1. Конкуренция и монополия. Характеристика основных типов рыночных структур.
2. Конкурентная фирма и ее особенности. Два пути максимизации прибыли фирмы. Равновесие фирмы.
3. Особенности поведения фирмы – несовершенного конкурента.
1. Современная экономика представляет собой сочетание конкуренции и монополии. Конкуренция (от лат. «конкурере» – столкновение) – это борьба предпринимателей за выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. Конкуренция выполняет две основные функции: стимулирующую и распределительную. Совершенная конкуренция заставляет каждого производителя наиболее эффективно использовать ресурсы, осуществлять производство с минимальными средними издержками, равными рыночной цене, заботиться о качестве товара, внедрять новые технологии. Но модели совершенной конкуренции присущи и определенные недостатки: недостаточная концентрация ресурсов, необходимых для ускорения НТП, стандартизация продукции, т.е. отсутствие потребительского выбора и т.д. Эта ограниченность совершенной конкуренции преодолевается в условиях несовершенной конкуренции. Различные модели несовершенной конкуренции объединяет то, что у фирмы появляется возможность влиять на условия рынка, и прежде всего на цену товара. Фирма в этом случае называется несовершенным конкурентом.
Экономисты выделяют четыре основные модели рынка или четыре типа рыночных структур в зависимости от числа и размеров фирм, характера продукции, условий входа и выхода из отрасли, контроля над ценой и др.
Таблица