русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Одномерный человек


Дата добавления: 2015-07-23; просмотров: 518; Нарушение авторских прав




Ill Шанс альтернативы

Эти примеры могут служить иллюстрацией счастли­вого брака позитивного и негативного — объективной двойственности, присущей данным опыта. Эта двой­ственность объективна, потому что сдвиг в моих ощу­щениях и размышлениях соответствует тому способу, которым наблюдаемые факты соотнесены в действи­тельности. Но, будучи познанным, это переплетение разрушает гармонизирующее сознание и его ложный реализм. Критическая мысль стремится определить ир­рациональный характер утвердившейся рациональности (который становится все более очевидным) и те тен­денции, которые приводят к тому, что эта рациональ­ность порождает свою собственную трансформацию. «Свою собственную» — поскольку как историческая целостность она развила силы и способности, которые сами становятся проектами, выходящими за пределы нынешней целостности. Как возможности развитой ин­дустриальной рациональности они связаны с обществом в его целом. Технологическая трансформация одновре­менно является политической трансформацией, но по­литические изменения перерастают в качественные со­циальные изменения лишь в той степени, в какой они изменяют направление технического прогресса — т.е. развивают новую технологию. Ибо утвердившаяся тех­нология стала инструментом деструктивной политики.

Такие качественные изменения, если бы техника пред­назначалась и использовалась для умиротворения борь­бы за существование, стали бы переходом к более вы­сокой ступени цивилизации. Подчеркивая зловещие импликации этого суждения, беру на себя смелость утверждать, что такое новое направление технического


9. Катастрофа освобождения

прогресса было бы катастрофой для утвердившегося направления,— не просто количественной эволюцией преобладающей (научной и технологической) рацио­нальности, но скорее ее катастрофической трансфор­мацией, возникновением новой идеи Разума как те­оретического, так и практического.



.Эта новая идея Разума выражена в суждении Уай-тхеда: «Функция Разума заключается в содействии ис­кусству .жизни»1. С точки зрения такой цели Разум является «направлением атаки на среду», которая вы­текает из «тройного стремления: (1) жить, (2) жить хорошо, (3) жить лучше»2.

Суждения Уайтхеда, как нам кажется, описывают и реальное развитие Разума, и его неудачи. Точнее они ведут к мысли, что Разум все еще ожидает своего исследования, познания и реализации, поскольку до сих пор исторической функцией Разума было также подавлять и даже разрушать стремление жить, жить хорошо и жить лучше — или хотя бы отсрочивать осу­ществление этого стремления, устанавливая для него непомерно высокую цену.

В определении функции Разума Уайтхедом термин «искусство» включает элемент решительного отрица­ния. Разум в его применении к обществу был, таким образом, резко противопоставляем искусству, в то время как искусству была дарована привилегия быть несколь­ко иррациональным — не подчиняться научному, техно­логическому и операциональному Разуму. Рациональность

1 А. N. Whitehead, The Function of Reason (Boston: Beacon Press, 1959),
p. 5.

2 Ibid., p. 8.

и- 299


III. Шанс альтернативы

господства разделила Разум науки и Разум искусства, или нейтрализовала Разум искусства посредством инте­грации искусства в универсум господства. Это было действительное разделение, ибо вначале наука включала и эстетический Разум, и свободную игру, и даже безум­ство воображения и преображающую фантазию; иными словами наука занималась рационализацией возмож­ностей. Однако эта свободная игра сохраняла связь с преобладающей несвободой, в которой была рождена и от которой абстрагировалась; и сами возможности, с ко­торыми играла наука, были также возможностями осво­бождения — возможностями более высокой истины.

Здесь — изначальная связь (в пределах универсума господства и нужды) между наукой, искусством и фило­софией. Это осознание расхождения между действи­тельным и возможным, между кажущейся и подлинной истиной, и попытка познать это расхождение и овладеть им. Одной из первоначальных форм его выражения было различие между богами и людьми, конечностью и бесконечным, изменением и постоянством1. Нечто из этой мифологической взаимосвязи между действитель­ным и возможным все же осталось в научном мыш­лении, продолжая направлять его к более рациональной и истинной действительности. Так, математика счита­лась действительной и «хорошей» в том же смысле, что и платоновские метафизические Идеи. Каким же образом развитие первой впоследствии стало наукой, тогда как развитие последних оставалось метафизикой?

Наиболее очевиден тот ответ, что научные абстракции в значительной степени возникали и доказывали свою

1 См. главу 5.


9. Катастрофа освобождения

истинность в процессе реального покорения и прео­бразования природы, что было невозможно для фило­софских абстракций. Ибо покорение и преобразование природы происходило по закону и порядку жизни, который философия пыталась трансцендировать, под­чиняя его «благой жизни», подчиняющейся иному за­кону и порядку. Причем этот иной порядок, который предполагал более высокую степень свободы от тяже­лого труда, невежества и нищеты, был недействитель­ным. как на заре философской мысли, так и в процессе дальнейшего ее развития, в то время как научная мысль по-прежнему была применима ко все более могуще­ственной и всеобщей действительности. Естественно, что философские понятия конечной цели не были и не могли быть верифицированы в терминах утвердив­шегося универсума дискурса и действия и, таким обра­зом, оставались метафизическими.

Но если ситуация такова, то случай метафизики и особенно случай значения и истинности метафизиче­ских высказываний — случай исторический. Т.е. истин­ность и познавательную ценность таких высказываний определяют скорее исторические, чем эпистемологи­ческие условия. Подобно всем высказываниям, претен­дующим на истинность, они должны быть верифици­руемы; они должны оставаться внутри универсума воз­можного опыта. Этот универсум никоим образом не сосуществует с утвердившимся универсумом, но рас­пространяется до границ мира, который может быть создан посредством преобразования утвердившегося, при­чем средствами им же предоставляемыми или отвергае­мыми. В этом смысле зона верифицируемое™ возрастает


III. Шанс альтернативы

в ходе истории. Таким образом, спекуляции по поводу Благополучной Жизни, Благополучного Общества, По­стоянного Мира приобретают все более реалистическое содержание; на технологической основе метафизическое имеет тенденцию становиться физическим.

Более того, если истинность метафизических выска­зываний определяется их историческим содержанием (т.е. степенью определения ими исторических возмож­ностей), то отношение между метафизикой и наукой является строго историческим. В нашей собственной культуре все еще считается само собой разумеющейся, по крайней мере, та часть сен-симоновского закона трех ступеней, которая утверждает, что метафизическая ста­дия цивилизации предшествует научной стадии. Но является ли эта последовательность окончательной? Не содержит ли научное преобразование мира свою соб­ственную метафизическую трансцендентность?

