Наличие разных систем описания для излучаемых и отраженных цветов неудобно — ведь в полиграфическом процессе участвуют устройства, работающие как в модели RGB (сканер, монитор), так и в модели CMYK (фотонабор и печатная машина). В процессе работы приходится преобразовывать цвет из одной модели в другую. A RGB и CMYK имеют разный цветовой охват, и преобразование сопряжено с потерей части оттенков. Это первый отрицательный момент — различные цветовые охваты моделей.
Не менее важным является зависимость этих моделей от устройства. Например, при выводе одного и того же изображения на двух разных мониторах вы наверняка получите разный результат. Цвета и яркость будут хоть немного, да отличаться — они зависят от марки люминофора, настроек монитора, напряжения, срока службы электронной трубки и пр. При сканировании разными сканерами вы увидите на экране разные по цвету изображения. Что еще хуже, все они будут отличаться от оригинала. Здесь цвет определяется настройками и свойствами сканера. Еще более очевидной станет разница в цвете, если вы напечатаете изображение на мелованной, офисной и газетной бумаге. Более того, если напечатать два тиража одного издания на одинаковой бумаге и одинаковой краской, цвета все равно могут отличаться. Цвет напечатанного изображения зависит от огромного количества факторов. Это и сорт бумаги, и ее белизна, и влажность, и марка краски, и скорость ее поачи на печатный станок, и марка станка и много-много других параметров.
Из приведенных примеров понятно, что RGB и CMYK являются аппаратно-зависимыми моделями Поэтому одной из основных задач при работе с цветными изображениями становится достижение предсказуемого цвета. Для этого создана система цветокоррекции (Color Management System, CMS). Это программная система, цель которой во-первых, достичь одинаковых цветов для всех этапов полиграфического процесса от сканера до печатного станка, а во-вторых — обеспечить стабильное воспроизведение цвета на всех выводных устройствах (например, на любом мониторе). Для правильного отображения цвета удобно определить стандартную модель, к которой бы приводились цвета на всех этапах процесса.
Успешной попыткой создания аппаратно-независимой модели цвета, основанной на человеческом восприятии цвета, является рассматриваемая далее модель Lab.
Еще одним отрицательным качеством моделей RGB и CMYK является то, что в них яркость и цвет пикселов взаимосвязаны. Восприятие цвета имеет такую особенность: при одинаковой интенсивности глаз человека воспринимает зеленый цвет лучей как наиболее яркий, как несколько менее яркий — красный и как совсем темный — синий цвет. Таким образом, в модели RGB цвет точки и ее яркость связаны между собой. Например, насыщенные синие цвета будут очень темными, а насыщенные желтые — очень светлыми. Каждая точка на RGB-изображении воспринимается глазом как более или менее яркая. В образовании этой точки принимают участие все три цветовых канала изображения.
Непосредственно наблюдать яркость можно при переводе изображения в полутоновое. Единственный канал такого документа хранит только яркость точек, не учитывая их цвет. В модели CMYK наиболее яркой является белая бумага, на которой ничего не напечатано. Поэтому для компонентов этой модели удобнее использовать параметр, обратный яркости — нейтральную оптическую плотность краски. Она наибольшая для черного цвета (он самый темный) и убывает в следующем порядке: пурпурный, голубой, желтый. При печати первой наносят краску с наименьшей оптической плотностью, то есть самую светлую. Значения нейтральной плотности принципиальны также при треппинге.