русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Несостоятельности (банкротства)


Дата добавления: 2015-07-23; просмотров: 1559; Нарушение авторских прав


 

I. Правовой статус должника.

 

Соотношение понятий ≪должник≫ и ≪банкрот≫. Статья 2 Закона о несостоятельности определяет должника как гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, или юридическое лицо, оказавшихся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного данным законом. Таким образом, должник — это всегда фигура, характеризуемая допущенным правонарушением, а именно совершенной просрочкой в исполнении денежного обязательства или неуплатой налога (сбора) в бюджет. Гражданское законодательство, также оперирующее понятием ≪должник≫, исходит из несколько иного смысла. Должник в гражданско-правовом обязательстве — это не обязательно лицо. В соответствии со ст. 307 ГК ≪в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности≫ допустившее просрочку исполнения. Это исключительно лицо, обязанное совершить действие, причем, быть может, совершить его только в будущем и не обязательно путем уплаты денег. Соответственно ≪общий≫, гражданско-правовой термин ≪должник≫ содержательно несколько шире, чем ≪специальный≫, банкротный.

Что касается соотношения понятий ≪должник≫ и ≪банкрот≫, используемых в законодательстве, судебной практике и литературе, то здесь необходимо отметить следующее. Банкрот — это официально (судом) признанный несостоятельным должник. Когда инициируется банкротный (конкурсный) процесс, с какой бы процедуры он ни начался, лицо, допустившее просрочку уплаты денежного долга, получает статус должника. А вот банкротом оно станет только тогда, когда на одной из следующих стадий движения дела о несостоятельности суд вынесет решение о признании



его таковым. Этого может и не произойти, что в итоге приведет к тому, что лицо, получившее статус должника, ≪выйдет≫ из банкротного процесса, не став банкротом, так как, к примеру, восстановительные процедуры (финансовое оздоровление или внешнее управление) окажутся успешными и должник восстановит свою платежеспособность. Но если попытка восстановления финансового состояния окажется неудачной, признания должника банкротом не избежать.

Конкурсоспособность. Вопрос о том, какие юридические лица могут быть признаны банкротами или, иными словами, какие их категории являются конкурентоспособными, решается в п. 2 ст. 1 Закона о несостоятельности, предусматривающем, что действие Закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций'. Таким образом, несостоятельными могут быть и хозяйственные общества, и товарищества всех организационно-правовых форм и типов, и кооперативы, и унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и значительное число видов некоммерческих организаций.

Как видим, в число конкурсоспособных юридических лиц не включена только одна организационно-правовая форма коммерческих организаций — казенные предприятия. Это решение законодателя продиктовано правилом п. 5 ст. 115 ГК, согласно которому Российская Федерация, к слову сказать, конкурсоспособностью не обладающая, несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Что касается конкурсоспособности физических лиц (граждан), то здесь решающим является вопрос, имеет ли должник статус индивидуального предпринимателя. Если он зарегистрирован как лицо, осуществляющее коммерческую деятельность без образования юридического лица, то он вполне конкурсоспособен. Если нет — реализация процедур банкротства является невозможной. Вместе с тем необходимо учитывать, что российский законодатель определенно выразил волю на то, чтобы в будущем признать конкурсоспособность и за гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ввести так называемое ≪потребительское банкротство≫, известное, например, американскому правопорядку). Пункт 3 ст. 1 Закона о несостоятельности закрепляет, что ≪отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом≫. В то же время согласно п. 2 ст. 231 Закона о несостоятельности, предусмотренные в нем положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы. Такой закон в силу не вступил и ст. 25 ГК по-прежнему оговаривает

случай банкротства только индивидуальных предпринимателей. Изменения в правовом статусе должника, вызываемые открытием дела о банкротстве. Вполне очевидно, что введение в отношении лица процедур банкротства не проходит бесследно с точки зрения его прав и обязанностей. Если говорить о принципиальных положениях, которые характеризуют изменения в правовом

статусе должника, происходящие в связи с открытием в отношении него конкурсного процесса, то необходимо выделить следующее.