На развитой стадии индустриальной цивилизации научная рациональность, преобразованная в полити­ческую власть, становится, по-видимому, решающим фактором в развитии исторических альтернатив. Воз­никает вопрос: не обнаруживает ли эта власть тен­денции к своему собственному отрицанию — т.е. к со­действию «искусству жизни»? Тогда высшей точкой применения научной рациональности, непрекращаю­щейся в современном мире, стала бы всеохватная меха­низация труда, необходимого в плане социальном, но репрессивного в индивидуальном плане («необходимое в плане социальном» здесь включает все операции, которые могут быть выполнены машинами более эф­фективно, даже если эти операции производят предметы


9. Катастрофа освобождения

роскоши и безделушки, а не предметы первой необ­ходимости). Но эта стадия была бы также целью и пределом научной рациональности в его существующей структуре и направлении. Дальнейший прогресс означал бы скачок, переход количества в качество, который бы открыл возможность существенно новой человеческой действительности — а именно, жизни в свободное вре­мя на основе удовлетворения первостепенных потреб­ностей. В таких условиях научный проект сам стал бы свободным для виеутилитарных целей и для «искусства жизни» по ту сторону необходимости и роскоши гос­подства. Иными словами, завершение технологической действительности было бы не только предпосылкой, но также рациональным основанием трансцендированш тех­нологической действительности.

Это означало бы переворот в традиционных отно­шениях между наукой и метафизикой. В результате научной трансформации мира идеи, определяющие дей­ствительность в понятиях, отличных от понятий точных или поведенческих наук утратили бы свой метафи­зический и эмоциональный характер, и стало бы воз­можным проектировать и определять вероятную дей­ствительность свободного и умиротворенного суще­ствования именно с помощью научных понятий. Их разработка означала бы больше, чем эволюцию преоб­ладающих наук. Это затронуло бы научную рациональ­ность в целом, которая, таким образом, утратила бы связь с несвободным существованием и означала бы идею новой науки и нового Разума.

Если завершение технологического проекта пред­полагает разрыв с господствующей технологической


III. Шанс альтернативы

рациональностью, то этот разрыв в свою очередь зависит от продолжительного существования самого техничес­кого базиса. Ибо именно этот базис сделал возможным удовлетворение потребностей и сокращение тяжелого труда — и остается базисом ни больше, ни меньше как всех форм человеческой свободы. В его реконструкции — т.е. в его развитии с точки зрения различных целей — и состоит, по-видимому, качественное изменение.

Я подчеркнул, что это не означает возрождения духов­ных или иных «ценностей», которые должны дополнять научную и технологическую трансформацию человека и природы1. Напротив, историческое достижение науки и техники сделало возможным перевод ценностей в техническое задачи — материализацию ценностей. Сле­довательно, на карту поставлено переопределение цен­ностей в технических терминах как элементов техно­логического процесса. Становится возможным действие новых целей, как технических, не только в применении машин, но и в их проектировании и создании. Более того, новые цели могли бы утверждать себя даже в построении научных гипотез — в чистой научной тео­рии. Наука же могла бы перейти от квантификации вторичных качеств к квантификации ценностей.

Например, можно рассчитать минимум труда, с по­мощью которого (и степень, до которой) возможно было бы удовлетворение жизненных потребностей всех членов общества — при условии, что наличные ресурсы будут использоваться для этой цели без ограничения иными интересами и без помех накоплению капитала,

1 См. главу 1, особенно стр. 24.


9% Катастрофа освобождения

необходимого для развития соответствующего общества. Иными словами, исчислению поддается достижимый уровень свободы от нужды. Или можно высчитать сте­пень, в которой при тех же самых условиях может быть обеспечена забота о больных, немощных и стариках — т.е. высчитать возможность уменьшения беспокойства, свободы от страха.

Теперь препятствия, которые стоят на пути мате­риализации, могут быть определены как политические препятствия. Индустриальная цивилизация достигла точки, когда, учитывая стремление человека к чело­веческому существованию, абстрагирование науки от конечных (final) причин устарело с ее собственной точки зрения. Сама наука сделала возможным включить конечные причины в сферу науки в собственном смыс­ле. Общество,

должно рассматривать проблемы финальности* (finalite), оши­бочно полагаемые этическими, а иногда религиозными, как техни­ческие вопросы посредством роста и расширения технической сферы. Незавершенность техники создает фетиш этих проблем и подчиняет человека целям, которые он мыслит как абсолютные.1

В этом плане «нейтральный» научный метод и тех­нология становятся наукой и технологией исторической фазы, которая преодолевается своими собственными достижениями — которая пришла к своему решитель­ному отрицанию. Вместо того, чтобы оставаться от­деленными от науки и научного метода предметами субъективного предпочтения и иррациональной, транс­цендентальной санкции, метафизические некогда идеи

1 Gilbert Simondon, he. cit. p. 151; курсив мой.

* Т.е. проблемы, связанные с конечными причинами (целями).


■III. Шанс альтернативы

освобождения могут стать истинным объектом науки. Но это развитие ставит перед наукой неприятную задачу политизации, которая заключается в том, чтобы рас­познавать научное сознание, как политическое сознание, а научное предприятие, как предприятие политическое. Ибо преобразование ценностей в потребности, конечных причин в технические возможности является новым этапом в покорении угнетающих, непокоренных сил и общества, и природы. Это акт освобождения.

Человек освобождается из ситуации своего подчинения фи-нальности всего, научаясь создавать финальность, организовы­вать «финализированное» целое, которое он подвергает суж­дению и оценке. Человек преодолевает порабощение путем со­знательной организации финальности.1

Однако, конституируя себя методически как поли­тическое предприятие, наука и технология преодолева­ют свою нейтральность, вследствие которой они были подчинены политике и вопреки своим целям функци­онировали как политические инструменты, и входят в новый этап своего развития. Ибо технологическая пере­оценка и техническое господство (mastery) над конеч­ными причинами есть созидание, развитие и исполь­зование ресурсов (материальных и интеллектуальных), которые освобождены от всех частных интересов, ме­шающих удовлетворению человеческих потребностей и эволюции человеческих способностей. Другими сло­вами, это рациональное предприятие человека как че­ловека, как человечества. Технология, таким образом, обеспечивает историческую коррекцию преждевремен­ного отождествления Разума и Свободы, в соответствии

1 Ibid., р. юз.


9, Катастрофа освобождения

с которым человек мог стать и оставаться свободным в процессе самое себя увековечивающего производства на основе угнетения. Но в той мере, в какой технология развилась на этой основе, такая коррекция никогда не может быть результатом технического прогресса per se. Она включает в себя также и политическую перемену.

Индустриальное общество владеет инструментом для преобразования метафизического в физическое, вну­треннего во внешнее, событий в сознании человека в события в сфере технологии. Такие пугающие фразы (и реальность) как «инженеры человеческих душ», «пе­рекачка мозгов» (head shrinkers), «научное управление», «наука потребления» дают набросок (в убогом виде) прогрессирующей рационализации иррационального, «ду­ховного» — отказа от идеалистической культуры. Ибо перевод ценностей в потребности есть двоякий процесс: (1) материального удовлетворения (материализации сво­боды) и (2) свободного развития потребностей на осно­ве удовлетворения (нерепрессивиой сублимации). В этом процессе отношение между материальными и ин­теллектуальными способностями претерпевает фунда­ментальное изменение. Свободная игра мысли и вооб­ражения предполагает рациональную и направляющую функцию в реализации умиротворенной жизни человека и природы. И тогда идеи справедливости, свободы и человечности обретают свою истинность и становятся совместимыми с чистой совестью на единственной поч­ве, где это когда-либо было для них возможно,— в удовлетворении материальных потребностей человека и рациональной организации царства необходимости.


