (ТС > TR). Таким образом, объем производства менее К и более L является экономически нецелесообразным, поскольку приносит убытки вместо прибыли. Весь же объем производства от К до L является прибыльным, рентабельным, но максимизацию прибыли дает объем выпуска в точке М.
Второй путь – через предельные величины.
Условием максимизации прибыли фирмы в этом случае будет равенство предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС):
MR = МС.
Находясь в этой точке, фирма не имеет стимулов ни увеличивать объем выпуска, ни уменьшать его, т.е. она находится в состоянии равновесия.
Рис. Максимизация прибыли фирмы
Любое отклонение от этой точки приводит к потерям фирмы в виде прямых убытков при объеме, большем, чем М, либо в результате уменьшения массы прибыли при выпуске, меньшем, чем М.
В заключение следует подчеркнуть, что модель рынка совершенной конкуренции выступает эталоном эффективности распределения и использования ограниченных ресурсов, так как производство осуществляется с минимальными издержками и максимальным удовлетворением потребностей, по правилу: P = ACmin и Р = МС.
Совершенная конкуренция была характерна для экономики развитых стран XIX в. В XXI в. совершенная конкуренция – явление редкое. С некоторыми оговорками к такому типу рынка сегодня можно отнести рынки сельскохозяйственных продуктов, товарные биржи, фондовые рынки.
3. Крайний случай несовершенной конкуренции или антипод совершенной конкуренции – это модель чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы. В масштабах страны такая ситуация бывает крайне редко (за исключением централизованной экономики). В локальных же масштабах чистая монополия вполне возможна: в маленьком городке – одна электростанция, один банк, один аэропорт и т.д. (в США, например, 5% ВНП создается в условиях, близких к чистой монополии).
Разновидностью чистой монополии можно считать так называемую естественную монополию, которая образуется в тех отраслях и сферах, где минимальные долгосрочные издержки достигаются лишь в тех случаях, когда одна фирмаобслуживает весь рынок. Типичный пример естественной монополии – коммунальные службы (водо-, электро-, газоснабжение), метро-, газо- и нефтепроводы.
Монополии возникают там, где существуют барьеры для вступления в отрасль: институциональные, связанные с экономией масштаба производства, с нововведениями и т.д.
В конце XIX – начале ХХ в. фирмы-монополисты часто вели себя агрессивно, используя свою монопольную власть. Но в настоящее время такая политика фирм в странах с развитой рыночной экономикой строго запрещена.
Отметим, что силу монопольной власти отдельной фирмы нельзя преувеличивать, так как ограничивающим моментом всегда является платежеспособный спрос, а также так называемая потенциальная конкуренция (импортные товары, появление возможных товаров-заменителей и др.).
Особой разновидностью монополии является административная монополия, возникающая в командной экономике. Эта монополия, возникающая в нерыночной среде, обладает гораздо большей властью, чем экономическая монополия.
Олигополия («олигос» – несколько, «полио» – продаю) – это рынок, на котором господствует несколько крупных фирм. Олигополия бывает «жесткой» – господствуют две–три фирмы и «мягкой» – на шесть–семь фирм приходится 70–80% рынка. Эти фирмы достаточно велики, объем их производства даже может влиять на отраслевое предложение. Тем самым олигополия может влиять и на рыночную цену.
О наличии олигополии можно судить по показателям концентрации производства в отрасли (например, доля четырех крупнейших компаний), но эти показатели могут преувеличивать или преуменьшать реальную степень монополизации отрасли.
Главным барьером для вступления в отрасль является эффект масштаба и взаимозависимость фирм, действующих в отрасли.
Особые взаимоотношения, возникающие у фирм-олигополистов, – это следствие их небольшого количества на рынке. Они проявляются в их тесной взаимосвязи и остром соперничестве между фирмами и распространяются на все сферы конкуренции: цену, объем производства, долю рынка и т.д.
Наиболее типичными примерами олигополистического рынка являются предприятия химической, добывающей, автомобильной промышленности и др.
Монополистическая конкуренция – четвертый тип рыночной структуры. Он наиболее близок к модели совершенной конкуренции, так как здесь действует много фирм-производителей. Отличие между ними состоит в дифференциации продукта. Именно дифференциация продукции является ключевой характеристикой данной рыночной структуры. Причем различия в продукте могут быть как действительными (качество, стиль, марка), так и мнимыми, существующими лишь в сознании потребителей. Особую роль на этом рынке играет реклама.
В силу дифференциации продукта у фирм в этой рыночной структуре есть ограниченный контроль над ценами, так как многие потребители сохраняют приверженность к конкретной марке даже при повышении цен.
Дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя, а сильная внутриотраслевая конкуренция удерживает цены на минимально возможном уровне.
Фирмы – несовершенные конкуренты могут в той или иной степени влиять на рыночную цену и другие параметры рынка, на поведение своих конкурентов. В этом проявляется их принципиальное отличие от фирмы – совершенного конкурента. Особенности поведения фирм-монополистов, олигополистов и действующих на рынке монополистической конкуренции рассмотрены в предложенной учебной литературе.