Лицо, в отношении которого введены процедуры банкротства, на протяжении всего конкурсного процесса продолжает являться субъектом права. Лицо остается собственником принадлежавшего ему до возбуждения производства по делу о несостоятельности имущества, сохраняет права требования и долги по обязательствам, обязано платить налоги, отвечать за экологический и иной вред. Вместе с тем практически на любой из стадий конкурсного процесса, при введении каждой предусмотренной законом процедуры банкротства права этого субъекта в отношении принадлежащего ему имущества существенным образом ограничиваются (какие-то сделки подвергаются запрету, требуют дополнительного согласования с управляющим или органами кредиторов, какие-то совершаются без изъявления воли ≪классических≫ органов управления юридического лица: коллегиального исполнительного органа, совета директоров и др.).

По завершении банкротного процесса юридическое лицо подлежит ликвидации, т. е. теряет правосубъектность (абз. 2 п. 1 ст. 65 ГК), индивидуальный предприниматель только теряет соответствующий статус (п. 1 ст. 25 ГК РФ). Говорить о том, что с потерей статуса индивидуального предпринимателя гражданин не признается субъектом права, конечно же, не приходится, поскольку это противоречит Конституции РФ, хотя и встречалось в многовековой истории развития института банкротства. В течение года после банкротства физическое лицо не вправе вновь зарегистрироваться для ведения предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 216 Закона о несостоятельности).

Правовое положение лица, урегулирование долгов которого осуществляется в ходе производства по делу о банкротстве, характеризуется таким важным элементом, как конкурсный иммунитет.

Последний означает, что ≪никто из кредиторов не может осуществлять требований к должнику иначе, нежели в рамках производства по делу в связи с несостоятельностью≫. В ранее действовавшем Федеральном законе от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ ≪О несостоятельности (банкротстве)≫ конкурсный иммунитет оговаривался наиболее рельефно, а именно: в п. 4 ст. 11 и п. I ст. 57, закреплявших соответственно, что с момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке и что с момента вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом имущественные требования к нему могут быть предъявлены только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом о несостоятельности 1998 г. В действующем Законе о несостоятельности конкурсный иммунитет обозначен менее категорично, но все-таки оговаривается. Статья 63 закрепляет, что ≪с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия: ≪...требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику≫.

Еще один принципиальный момент, который определяет положение должника, являющегося юридическим лицом, в процедурах банкротства. Российский институт несостоятельности в целом воспринял тенденцию зарубежного законодательства на размежевание, разделение судеб предприятия (коммерчески ориентированного имущественного комплекса, бизнеса) и юридического лица в конкурсном процессе. Выражением этого в российском Законе о несостоятельности являются положения о внешнем управлении, включая продажу предприятия (бизнеса) должника (ст. 110), возможность осуществления такой продажи при проведении конкурсного производства (ст. 139), а также правила ст. 176, согласно которым при продаже имущества градообразующей организации, признанной банкротом, арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах все предприятие в целом (как единый имущественный комплекс) и, если такие торги результата не принесут, имущество банкрота должно быть реализовано по частям.

Наконец, еще одной из составляющих, которые в целом характеризуют изменения в правовом положении лица в связи с открытием в отношении него производства по делу о несостоятельности, является появление ___________фигуры арбитражного управляющего и соответственно, включение должника в правоотношения с этим участником производства по делу о несостоятельности.

 

II. Правовой статус кредитора.

 

Справедливый режим в отношении контрагентов должника. Пункт 7 раздела I части первой Руководства ЮНСИТРАЛ определяет, что ≪цель обеспечения На тенденцию разделения судеб предприятия и юридического лица обращает внимание и А. В. Егоров, который применительно к теме реабилитационных процедур банкротства задается вопросом, а на что они (реабилитационные процедуры), собственно, направлены: на спасение (сохранение) бизнеса, т. е. предприятия как такового, или на реабилитацию хозяйствующего субъекта, владеющего бизнесом. Если в отношении должника — юридического лица назначение арбитражного управляющего — это правило, то в отношении должника — физического лица — скорее исключение из него. При банкротстве гражданина назначение конкурсного управляющего осуществляется только при определенных условиях

основывается на представлении о том, что в ходе коллективного производства режим кредиторов, обладающих аналогичными юридическими правами, должен быть равным, а удовлетворение их требований должно

происходить в соответствии с их относительной очередностью и интересами≫, а также что ≪режим для всех кредиторов не обязательно должен быть абсолютно равным, но что он должен отражать условия различных сделок, заключенных ими с должником≫. Иными словами, развитое законодательство о банкротстве ориентирует на то, что кредиторы должника, попавшего в положение банкрота, во-первых, должны получить защиту своих прав на основе принципиального соблюдения начала равноправия, а во-вторых, такое равноправие не может быть подвергнуто абсолютизации.

