Функциональное отношение– это такое бинарное отношение r,у которого каждому элементу соответствует ровно один такой, что пара принадлежит отношению или такого не существует совсем: или.
Функциональное отношение –это такое бинарное отношение r,длякоторого выполняется: .
Всюду определённое отношение– бинарное отношение r, для которого Dr =Х("нет одиноких х").
Сюръективное отношение– бинарное отношение r, для которого Jr = Y("нет одиноких y").
Инъективное отношение – бинарное отношение, в котором разным хсоответствуют разные у.
Отношение j - не функционально, x=1 соответствует три y: (1,2), (1,3), (1,4)
Отношение j - не всюду определенно Dj={1,2,3}¹ N4
Отношение j - не сюръективно Ij={1,2,3}¹ N4
Отношение j - не инъективно, разным x соответствуют одинаковые y, например (2,3) и (1,3).
Задание к лабораторной работе
1. Заданы множества N1 и N2. Вычислить множества:
(N1хN2) Ç (N2хN1);
(N1хN2) È (N2хN1);
(N1 Ç N2)x(N1 Ç N2);
(N1 È N2)x(N1 È N2),
где N1 = {цифры номера зачетной книжки, три последние};
N2 = {цифры даты и номера месяца рождения}.
2. Отношения rиgзаданы на множествеN6={1,2,3,4,5,6}.
Описать отношения r,g,r-1, r ○g, r-1 ○gсписком пар.
Найти матрицы отношений rиg.
Для каждого отношения определить область определения и область значений.
Определить свойства отношений.
Выделить отношения эквивалентности и построить классы эквивалентности.
Выделить отношения порядка и классифицировать их.
1) r= {(m,n) | m > n }
g= {(m,n) | сравнение по модулю 2}
2) r= {(m,n) | (m - n)делится на 2}
g= {(m,n) | mделитель n }
3) r= {(m,n) | m < n }
g= {(m,n) | сравнение по модулю 3}
4) r= {(m,n) | (m + n)- четно}
g= {(m,n) | m2=n }
5) r= {(m,n) | m / n -степень 2 }
g= {(m,n) | m = n }
6) r= {(m,n) | m / n -четно}
g = {(m,n) | m³n }
7) r= {(m,n) | m / n -нечетно }
g= {(m,n) | сравнение по модулю 4}
8) r= {(m,n) | m * n -четно }
g= {(m,n) | m£n }
9) r= {(m,n) | сравнение по модулю 5}
g= {(m,n) | mделится наn }
10) r= {(m,n) | m- четно, n - четно}
g= {(m,n) | mделительn }
11) r= {(m,n) | m = n }
g= {(m,n) | (m + n)£5 }
12) r={(m,n) | mи n имеют одинаковый остаток от деления на 3}
g= {(m,n) | (m-n)³2}
13) r= {(m,n) | (m + n) делится нацело на 2 }
g = {(m,n) | 2 £(m-n)£4}
14) r= {(m,n) | (m + n) делится нацело на 3 }
g= {(m,n) | m¹n }
15) r= {(m,n) | mи nимеют общий делитель }
g= {(m,n) | m 2£n }
16) r= {(m,n) | (m - n) делится нацело на 2 }
g= {(m,n) | m < n +2 }
17) r= {(m,n) | сравнение по модулю 4 }
g= {(m,n) | m£n }
18) r= {(m,n) | mделится нацело наn }
g= {(m,n) | m¹n , m- четно}
19) r= {(m,n) | сравнение по модулю 3 }
g= {(m,n) | 1 £(m-n)£3}
20) r= {(m,n) | (m - n) делится нацело на 4 }
g= {(m,n) | m¹n }
21) r= {(m,n) | m- нечетно, n - нечетно}
g= {(m,n) | m£n , n-четно}
22) r= {(m,n) | m и n имеют нечетный остаток от деления на 3 }
g= {(m,n) | (m-n)³1}
23) r= {(m,n) | m * n -нечетно }
g= {(m,n) | сравнение по модулю 2}
24) r= {(m,n) | m * n -четно }
g= {(m,n) | 1 £(m-n)£3}
25) r= {(m,n) | (m+ n) - четно}
g= {(m,n) | m не делится нацело на n }
26) r= {(m,n) | m = n }
g= {(m,n) | m делится нацело на n }
27) r= {(m,n) | (m - n )-четно}
g= {(m,n) | m делитель n }
28) r= {(m,n) | (m-n)³2}
g= {(m,n) | m делится нацело на n }
29) r= {(m,n) | m 2 ³ n }
g= {(m,n) | m / n -нечетно}
30) r= {(m,n) | m³n, m -четно}
g= {(m,n) | m и nимеют общий делитель, отличный от 1}
3. Определить является ли заданное отношение f -функциональным, всюду определенным, инъективным, сюръективным, биекцией (R- множество вещественных чисел). Построить график отношения, определить область определения и область значений.
Выполнить это же задание для отношений rи g из пункта 3 лабораторной работы.
1) f={ (x, y) Î R2| y=1/x +7x }
2) f={ (x, y) Î R2 | x³y }
3) f={ (x, y) Î R2 | y³x }
4) f={ (x, y) Î R2 | y³x, x³ 0 }
5) f={ (x, y) Î R2 | y2 + x2 = 1 }
6) f={ (x, y) Î R2 | 2| y | + | x | = 1 }
7) f={ (x, y) Î R2 | x + y£ 1 }
8) f={ (x, y) Î R2 | x = y2 }
9) f={ (x, y) Î R2 | y = x3 + 1}
10) f={ (x, y) Î R2 | y = -x2 }
11) f={ (x, y) Î R2 | | y | + | x | = 1 }
12) f={ (x, y) Î R2 | x = y -2 }
13) f={ (x, y) Î R2 | y2 + x2 ³1, y> 0 }
14) f={ (x, y) Î R2 | y2 + x2 = 1, x> 0 }
15) f={ (x, y) Î R2 | y2 + x2£ 1, x> 0 }
16) f={ (x, y) Î R2 | x = y2 ,x³ 0 }
17) f={ (x, y) Î R2 | y = sin(3x + p) }
18) f={ (x, y) Î R2 | y = 1 /cos x }
19) f={ (x, y) Î R2 | y = 2| x | + 3 }
20) f={ (x, y) Î R2 | y = | 2x + 1| }
21) f={ (x, y) Î R2 | y = 3x }
22) f={ (x, y) Î R2 | y = e-x }
23) f ={ (x, y)Î R2 | y = e| x | }
24) f={ (x, y) Î R2 | y = cos(3x) - 2 }
25) f={ (x, y) Î R2 | y = 3x2 - 2 }
26) f={ (x, y) Î R2 | y = 1 / (x + 2) }
27) f={ (x, y) Î R2 | y = ln(2x) - 2 }
28) f={ (x, y) Î R2 | y = | 4x -1| + 2 }
29) f={ (x, y) Î R2 | y = 1 / (x2+2x-5)}
30) f={ (x, y) Î R2 | x = y3, y³ - 2 }.
Контрольные вопросы
1.Декартово или прямое произведение множеств.
2.Определение бинарного отношения.
3.Способы описания бинарных отношений.
4.Область определения и область значений.
5.Свойства бинарных отношений.
6.Отношение эквивалентности и классы эквивалентности.
7.Отношения порядка: строгого и нестрого, полного и частичного.