III. Шанс альтернативы

«Умиротворенная жизнь». Эта фраза довольно бедна, чтобы подытожить в форме одной ведущей идеи запрет­ный и осмеянный конец технологии, скрытую первопри­чину научного предприятия. Если бы эта первопричина была материализована и стала бы эффективной, Логос техники открыл бы универсум качественно иных отно­шений между людьми и между человеком и природой.

Но в этом месте необходимо сделать строгое пре­достережение (caveat) — предупреждение против лю­бого технологического фетишизма. Такой фетишизм (идеи будущего всемогущества технологизированного человека, «технологического Эроса», и т.д.) был в по­следнее время распространен преимущественно среди марксистских критиков современного индустриального общества. Зерно истины в этих идеях требует подчер­кнутого разоблачения мистификаций, выражаемых ими. Техника, как универсум инструментальностей, может увеличить слабость человека так же, как и его мощь. На сегодняшнем этапе он, возможно, еще более бессилен перед своим собственным аппаратом, чем когда-либо раньше.

Мистификация не устраняется передачей технологи­ческого всемогущества из рук отдельных групп в руки нового государства и централизованного планирования. Технология сохраняет во всех отношениях свою зависи­мость от других, нетехнологических целей. Чем более технологическая рациональность, освобожденная от сво­их эксплуататорских качеств, определяет общественное производство, тем более она становится зависимой от политического направления — от коллективных уси­лий по достижению умиротворенной жизни, с целями,


9. Катастрофа освобождения

которые свободные индивидуумы могут перед собой ставить.

«Умиротворение существования» не подразумевает накопления власти (power), скорее, наоборот. Мир и власть, свобода и власть, Эрос и власть — что может быть более несовместимым! Попытаюсь показать, что реконструкция материальной базы общества с точки зрения умиротворения может включать в себя как ко­личественное, так и качественное ослабление власти, создавая тем самым пространство и время для разви­тия производительности по своим внутренним законам (under self-determined incentives). Понятие о таком из­менении власти — важный момент диалектической те­ории.

В той мере, в какой цель умиротворения определяет Логос техники, она изменяет отношение между тех­нологией и ее изначальным объектом, Природой. Уми­ротворение предполагает овладение Природой, которая есть и остается объектом, противостоящим познающему субъекту. Но возможны два вида овладения: подавля­ющее и освобождающее. Последнее подразумевает устра­нение нищеты, насилия и жестокости. Как в Природе, так и в Истории борьба за существование является признаком недостатка, страдания и нужды. Это качества слепой материи, царства непосредственности, в котором удел всего живого — пассивное страдание. Это царство постепенно опосредуется в ходе исторического преобра­зования Природы; оно становится частью человеческого мира, и в силу этого качества Природы оказываются историческими качествами. В процессе развития ци­вилизации Природа перестает быть просто Природой


Ill Шанс альтернативы

в той мере, в какой свет свободы служит познанию борьбы слепых сил и овладению ею1.

История есть отрицание Природы. То, что является только природным, преодолевается и восстанавливается силой Разума. Метафизическое представление о том, что Природа в ходе истории приближается к себе самой, указывает на незавоеванные пределы Разума. Они утвер­ждаются как исторические пределы — как задача, ко­торая еще должна быть выполнена, или, точнее, должна быть поставлена. Если Природа в себе является рацио­нальным, легитимным объектом науки, то она также является легитимным объектом не только Разума как силы, но и Разума как свободы; не только господства, но и освобождения. С появлением человека как animal rationale, способного преобразовывать Природу в соот­ветствии со способностями сознания и свойствами мате­рии, просто природное, как субрациональное, приобре­тает негативный статус. Оно превращается в сферу, которая подлежит познанию и организации Разумом.

И в той степени, в какой Разум преуспевает в подчи­нении материи рациональным нормам и целям, всякое субрациональное существование выглядит лишением и нуждой, и их устранение становится исторической за­дачей. Страдание, насилие и разрушение суть категории как природной, так и человеческой действительности,

1 Гегелевская концепция свободы предполагает сознание как везде-сущное (в гегелевской терминологии: самосознание). Следовательно, «реализация» Природы не является и никогда не может быть собствен­ным делом Природы. Но поскольку Природа негативна в самой себе (т.е., несамодостаточна в своем собственном существовании), историчес­кое преобразование Природы Человеком есть, как преодоление ее нега­тивности, освобождение Природы. Или, словами Гегеля, Природа есть в сущности иеприродное — «Дух» (Geist).


9. Катастрофа освобождения

беспомощного и бессердечного мира. И та пугающая мысль, что субрациональиая жизнь природы навсегда останется судьбой такого мира, исходит не от фило­софии и не от науки; она была провозглашена другим авторитетом:

Когда Общество по предотвращению жестокости по отно­шению к животным обратилось за поддержкой к Папе, он отказал в ней на том основании, что человеческие существа не несут никакого долга перед низшими животными, и что плохое обращение с животными не является грехом, потому что живо­тные не обладают душой.1

Материализм, который не испорчен таким идеоло­гическим злоупотреблением душой, располагает более универсальной и реалистической концепцией спасения. Он допускает реальность Ада только в одном опреде­ленном месте: здесь, на земле, и утверждает, что этот Ад был создан Человеком (и Природой). А уж плохое обращение с животными — часть этого Ада, дело рук человеческого общества, чья рациональность все еще остается иррациональной.

Всякая радость и всякое счастье берут начало в способности преодоления Природы — преодоления, в котором овладение Природой само подчинено осво­бождению и умиротворению существования. Всякое спо­койствие, всякое наслаждение — результат сознатель­ного опосредования, автономии и противоречия. Про­славление естественного является частью идеологии, защищающей противоестественное общество в его борь­бе против освобождения. Яркий пример тому — дис-

1 Цитируется по: Bertrand Russell, Unpopular Essays (New York: Simon and Schuster, 1950), p. 76.


III. Шанс альтернативы

кредитация контроля рождаемости. В некоторых отста­лых уголках мира «естественным» также считается то, что черная раса ниже белой, что собакам достаются объедки, и что бизнес должен продолжаться во что бы то ни стало. Естественно также то, что большая рыба съедает маленькую — хотя это и может казаться не­естественным маленькой рыбке. Цивилизация произ­водит средства для освобождения Природы от ее соб­ственной жестокости, ее собственной недостаточности, ее собственной слепоты благодаря познающей и пре­образующей силе Разума. Но разум может выполнить эту функцию только как посттехнологическая раци­ональность, в которой техника сама становится инстру­ментом умиротворения, органоном «искусства жизни». Только тогда функция Разума сливается с функцией Искусства.

Предварительной иллюстрацией может служить гре­ческое представление о родственности искусства и тех­ники. Художник обладает идеями, которые в качестве конечных причин направляют конструирование опре­деленных вещей — точно так же, как инженер обладает идеями, которые в качестве конечных причин направ­ляют конструирование машины. Например, идея жи­лища для людей определяет строительство дома ар­хитектором; идея крупномасштабного ядерного взрыва определяет строительство аппарата, предназначенного для достижения этой цели. Акцентируя существенность связи между искусством и техникой, мы приходим тем самым к специфической рациональности искусства.