В качестве примера можно привести кредиторов предприятия-должника, получающих компенсации за причиненные увечья. Конечно, основание возникновения обязательства платить — нанесение ущерба здоровью гражданина — является достаточным оправданием тому, чтобы выделить данную категорию кредиторов в особую группу. Но вот давать дополнительные привилегии тем из указанных лиц, кто получил увечье в качестве работника должника, т. е. в связи с профессиональной деятельностью, отдавая им предпочтение в сравнении с травмированными

≪неработниками≫, было бы делом несправедливым. Наиболее рельефно указанные выше начала проявляются в подходе к очередности погашения требований кредиторов. Вполне очевидно, что чем более привилегированной является очередь, в которую попадает тот или иной кредитор, тем больше у негошансов получить должное, так как случаи полного удовлетворе-

ния претензий кредиторов в деле о банкротстве достаточно редки

и в российской, и в западной практике. Венцом начала равно-

правия является известный принцип распределения конкурсной

массы (имущества банкрота), именуемый ≪pari passu≫, в соответ-

ствии с которым к находящимся в одинаковом положении креди-

торам применяется режим, соразмерный их требованиям, и эти

кредиторы получаютудовлетворение пропорционально их требо-

ваниям из активов имущественной массы, имеющихся для рас-

пределения среди кредиторов их очереди2. Вместе с тем сам факт

существования определенной очередности удовлетворения требо-

ваний означает, что равенство в данном случае не абсолютно.

Тема очередности погашения претензий — не единственная

иллюстрация не абсолютизируемого равноправия кредиторов.

1 Руководство ЮНСИТРАЛ. С. 12.

2 Руководство ЮНСИТРАЛ. С. 7.

В данном контексте следует отметить и разный подход к заявле-

нию требований в реестр кредиторов (порядок должен быть еди-

ным, но он может иметь особенности, зависящие от категорий

кредиторов1), к голосованию на собраниях (действует принцип

≪количество голосов равно количеству единиц денежного требова-

ния≫, но вместе с тем ряд кредиторов, в первую очередь находя-

щихся в привилегированном положении, может быть исключен

из числа голосующих) и др.

Категории кредиторов. Во многом приведенными принципами

российский законодатель руководствуется при определении стату-

са отдельных групп контрагентов должника. Закон о несостоя-

тельности в ст. 2 выделяет две отдельныхкатегории лиц: а) собст-

венно кредиторов, под которыми понимаются лица, имеющие по

отношению к должнику права требования по денежным обяза-

тельствам и иным обязательствам, об уплате обязательных плате-

жей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, рабо-

тающих по трудовому договору, а также б) конкурсных кредито-

ров — кредиторов по денежным обязательствам, за исключением

уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник не-

сет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью,

морального вреда, имеет обязательства по выплате вознагражде-

ния по авторским договорам, а также учредителей (участников)

должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.

Вторые представляют собой разновидность первых, обладая боль-

шим объемом юридически подкрепленных возможностей, но и

оставаясь в менее выгодном, с точки зрения шансов сполна полу-

чить должное, положении.

С точки зрения Закона о несостоятельности можно выделить,

правда, только условно (т. е. без нахождения легальной дефини-

ции этого термина), ≪неденежных≫ кредиторов. Пункт 5 ст. 4 За-

кона говорит, что ≪требования кредиторов по обязательствам,не

являющимся денежными, могут быть предъявлены в суд и рас-

сматриваются судом, арбитражным судом в порядке, предусмот-

ренном процессуальным законодательством≫. Кредиторы по неде-

нежным обязательствам по общему правилу в деле о банкротстве

1 См., например: п. 4 мотивировочной части постановления Конституци-

онного Суда РФ от 12 марта 2001 г. № 4-П ≪По делу о проверке конституци-

онности ряда положений Федерального закона ≪О несостоятельности (бан-

кротстве)≫, касающихся возможности обжалования определений, выносимых

арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, статьи 49

Федерального закона ≪О несостоятельности (банкротстве) кредитных органи-

заций≫, а также статей 106, 160, 179 и 191 Арбитражного процессуального ко-

декса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Челябин-

ской области, жалобами граждан и юридических лиц≫ // ИПС ≪Консультант

Плюс≫.