Подобно технологии, искусство творит иной универ­сум мышления и практики, который враждебен сущес-


9. Катастрофа освобождения

твующему и находится внутри него. Но в противопол­ожность техническому универсуму, универсум искусст­ва — это универсум иллюзии, видимости (Sckein), ко­торая однако обладает сходством с действительностью, и существование которой — и угроза, и обещание этой действительности1. Художественный универсум орга­низуют образы жизни без страха, скрытые разнообраз­ными формами маски и умолчания, поскольку искус­ство не имеет силы ни преобразовывать эту жизнь, ни даже адекватно ее представлять. И все же бессильная, иллюзорная истина искусства (которая никогда не была более бессильной и более иллюзорной, чем сегодня, когда она стала вездесущей составляющей управляемого общества) свидетельствует о значимости его образов. Чем более кричаще иррациональным становится общество, тем значимее рациональность художественного универсума.

Технологическая цивилизация устанавливает между искусством и техникой специфическое отношение. Вы­ше я уже упоминал о переворачивании Закона Трех Стадий и «переоценке» (revalidation) метафизики на основе научного и технологического преобразования ми­ра. Это же понятие можно теперь распространить на отношение между наукой-технологией и искусством. Рациональность искусства, его способность создавать «проект» существования, определять еще не реали­зованные возможности, можно было бы тогда рас­сматривать как обосновываемую научно-технологической трансформацией мира и функционирующую в ней. Вме­сто того, чтобы быть прислужницей утвердившегося

1 См. главу 3.

12 Одномерный человек 313


9. Катастрофа освобождения

аппарата, приукрашивающей его бизнес и его нищету, искусство стало бы техникой их разрушения.

Нам кажется, что для технологической рациональ­ности искусства характерна эстетическая «редукция»:

Искусство способно сокращать аппарат, который требуется внешним проявлением, чтобы сохранить себя —сокращение до пределов, в которых внешнее может стать проявлением духа и свободы.1

По Гегелю, искусство редуцирует непосредственную случайность, которой подвержен объект (или некая совокупность объектов), приводя его к состоянию, в котором объект принимает форму и качество свободы. Такая трансформация является редукцией, так как над случайной ситуацией довлеют внешние требования, пре­пятствующие ее свободной реализации. Эти требования, поскольку они не просто естественные, но подлежат освобождению, рациональному изменению и развитию, конституируют «аппарат». Таким образом, хотя худо­жественная трансформация и разрушает природный объ­ект, поскольку разрушаемое само связано с угнетением, эстетическое преобразование означает освобождение.

Эстетическая редукция проявляется в технологичес­ком преобразовании Природы там, где ей удается свя­зать процесс овладения с освобождением, направить овладение на освобождение. В этом случае покорение Природы, смягчая ее слепоту, жестокость и буйство, смягчает также жестокость человека по отношению к Природе. Культивация почвы качественно отличается

1 Hegel, Vorlesungen Uber die Aestetik, in: Sdmtliche Werlte, red. H.Glockner (Stuttgart, Frommann, 1929), Bd. XII, S. 217 w.


9. Катастрофа освобождения

от разрушения почвы, извлечение природных ресур­сов — от расточительной эксплуатации, а расчистка ле­сов — от их крупномасштабной вырубки. Также и устра­нение неплодородия, болезней и злокачественного рос­та, которые естественны, как и человеческие несчастья, служит освобождению жизни. Цивилизация достигла этой «иной», освобождающей трансформации в своих садах, парках и заповедниках. Но за пределами этих небольших защищенных уголков она обращается с При­родой так же, как с человеком, т.е. как с инструментом деструктивной продуктивности.

Эстетические категории способны проникнуть в тех­нологию умиротворения в той степени, в какой создание производственной техники предусматривает свободную игру способностей. Но, несмотря на «технологический Эрос» и подобные невразумительные понятия, «труд не может стать игрой...» Утверждение Маркса жестко отклоняет любые романтические интерпретации «осво­бождения труда». Идея такого золотого века так же идеологичиа в развитой индустриальной цивилизации, как и в средние века, а может быть, даже в большей степени. Ибо борьба человека с Природой все более превращается в борьбу его с обществом, чья власть над индивидом становится все более «рациональной» и, сле­довательно, более необходимой, чем когда-либо прежде. Однако, хотя эпоха царства необходимости продолжа­ется, его организация, ориентированная на качественно иные цели, могла бы изменить не только способ, но и объем общественно необходимого производства. А это изменение в свою очередь повлияло бы на человеческий фактор производства и человеческие потребности:


12*



Ш. Шанс альтернативы

свободное время превращает его обладателя в Субъекта иного типа, и он вступает в процесс непосредственного производства уже в этом новом качестве.1

Я неоднократно подчеркивал исторический характер человеческих потребностей. После выхода человека из животного состояния даже предметы жизненной необ­ходимости в свободном и рациональном обществе будут иными, чем предметы жизненной необходимости, про­изводимые в иррациональном и несвободном обществе и для этого общества. Иллюстрацией опять-таки может служить понятие «редукции».

В современную эпоху победа над нуждой все еще ограничена небольшими островками развитого инду­стриального общества. Их процветание скрывает ад внутри и за пределами их границ, помогая ему рас­пространять репрессивную производительность и «лож­ные потребности». Оно репрессивно именно в той сте­пени, в какой способствует удовлетворению потребно­стей, необходимых для продолжения гонки с равными себе и с запланированным устареванием, наслаждению свободой от напряжения мозгов и созданию средств разрушения. Очевидные удобства, предлагаемые такого рода производительностью, и, более того, поддержка, которую она оказывает системе прибыльного господ­ства, способствуют экспорту последнего в менее раз­витые страны мира, где введение такой системы все еще означает колоссальный прогресс в техническом и человеческом смысле.

1 Матч, Grundrisse der Kritik der politischen Oekonome loccit, S. 559.


9. Катастрофа освобождения

Однако тесная взаимосвязь между техническим и политико-манипулятивным ноу-хау, между прибыльной производительностью и господством дает победе над нуждой оружие для сдерживания освобождения. Это сдерживание в сверхразвитых странах обязано своей эффективностью в значительной степени именно ко­личеству товаров, услуг, работы и отдыха. Следователь­но, качественное изменение, по-видимому, предполагает количественное изменение в развитом уровне жизни, т.е. сокращение чрезмерного развития.

Уровень жизни, достигнутый в наиболее развитых индустриальных регионах, вряд ли может служить под­ходящей моделью развития, если целью является уми­ротворение. Принимая во внимание то, что этот уровень сделал с Человеком и Природой, необходимо снова поставить вопрос, стоит ли он принесенных во имя него жертв. Этот вопрос уже не звучит несерьезно с тех пор, как «общество изобилия» стало обществом всеобщей мобилизации против риска уничтожения, и с тех пор, как спутниками продаваемых им благ стали оболванивание, увековечение тяжелого труда и рост неудовлетворенности.

В этих обстоятельствах освобождение от общества изобилия не означает возврата к здоровой и простой бедности, моральной чистоте и простоте. Напротив, отказ от прибыльной расточительности увеличил бы общественное богатство, предназначаемое для распреде­ления, а конец перманентной мобилизации сократил бы общественную потребность в отказе от удовлетворения


Ж Шанс альтернативы

собственно индивидуальных потребностей — отказе, компенсацией которого ныне служит культ трениро­ванности, силы и регулярности.

В настоящее время в процветающем государстве, ори­ентированном на войну и благосостояние, такие чело­веческие качества умиротворенного существования, как отказ от всякой жесткости, клановости, неповиновение тирании большинства, исповедание страха и слабости (наиболее рациональная реакция на это общество), чув­ствительная интеллигентность, испытывающая отвра­щение к происходящему, склонность к неэффективным и осмеиваемым акциям протеста и отречения,— ка­жутся асоциальными и непатриотичными. И эти вы­ражения человечности не смогут избежать искажающего воздействия компромисса — необходимости скрывать свое истинное лицо, быть способным обмануть обман­щиков, жить и думать вопреки им. В тоталитарном обществе человеческое поведение имеет тенденцию к принятию эскапистских форм, как бы следуя совету Сэмюэла Беккета: «Не жди, пока за тобой начнут охо­титься, чтобы спрятаться...»

Даже такое отклонение личной умственной и физи­ческой энергии от социально требуемой деятельности и позиции возможно сегодня лишь для немногих; это лишь частный аспект перераспределения энергии, ко­торое должно предшествовать умиротворению. Само­определение предполагает наличие свободной энергии, не расходуемой в навязываемом физическом и ум­ственном труде за пределами личной сферы. Эта энер­гия должна быть свободной еще и в том смысле, что она не направляется на работу с товарами и услугами,


9. Катастрофа освобождения

удовлетворяющими потребности индивида, делая его в то же время неспособным к формированию собственной жизни, неспособным оценить возможности, отнимаемые этим удовлетворением. Комфорт, бизнес и обеспеченная работа в обществе, готовящемся к ядерному уничтоже­нию, могут служить универсальным примером порабо­щающего довольства. Освобождение энергии от дей­ствий, предназначенных для поддержания деструктив­ного процветания, означает понижение высокого уровня рабства, что позволит индивидам развить ту рациональ­ность, которая может сделать возможной умиротворен­ное существование.

Новый жизненный стандарт, приспособленный к уми­ротворению существования, в будущем предполагает также сокращение населения. Вполне понятно и даже разумно, что индустриальная цивилизация полагает за­конным уничтожение миллионов людей в войне и еже­дневные жертвы в лице всех тех, кто лишен необхо­димой поддержки и защиты, но выставляет напоказ свои моральные и религиозные колебания, когда вопрос касается ограничения производства новой жизни в об­ществе, которое до сих пор приводится в движение запланированным уничтожением жизни в Националь­ных Интересах и незапланированным лишением жизни во имя частных интересов. Эти моральные колебания вполне понятны и разумны, поскольку такое общество нуждается во всевозрастающем количестве клиентов и сторонников; необходимо регулировать постоянно воз­обновляемый излишек.


ЯГ. Шанс альтернативы

Однако требования прибыльного массового производ­ства не обязательно совпадают с нуждами человечества. Проблема состоит не только (и, вероятно, не главным образом) в необходимом пропитании и обеспечении увеличивающегося населения — она прежде всего в чи­сле, в простом количестве. Обвинение, провозглашенное Стефаном Георге полвека назад, звучит не просто как поэтическая вольность: «Schon eure Zahl ist Frevel!»*

Преступление общества состоит в том, что рост на­селения усиливает борьбу за существование вопреки возможности ее ослабления. Стремление к расширению «жизненного пространства» действует не только в меж­дународной агрессии, но и внутри нации. Здесь экс­пансия всех форм коллективного труда, общественной жизни и развлечений вторглась во внутреннее про­странство личности и практически исключила возмож­ность такой изоляции, в которой предоставленный са­мому себе индивид может думать, спрашивать и на­ходить ответы на свои вопросы. Этот вид уединения — единственное условие, которое на основе удовлетворен­ных жизненных потребностей способно придать смысл свободе и независимости мышления,— уже давным-давно стал самым дорогим товаром, доступным только очень богатым (которые им не пользуются). В этом отношении «культура» также обнаруживает свое фео­дальное происхождение и ограничения. Она может стать демократической только посредством отмены демокра­тии масс, т.е. в том случае, если общество преуспеет в восстановлении прерогатив уединения, гарантировав его всем и защищая его для каждого.

Уже то, сколько вас, есть преступление! (нем.)


9. Катастрофа освобождения

С отказом в свободе, даже в возможности свободы согласуется дарование вольностей (свобод — liberties) там, где они способствуют подавлению. Ужасают такие вольности, как право нарушать спокойствие всюду, где бы ни существовал мир и спокойствие, быть уродливым и уродовать окружающее, источать фамильярность (to ooze familiarity), разрушать прекрасные формы, ибо они переходят во вседозволенность. Все это пугает, потому что здесь выражается узаконенное и даже организован­ное усилие отказывать Другому в его праве воспрепят­ствовать самостоятельности (autonomy) даже в малой, оговоренной сфере жизни. В сверхразвитых странах все большая часть населения превращается в одну огром­ную толпу пленников, плененных не тоталитарным ре­жимом, а вольностями гражданского общества, чьи сред­ства развлечения и облагораживания (media of amuse­ment and elevation) принуждают Другого разделять их звуки, внешний вид и запахи.

Имеет ли право общество, неспособное защитить ча­стную жизнь личности даже в четырех стенах его дома, разглагольствовать о своем уважении к личности и о том, что оно — свободное общество? Разумеется, сво­бодное общество определяется более фундаменталь­ными достижениями, чем личная самостоятельность. И все же, отсутствие последней делает недействитель­ными даже наиболее заметные установления экономи­ческой и политической свободы, так как отрицает ее глубинные основания. Массовая социализация начина­ется в домашнем кругу и задерживает развитие сознания и совести. Для достижения самостоятельности необ­ходимы условия, в которых подавленные измерения


Ill Шанс альтернативы

опыта могут вернуться к жизни; но освободить эти последние нельзя, не ущемив коллективные (heterono-mous) нужды и формы удовлетворения потребностей, организующие жизнь в этом обществе. Чем более они становятся личными нуждами и способами удовлетво­рения, тем более их подавление кажется почти роковой потерей. Но именно в силу такого рокового характера оно может создать первичные субъективные предпо­сылки для качественного изменения, а именно — пере-ov/shku потребностей (redefinition of needs).

Приведу один (к сожалению, выдуманный) пример: простое отсутствие всех рекламных и всех независимых средств информации и развлечения погрузило бы че­ловека в болезненный вакуум, лишающий его возмож­ности удивляться и думать, узнавать себя (или скорее отрицательное в себе) и свое общество. Лишенный своих ложных отцов, вождей, друзей и представителей, он должен был бы учить заново эту азбуку. Но слова и предложения, которые он сможет построить, могут выйти совершенно иными, как и его устремления и страхи.