не участвуют1, однако в отдельных случаях могут добиться соот-

ветствующего статуса, произведя трансформацию неденежного

долга в денежный.

Особая категория — кредиторы по текущим платежам. Под те-

кущими платежами понимаются денежные обязательства и обяза-

тельныеплатежи, возникшие после принятия заявления о при-

знании должника банкротом, а также денежные обязательства

и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил по-

сле введения соответствующей процедуры банкротства. После

введения следующей процедуры банкротства платежи по исполне-

нию обязательств, возникших до принятия заявления о призна-

нии должника банкротом, срок исполнения которых наступил до

даты введения следующей процедуры, не являются текущими

платежами. При этом платежи по обязательствам, возникшим по-

сле принятия заявления о признании должника банкротом, неза-

висимо от смены процедуры банкротства относятся к текущим

платежам2.

Наконец, в отдельную разновидность кредиторов можно выде-

лить так называемые уполномоченные органы — федеральные орга-

ны исполнительной власти, уполномоченные представлять в деле

о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате

обязательных платежей и требования Российской Федерации по

денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти

субъектов Федерации, органы местного самоуправления, уполно-

моченные представлятьв деле о банкротстве и в процедурах бан-

кротства требования по денежным обязательствам соответственно

субъектов Федерации и муниципальных образований.

Зачем закон выделяет данную категорию? Это объясняется

двумя обстоятельствами. Во-первых, наюговая задолженность, ее

погашение имеет ряд весьма существенных отличий, выделяющих

ее из гражданско-правовых требований (основания возникновения,

механизм принудительного взыскания, ограничения на изменение пра-

1 Это порождает не вполне удовлетворительно решаемые практикой про-

блемы, как, например, случай, когда неденежный иск, будучи обеспеченным,

допустим, арестом имущества должника, с введением процедур банкротства

теряет это качество, поскольку открытие дела о банкротстве влечет снятие

всех ранее наложенных арестов. Истец оказывается в ситуации, когда он ли-

шен ранее имевшихся гарантий и защитить свои права посредством их (гаран-

тий) истребования в рамках дела о несостоятельности он не может, ибо не

является участником последнего. Подробнее см.: п. 2 постановления Пленума

Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 ≪О некоторых

вопросах практики применения Федерального закона ≪О несостоятельности

(банкротстве)≫.

2 См.: постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 де-

кабря 2004 г. № 29 ≪О некоторых вопросах практики применения Федераль-

ного закона ≪О несостоятельности (банкротстве)≫.

воотношения и т. д.'). Во-вторых, в данной части весьма велика и

специфична роль государства. С одной стороны, оно едино

в двух лицах: выступает и регулятором, и участником отношений.

С другой оно действует не непосредственно, а с привлечением

в конкурсные отношения своих ≪представителей≫ — специально

созданных государственных (муниципальных) органов.

Роль и права кредиторов в конкурсном процессе. Руководство

ЮНСИТРАЛ выделяет следующие формы участия кредиторов

в банкротном процессе2:

(а) ≪Право быть заслушанным≫3. Если национальный режим

процедур банкротства основывается на этой модели, то кредито-

ры наделены исключительно минимумом прав в рамках конкурс-

ного дела. Основной объем полномочий передается управляюще-

му, назначаемому судом. Как правило, кредиторы могут высказы-

вать свое мнение перед судом и управляющим, причем,

возможно, только консолидировано, т. е. предварительнодостиг-

нув договоренности по пунктам выступления и определив упол-

номоченного их представителя. Но серьезного правового значения

их позиция может не иметь. В данном варианте контрагенты

должника лишены права определять тип вводимой процедуры,

участвовать в назначении управляющего, обжаловать его действия

и т. д. В целом такой подход признается наименее сбалансиро-

ванным, поскольку ≪в качестве стороны, наибольшим образом

экономически заинтересованной в исходе производства, кредито-

ры могут утратить доверие к производству, в рамках которого

ключевые решения принимаются без консультаций с ними≫4;

(б) ≪Общая консультативная функция≫. Здесь кредиторы игра-

ют уже более заметную роль, в частности, образуя свои постоян-

но действующие органы (собрание, комитет), они могут консуль-

тировать управляющего, который, однако, не обязан следовать

предлагаемой ему позиции. Вместе с тем ≪сдерживающим≫ для

него фактором будет служить либо обязанность согласовывать

собственные значимые шаги с судом, либо возможность кредито-

ров обжаловать акты игнорирования их консультаций.

(в) ≪Активная роль≫. Данная форма подразумеваетучастие

кредиторов во введении той или иной процедуры банкротства,

1 Иллюстрацией указанному может послужить постановление Пленума

Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. № 25 ≪О некоторых во-

просах, связанных с квалификацией и установлением требований по обяза-

тельным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле

о банкротстве≫ // ИПС ≪Консультант Плюс≫.

2 См.: Руководство ЮНСИТРАЛ. С. 225 и след.

3 Наименования форм являются условными, представляют собой не более

чем результат обобщения практики и литературы по вопросу, осуществленно-

го авторским коллективом.

4 См.: Руководство ЮНСИТРАЛ. С. 225.

в выборе и назначении управляющего, в его смещении, в кон-

троле и даже прямом согласовании существенных сделок с иму-

ществом должника и т. д. Иными словами, роль кредиторов

весьма значима, однако при всех соответствующих плюсах, вле-

кущих широкое распространение рассматриваемой модели в ми-

ре, чрезмерное увлечение ею на уровне законодателя может при-

вести и к отрицательным последствиям. ≪Если такой надзор или

необходимость утверждения лишь усложняют управление имуще-

ственной массой в деле о несостоятельности, то это может в ко-

нечном счете сказаться на стоимости и эффективности админи-

стративных процедур≫1.

Российский Закон о несостоятельности придерживается

третьего варианта. Кредиторы оказывают существенное влияние

на ход производства по делу о несостоятельности, причем как по

отдельности, так и, что более значимо, образовав соответствую-

щие органы (собрание и комитет): принимают решения о введе-

нии процедур банкротства, определяют требования к арбитражно-

му управляющему, обжалуют его действия, инициируют отстране-

ние от занимаемой должности, оспаривают сделки должника,

совершенные в преддверии несостоятельности и направленные на

вывод активов, и т. д. (ср. ст. 12, 98, 103, 145 Закона о несостоя-

тельности).

III. Правовой статус арбитражного управляющего.

 

Управляю-

щий в деле о банкротстве: мировой подход. В законах разных

стран о банкротстве используются различные термины для

обозначения лица, несущего ответственность за управление

производством по делу о несостоятельности, в том числе та-

кие, как ≪администраторы≫, ≪доверенные лица≫, ≪ликвидато-

ры≫, ≪контролеры≫, ≪управляющие имущественной массой≫,

≪кураторы≫, ≪официальные или судебныеуправляющие≫ или

≪комиссары≫.

Управляющий в деле о несостоятельности может быть физи-

ческим лицом или, как это имеет место в некоторых правовых

системах, корпорацией, или другим самостоятельным юридиче-

ским лицом. Независимо от способа назначения управляющий

в деле о несостоятельности играет центральную роль в обеспече-

нии эффективного и действенного выполнения законодательства

о несостоятельности, обладает определенными полномочиями

в отношении должников и их активов, несет обязанность по за-

щите активов и их стоимости, а также интересов кредиторов

и работников, и обеспечивает эффективное и беспристрастное

применение закона. Поэтому крайне важно, чтобы управляющий

в деле о несостоятельности имел соответствующую квалифика-

цию и обладал знаниями, опытом и личными качествами, кото-

1 Руководство ЮНСИТРАЛ. С. 227.

рые бы обеспечивали не только эффективное и действенное ве-

дение производства, но также и доверие к режиму несостоятель-

ности.

Таковы требования развитых правопорядков, обобщенные

в Руководстве ЮНСИТРАЛ1. Рассмотрим, насколько данный под-

ход был учтен при разработке и принятии российскогоЗакона

о несостоятельности.

Понятие и виды арбитражных управляющих по российскому зако-

ну. Статья 2 Закона о несостоятельности определяет арбитражного

управляющего как гражданина Российской Федерации, утверждае-

мого арбитражным судом для проведения процедур банкротства

и осуществления иных установленных этим законом полномочий и

являющегося членом одной из саморегулируемых организаций.

При этом, как разъяснил Конституционный Суд РФ, полномочия

арбитражного управляющего в деле о банкротстве в значительной

степени носят публично-правовой характер, что означает действие

управляющего в интересах должника, кредиторов и общества в це-

лом2. Это, в свою очередь, позволяет определить его как фигуру,

на первостепенной основе подчиняющуюся предписаниям публич-

ного права, что, однако, не исключает наличия обязательствен-

но-правовой природы в его деятельности3.