Разумеется, такая ситуация была бы невыносимым кошмаром. Пока люди могут поддерживать продол­жающееся создание ядерного вооружения, радиоактив­ных веществ и сомнительной пищи, они не смогут (именно по этой причине!) смириться с лишением раз­влечений и форм обучения, делающих их способными воспроизводить меры, необходимые для своей защиты и/или разрушения. Отключение телевидения и подоб­ных ему средств информации могло бы, таким образом, дать толчок к началу того, к чему не смогли привести


9, Катастрофа освобождения

коренные противоречия капитализма — к полному раз­рушению системы. Создание репрессивных потребнос­тей давным-давно стало частью общественно необхо­димого труда — необходимого в том смысле, что без него нельзя будет поддерживать существующий способ производства. Поэтому на повестке дня стоят не про­блемы психологии или эстетики, а материальная база господства.


Ю.Заклдочение

В ходе своего развития одномерное общество изме­няет отношение между рациональным и иррациональ­ным. В сравнении с фантастическими и безумными сторонами его рациональности, сфера иррационального превращается в дом подлинно рационального — тех идей, которые могут «способствовать искусству жизни». Если установившееся общество управляет любым нор­мальным общением, делая его существенным или не­существенным в соответствии с социальными требо­ваниями, то для ценностей, чуждых этим требованиям, вероятно, не остается другого средства общения, кроме «ненормального», т.е. сферы вымысла. Именно эсте­тическое измерение по-прежнему сохраняет свободу вы­ражения, позволяющую писателю и художнику назы­вать людей и вещи своими именами — давать название тому, что не может быть названо другим способом.

Истинное лицо нашего времени показано в новеллах Сэмюэла Беккета, а его реальная история написана в пьесе Рольфа Хоххута «Наместник». Здесь уже говорит не воображение, а Разум, и говорит в том мире, который оправдывает все и прощает все, кроме прегрешений, против его духа Действительность этого мира прево­сходит всякое воображение, и поэтому последнее отре-


Ю.Заключение

кается от нее. Призрак Аушвица продолжает являться, но не как память, а как деяния человека: полеты в космос; космические ракеты и ракетные вооружения; «подвальные лабиринты под Закусочной»; аккуратные электронные заводы, чистые, гигиеничные, с цветоч­ными клумбами; отравляющий газ, который «в общем-то» не вреден для людей; соблюдение секретности, в которой мы все участвуем. Такова реальность, окружа­ющая великие достижения человеческой науки, медицин ны, технологии; единственное, что дает надежду в этой катастрофической действительности — это усилия со­хранить и улучшить жизнь. Своевольная игра фан­тастическими возможностями, способность действовать с чистой совестью contra naturam*, экспериментировать с людьми и вещами, превращать иллюзии в действи­тельность и выдумку в истину — все это свидетель­ствует о том, насколько Воображение стало инструмен­том прогресса. Как и многое другое в существующем обществе, оно стало предметом методического злоупот­ребления. Определяя движение и стиль в политике, сила воображения оставила далеко позади Алису в Стране Чудес по умению манипулировать сЯовами, обращая смысл в бессмыслицу и бессмыслицу в смысл. Под воздействитем техники и политики происходит слияние ранее антагонистических сфер — магии и на­уки, жизни и смерти, радости и страдания. Красота обнажает свой пугающий лик, так как сверхсекретные ядерные установки и лаборатории превращаются в «Ин­дустриальные Парки» с приятным окружением; штаб

* Против природы (лат.)


III. Шанс альтернативы

гражданской обороны демонстрирует «роскошное убе­жище от радиоактивных осадков» со стенами, увешан­ными коврами («мягкими»), шезлонгами, телевизорами и надписью: «проект предусматривает совмещение се­мейной комнаты в мирное время (sic!) с семейным убежищем на время войны»1. И если такие создания не будят в человеке ужас, если это воспринимается как само собой разумеющееся, то только потому, что эти достижения (а) совершенно рациональны с точки зрения существующего порядка, и (Ь) служат призна­ками человеческой изобретательности и силы, которые превосходят традиционные пределы воображения.

Непристойное слияние эстетики и действительности опровергает всякую философию, противопоставляющую «поэтическое» воображение научному и эмпирическому Разуму. По мере того, как технологический прогресс сопровождается прогрессирующей рационализацией и даже реализацией воображаемого, архетипы ужасного и радостного, войны и мира теряют свой катастро­фический характер. Их проявление в повседневной жиз­ни человека уже не выглядит проявлением иррацио­нальных сил, ибо современным воплощением последних теперь служат элементы и атрибуты технологического господства.

Сократив и едва не упразднив романтическое про­странство воображения, общество вынудило его искать для своего утверждения новую почву, на которой образы переводятся в исторические возможности и проекты.

1 Согласно «Нью-Йорк Тайме» эа 11 ноября I960 года, представление происходило в Нью-Йоркском городском штабе Гражданской Обороны, на Лексингтон авеню и 55-й улице.


ЮЯаклюнение

Но этот перевод будет таким же плохим и искаженным, как и осуществляющее его общество. Отделенное от сферы материального производства и материальных по­требностей, воображение было просто игрой, не прини­маемой всерьез в сфере необходимости, и связываемой лишь с фантастической логикой и фантастической исти­ной. Но технический прогресс упраздняет это разде­ление и наделяет образы своей собственной логикой и своей собственной истиной, сокращая свободные спо­собности сознания. Однако он тем самым сокращает также разрыв между воображением и Разумом. Сопри­касаясь на общей почве, эти две антагонистические способности становятся взаимозависимыми. Не явля­ется ли в свете возможностей развитой индустриальной цивилизации всякая игра воображения игрой с техни­ческими возможностями, которые могут быть провере­ны в смысле возможности их реализации? Тем самым романтическая идея «науки Воображения», по-види­мому, приобретает все более эмпирические очертания. Научный, рациональный характер Воображения дав­но признан в математике, в гипотезах и экспериментах естественных наук. Точно так же он признан в психо­анализе, который представляет собой теорию, основан­ную на допущении специфической рациональности ир­рационального; познание превращает воображение, ме­няя его направление, в терапевтическую силу. Но эта терапевтическая сила способна на гораздо большее, чем просто лечение неврозов. Вот перспектива, которую нарисовал отнюдь не поэт, а ученый:

Полный материальный психоанализ... может помочь нам из­лечиться от наших образов, или, по крайней мере, ограничить


III. Шанс альтернативы

власть этих образов над нами. А впоследствии можно надеяться, что мы будем способны сделать воображетш только счастливым, примирить его с чистой совестью, предоставив ему полную свободу в развертывании всех его средств выражения, всех материальных образов, возникающих в естественных снах, в нормальной деятельности сновидения. Сделать воображение сча­стливым, высвободить все его богатство — означает именно сообщить воображению его истинную функцию как психоло­гического импульса и силы.1

Воображение не остается невосприимчивым к про­цессу овеществления. Наши образы владеют нами, и мы страдаем от своих собственных образов. И это явление, и его последствия хорошо известны психоана­литикам. Однако «давать волю вооображению в сред­ствах выражения» было бы регрессом. Искалеченные -во всех отношениях (включая и способность вообра­жения) индивиды способны и организовывать и раз­рушать даже в большей степени, чем им позволено сейчас. Такое высвобождение было бы неослабевающим ужасом — не катастрофой культуры, но разгулом ее наиболее репрессивных тенденций. Рационально то во­ображение, которое может стать a priori реконструкции и перевода производительного аппарата в русло умиро­творенного существования, жизни без страха. Но это не может быть воображение тех, кто одержим образами господства и смерти.