Законодатель выделил следующие разновидности арбитражных

управляющих:

а) временный управляющий — арбитражный управляющий, ут-

вержденный арбитражным судом для проведения наблюдения;

б) административный управляющий — арбитражный управляю-

щий, утвержденный арбитражным судом для проведения финан-

сового оздоровления;

в) внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвер-

жденный арбитражным судом для проведения внешнего управления;

г) конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, ут-

вержденный арбитражным судом для проведения конкурсного

производства.

Таким образом, Закон о несостоятельности предусматрива-

ет, что назначение для каждой из ≪основных≫ процедур бан-

кротства отдельного арбитражного управляющего, функции

1 См.: Руководство ЮНСИТРАЛ. С. 206.

2 См.: постановление Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2005 г.

№ 12-П ≪По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1

статьи 20 Федерального закона ≪О несостоятельности (банкротстве)≫ в связи

с жалобой гражданина А. Г. Меженцева≫.

3 В юридической литературе многие годы и даже века идет дискуссия,

какого рода обязательство возникает в отношениях арбитражного управляю-

щего и других участников конкурсного процесса, в первую очередь должни-

ка и кредиторов. До настоящего времени единства мнений достичь не уда-

лось.

и объем правомочий которого существенно различаются. Не-

зависимо от процедуры любой управляющий реализует ряд

≪универсальных≫, не зависящих от стадии конкурсного про-

цесса задач.

Выбор арбитражного управляющего. В данном вопросе необхо-

димо выделить два положения: а) каковы требования к кандидату

на этот пост и б) как строится процедура назначения.

В законодательстве о несостоятельности используются различ-

ные подходы к решению первого положения. Управляющий

в банкротном процессе может выбираться из числа представите-

лей различных профессиональных групп, например предпринима-

тельского сообщества, служащих какого-либо специализированно-

го правительственного учреждения или из какой-либо частной

коллегии квалифицированных специалистов (как правило, юри-

стов, бухгалтеров). В некоторых правовых системах законодатель-

ство о несостоятельности предусматривает, что по всем конкурс-

ным делам или по некоторым категориям этих дел автоматически

назначается конкретное должностное лицо. Во многих государст-

вах управляющий в деле о несостоятельности должен быть физи-

ческим лицом, однако в ряде стран допускается назначение и

юридического лица при соблюдении определенныхтребований,

например, чтобы лица, которые будут выполнять соответствую-

щую работу от имени юридического лица, обладали надлежащей

квалификацией, а деятельность самого юридического лица подпа-

дала под регулирование'.

Российский закон также предъявляет к кандидату в арбитраж-

ные управляющие определенные требования. В соответствии со

ст. 20 Закона о несостоятельности арбитражным управляющим

может быть гражданин, который:

1) зарегистрирован в качестве индивидуального предпринима-

теля;

2) имеет высшее образование;

3) имеет стаж руководящей работы не менее чем два года

в совокупности;

4) сдал теоретический экзамен по программе подготовки ар-

битражных управляющих;

5) прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в ка-

честве помощника арбитражного управляющего;

6) не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а

также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие

преступления;

7) является членом одной из саморегулируемых организаций.

Конституционность последнего требования была поставлена под

1 См.: Руководство ЮНСИТРАЛ. С. 209.

сомнение, но Конституционный Суд РФ высказался в пользу со-

ответствия данной нормы Основному закону1.

Что же касается процедуры назначения арбитражного управ-

ляющего, то здесь необходимо отметить следующее.

Во многих правовых системах управляющий в деле о несо-

стоятельности выбирается и назначается судом, который также

осуществляет надзор за его деятельностью. Выбор может произво-

диться по усмотрению суда из списка специалистов, обладающих

надлежащей квалификацией, а также может осуществляться с по-

мощью использования реестра специалистов, или на основе рота-

ции, или же каким-либо другим способом, например по рекомен-

дации кредиторов или должника.

В некоторых государствах выбор управляющего осуществляет-

ся по поручению суда специальным органом или учреждением,

на которое возложены функции по общему регулированию дея-

тельности всех управляющих в делах о несостоятельности.

Еще один подход позволяет кредиторам играть определенную

роль в представлении кандидатур и выборе управляющего в деле

о несостоятельности, который может быть назначен при условии,

что он отвечает квалификационным требованиям для работы в

этом качестве в рамках конкретного дела.

Наконец, четвертыйвариант позволяет должнику назначить

управляющего в деле о несостоятельности в тех случаях, когда,

например, реорганизационное производство (восстановительная

процедура банкротства: финансовое оздоровление или внешнее управ-

ление) было открыто по инициативе должника2.

В соответствии со ст. 39, 42 и 45 Закона о несостоятельности

суд на основании заявления кредитора, инициирующего дело

о банкротстве, определяет саморегулируемую организацию, из

числа членов которой будет избран арбитражный управляющий,

и передает ей соответствующий запрос. После получения запроса

о представлении кандидатур управляющего саморегулируемая ор-

ганизация составляет список своих членов, изъявивших согласие

быть утвержденными судом в качестве арбитражного управляю-

щего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям

к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в за-

1 Как указал Суд, ≪публично-правовой статус арбитражных управляющих

обусловливает право законодателя предъявлять к ним специальные требова-

ния, касающиеся в том числе членства в профессиональном объединении, на

которое государствотакже возлагает ответственность за обеспечение проведе-

ния процедур банкротства надлежащим образом≫ (п. 3 мотивировочной части

постановления Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2005 г. № 12-П ≪По

делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Феде-

рального закона ≪О несостоятельности (банкротстве)≫ в связи с жалобой граж-

данина А. Г. Меженцева≫).

2 См.: Руководство ЮНСИТРАЛ. С. 210 и след.

просе. Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов)

вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих,

указанных в списке кандидатур. Оставшаяся кандидатура утвер-

ждается арбитражным судом.

Данный порядок в действующем законе изложен применитель-

но к первой из вводимых процедур банкротства — наблюдению и

соответственно касается назначения временного управляющего.

Однако он является единым для всех разновидностей рассматри-

ваемого участника дела о банкротстве. Законодатель, используя из-

вестный прием нормотворческой техники, не прибегает к подроб-

ному изложению соответствующей процедуры применительно

к назначению административного, внешнего и конкурсного управ-

ляющего, а допускает отсылочную норму, указывающую на необхо-

димость применения ст. 45 Закона о несостоятельности (ст. 83, 96,

127). Отличие в данном случае только одно. Если при введении

наблюдения саморегулируемая организация указывается кредито-

ром — инициатором дела о банкротстве, то в последующих проце-

дурах организацию выбирает уже собрание кредиторов (п. 1 ст. 73

Закона о несостоятельности).

Обязанности и функции арбитражного управляющего. В Руково-

дстве ЮНСИТРАЛ названы следующие обязанности и функции

управляющего в банкротном деле, которые реализуются независи-

мо от типа введенной процедуры банкротства:

а) взятие под свой контроль активов, образующих имущест-

венную массу, и коммерческой документации должника;

б) выполнение функций представителя имущественной массы;

в) привлечение финансирования после открытия производства;

г) осуществление прав в интересах имущественной массы

в рамках возбужденных судебных, арбитражных или администра-

тивных процедур;

д) получение информации, касающейся должника, его акти-

вов, обязательств и ранее заключенных сделок (особенно сделок,

заключенных в течение подозрительного периода);

е) принятие мердля защиты и сохранения активов имущест-

венной массы и коммерческого предприятия должника;

ж) регистрация прав имущественной массы (когда регистра-

ция необходима для формализации прав имущественной массы

в отношении добросовестных приобретателей), а также ряд др.1

Конечно, ряд из перечисленных функций реализуется на оп-

ределенных стадиях условно или опосредованно, но в целом за-

кон ориентирует любого управляющего на следование таким зада-

чам. Помимо этого в зависимости от избранной процедуры бан-

кротства арбитражный управляющий может выполнять более

узкие, специфически направленные функции, в частности, при

1 См.: Руководство ЮНСИТРАЛ. С. 212 и след.

попытке восстановления бизнеса и платежеспособности должни-

ка — разработку плана санации (финансового оздоровления) пред-

приятия, его последующее претворение в жизнь, а при ликвида-

ции — реализацию активов имущественной массы.

Российский закон о несостоятельности в целом следует тен-

денциям развитых систем несостоятельности (ст. 67, п. 3 ст. 83,

ст. 99, 129).

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие, критерии и признаки несостоятельности | Тельности (банкротстве). Подведомственность дел о банкротстве.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.03 сек.