Освободить воображение и вернуть ему все его сред­ства выражения можно лишь через подавление того, что служит увековечиванию репрессивного общества и что сегодня пользуется свободой. И такой переворот —

1 Gaston Bachelard, La Materiatisme rationnel (Paris, Presses Universi-taires, 1953), p. 18. (Курсив Башляра).


Ю.Заключение

дело не психологии или этики, а политики в том смысле, в котором этот термин использовался в этой книге: практика, развивающая, определяющая, сохраня­ющая и изменяющая основные социальные институты. Эта практика — дело индивидов, независимо от того, как они организованы. Таким образом, необходимо еще раз поставить вопрос: как могут управляемые индивиды, которые превратили процесс своего увечения в свои собственные права, свободы и потребности, воспроиз­водимые в расширяющемся масштабе, освободить себя от самих себя и от своих хозяев? Можно ли вообще помыслить, что этот замкнутый круг будет разорван?

Как это ни парадоксально, но основную трудность при ответе на этот вопрос составляет вовсе не понятие новых социальных институтов. Существующие обще­ства сами изменяют или уже изменили свои базисные институты в направлении расширения масштабов соци­ального планирования. Поскольку развитие и использо­вание всех наличных ресурсов для всеобщего удовлетво­рения первостепенных потребностей является предпосыл­кой умиротворения, оно несовместимо с преобладанием частных интересов, стоящих на пути к этой цели. Услови­ем качественных изменений может быть планирование, имеющее в виду благо целого вопреки этим частным интересам; только на этой основе может появиться сво­бодное и разумное общество.

Институты, в деятельности которых можно разгля­деть умиротворение, сопротивляются традиционному разделению на авторитарное и демократическое, цен­трализованное и либеральное управление. В настоящее время противостояние центральному планированию во


Ill Шанс альтернативы

имя либеральной демократии, отрицаемой в действи­тельности, служит идеологической опорой репрессив­ным интересам. Задача подлинного самоопределения индивидов зависит от эффективного общественного кон­троля над производством и распределением предметов первой необходимости (с точки зрения достигнутого уровня культуры, материальной и интеллектуальной).

В этом случае технологическая рациональность, ли­шенная своих эксплуататорских свойств, остается един­ственным стандартом и ориентиром планирования и развития наличных ресурсов в интересах всех людей. Самоопределение в производстве и распределении жи­зненно необходимых товаров и услуг было бы рас­точительным. Это техническая работа, и как подлинно техническая работа, она способствует облегчению тя­желого физического и умственного труда. В этой сфере централизованный контроль может считаться рацио­нальным, если он создает предпосылки для осмыслен­ного самоопределения. Последнее может впоследствии стать эффективным в своей собственной сфере — в принятии решений, затрагивающих производство и рас­пределение экономических излишков, а также в личной жизни.

В любом случае сочетание централизованной власти и прямой демократии может проявляться в бесконечном числе вариаций в зависимости от уровня ■ развития. Самоопределение реально тогда, когда масса распада­ется на личности, освобожденные от всякой пропаганды, зависимости и. манипуляций, способные знать и по­нимать факты и оценивать альтернативы. Иными сло­вами, общество может стать рациональным и свободным


Ю.Заключение

в той степени, в какой оно организовывается, под­держивается и воспроизводится существенно новым ис­торическим Субъектом.

Но на современном этапе развития индустриальных обществ и материальная, и культурная система отвер­гают такую необходимость. Сила и эффективность этой системы, полная поглощенность сознания фактами, мы­шления — требуемым поведением, а стремлений — ре­альностью препятствуют появлению нового Субъекта. Они препятствуют также пониманию того, что заме­щение преобладающей формы контроля над процессом производства иной формой (т.е. «контроля сверху»- «кон­тролем снизу») означало бы качественные изменения. Там, где трудящиеся были и остаются живым протестом и обвинением существующему обществу, эта точка зре­ния была значимой и по-прежнему сохраняет свою значимость. Однако там, где эти классы стали опорой установившегося образа жизни, их приход к управлению продлил бы его существование в других формах.

И тем не менее налицо все факты, которые могут служить обоснованием критической теории этого обще­ства и его гибельного развития: возрастающая иррацио­нальность целого; расточительная и требующая ограни­чений производительность; потребность в агрессивной экспансии; постоянная угроза войны; усиливающаяся эксплуатация; дегуманизация. Все они указывают исто­рическую альтернативу: плановое использование ресур­сов для удовлетворения первостепенных жизненных потребностей с минимумом тяжелого труда, преобра­зование досуга в свободное время и умиротворение борьбы за существование,


Ill Шанс альтернативы

Но эти факты и альтернативы выглядят как несвя­занные друг с другом фрагменты, или как мир немых объектов без субъекта, без практики, которая бы на­правила их в новом направлении. Диалектическая тео­рия не опровергнута, но она не может предложить никакого средства. Она не может быть позитивной. Разумеется, диалектическое понятие, познавая данные факты, тем самым трансцендирует факты. Это верный признак ее истинности. Она определяет исторические возможности, даже необходимости, но реализованы они могут быть только в практике, которая отвечает теории. Однако в настоящее время практика не дает такого ответа.

И на теоретической, и на практической почве диалек­тическое понятие провозглашает безнадежность. Его история — человеческая действительность, и противо­речия в ней не взрываются сами собой. Конфликт между отлаженным, приносящим вознаграждение го­сподством, с одной стороны, и его достижениями, де­лающими возможным самоопределение и умиротворе­ние, с другой, может стать явным вопреки любым возражениям, но при этом он вполне может оставаться управляемым и даже продуктивным, ибо с ростом тех­нологического покорения природы возрастает порабо­щение человека человеком. Такое порабощение в свою очередь уменьшает свободу, являющуюся необходимым a priori освобождения,— это свобода мысли в том един­ственном смысле, в котором только и может быть свободной мысль в управляемом мире, а именно: в смысле осознания его репрессивной продуктивности и абсолютной необходимости разрушения этого целого.


Ю.Заключение

Но как раз там, где эта абсолютная необходимость могла бы стать движущей силой исторической прак­тики, эффективной причиной качественных изменений, мы не видим ее преобладания. А без этой материальной силы даже самое проницательное сознание остается бес­сильным.

Независимо от того, насколько очевидно может про­явить себя иррациональный характер целого, а вместе с ним необходимость перемены, понимания необхо­димости недостаточно для того, чтобы разглядеть воз­можные альтернативы. При столкновении с вездесущей эффективностью данной системы жизни альтернативы всегда выглядели утопичными. Но даже если научные достижения и уровень производства лишат альтерна­тивы их утопичности, даже если утопичной будет вы­глядеть скорее существующая действительность, чем ее противоположность,— даже тогда только понимание не­обходимости, осознание бедственного состояния все еще будет недостаточным.

Значит ли это, что критическая теория общества слагает с себя полномочия и уступает место эмпиричес­кой социологии, свободной от каких бы то ни было теоретических ориентиров, кроме методологических, что критическая теория капитулирует перед софизмами лож­ной конкретности и, провозглашая отказ от ценностных суждений, выполняет служебную идеологическую роль? Или же эта ситуация является еще одним свидетель­ством истинности диалектики, которая, постигая свое место в обществе, тем самым постигает и общество как таковое? Ответ напрашивается сам собой, если мы рассмотрим самый слабый пункт критической теории,—


Ill Шанс альтернативы

ее неспособность указать освободительные тенденции внутри существующего общества.

Во время своего возникновения критическая теория общества была свидетелем реальных сил (объективных и субъективных) в существующем обществе, которое двигалось (или могло двигаться, поддаваясь направля­ющему воздействию) к более рациональным и свобод­ным институтам посредством упразднения существу­ющих институтов, превратившихся в препятствие для прогресса. Таковы были эмпирические основания этой теории, которые дали толчок идее освобождения вну­тренних возможностей — идее развития (в противном случае, сдерживаемого и искажаемого) способностей, потребностей и продуктивности как материального так и интеллектуального характера. Даже не указывая таких сил, критика общества тем не менее сохраняет свою значимость и рациональность, но перевести свою ра­циональность в термины исторической практики она неспособна. Не напрашивается ли очевидный вывод? «Освобождение внутренних возможностей» перестало быть адекватным выражением исторической альтерна­тивы.

В развитом индустриальном обществе мы видим не­мало скованных возможностей: развитие производи­тельных сил по всевозрастающем масштабе, усиление власти над природой, все более полное удовлетворение потребностей для все большего числа людей, создание новых потребностей и способностей. Но эти возмож­ности постепенно реализуются средствами и института­ми, перечеркивающими их освободительный потенциал, причем этот процесс оказывает влияние не только на


Ю.Заключение

средства, но и на цели. Инструменты производитель­ности и прогресса, организованные в тоталитарную си­стему, определяют не только актуальные, но и возмож­ные способы применения.

На ступени своего наивысшего развития господство функционирует как администрирование, и в сверхразви­тых странах массового потребления администрируемая жизнь становится стандартом благополучной жизни для целого, так что далее противоположности объединяются для ее защиты. Это чистая форма господства. И, на­оборот, его отрицание представляется чистой формой отрицания. Все его содержание, по-видимому, сводится к одному абстрактному требованию отмены господ­ства — единственная поистине революционная необ­ходимость, реализация которой придала бы смысл до­стижениям индустриальной цивилизации. Вследствие действенной борьбы с ним со стороны существующей системы отрицание предстает в политически беспомо­щной форме «абсолютного отказа» — отказа, кажуще­гося тем более неразумным, чем более установившаяся система развивает свою производительность и облегчает тяготы жизни. В словах Мориса Бланшо:

То, от чего мы отказываемся, вовсе не лишено ценности или значения. Но именно поэтому и необходим отказ. Существуют разумные основания, которых мы больше не принимаем, про­явления мудрости, которые нас ужасают, призыв к согласию и примирению, которого мы больше не слышим. Произошел раз­рыв. Мы доведены до такой степени откровенности, что она больше не терпит участия.1

1 «Le Refus»-//-*Z.e 14 Juillet» no. 2, Paris, Octobre 1958.


III. Шанс альтернативы

Но если абстрактный характер отказа является ре­зультатом тотального овеществления, то должна по-прежнему существовать конкретная основа отказа, ибо овеществление — всего лишь иллюзия. По той же при­чине унификация противоположностей посредством тех­нологической рациональности должна быть, при всей своей реальности, иллюзорной унификацией, которая не устраняет ни противоречия между растущей про­изводительностью труда и ее репрессивным использо­ванием, ни настоятельную потребность в разрешении этого противоречия.

Но борьба за это разрешение переросла традиционные формы. Тоталитарные тенденции одномерного общества делают традиционные пути и средства протеста неэф­фективными — и, может быть, даже опасными, по­скольку они сохраняют иллюзию верховенства народа. В этой иллюзии есть доля правды: «народ», бывший ранее катализатором общественных сдвигов, «поднялся» до роли катализатора общественного сплачивания. В го­раздо большей степени в этом, а не в перераспределении богатств и уравнивании классов, состоит новая стра­тификация развитого индустриального общества.

Однако под консервативно настроеннной основной массой народа скрыта прослойка отверженных и аут­сайдеров, эксплуатируемых и преследуемых предста­вителей других рас и цветов кожи, безработных и нетрудоспособных. Они остаются за бортом демокра­тического процесса, и их жизнь являет собой самую непосредственную и реальную необходимость отмены невыносимых условий и институтов. Таким образом, их противостояние само по себе революционно, пусть


Ю.Заключение

даже оно ими не осознается. Это противостояние на­носит системе удар снаружи, так что она не в силах уклониться; именно эта стихийная сила нарушает пра­вила игры и тем самым разоблачает ее как бесчестную игру. Когда они (отверженные) объединяются и выходят на улицы, безоружные, беззащитные, с требованием самых простых гражданских прав, они знают, что стол­кнутся с собаками, камнями, бомбами, тюрьмами, кон­центрационными лагерями и даже смертью. Но их сила стоит за каждой политической демонстрацией жертв закона и существующего порядка. И тот факт, что они уже отказываются играть в эту игру, возможно, свиде­тельствует о том, что настоящему периоду развития цивилизации приходит конец.

Нет оснований полагать, что этот конец будет бла­гополучным. Обладая значительными экономическими и техническими возможностями, существующие обще­ства уже вполне могут позволить себе пойти на приспо­собительные шаги и уступки обездоленным, а их во­оруженные силы достаточно натренированы и осна­щены, чтобы позаботиться об экстренных ситуациях. Однако призрак конца цивилизации продолжает блуж­дать внутри и за пределами развитых обществ. На­прашивается очевидная историческая параллель с вар­варами, некогда угрожавшими цивилизованной импе­рии; вторым периодом варварства вполне может стать продолжение империи самой цивилизации. Но вполне вероятно, что исторические крайности — высшая сте­пень развития сознания человечества и его наиболее эксплуатируемая сила — могут сойтись и на этот раз. Это — не более, чем вероятность. Критическая теория


III. Шанс альтернативы

общества не располагает понятиями, которые могли бы перебросить мост через пропасть между его настоящим и будущим; не давая обещаний и не демонстрируя успехов, она остается негативной. Таким образом, она хочет сохранить верность тем, кто, уже утратив надежду, посвятил и продолжает посвящать свои жизни Вели­кому Отказу.

В начале периода фашизма Вальтер Беиьямии на­писал:

Nur ит der Hoffnungslosen willen ist uns die Hqffhung gegeben.

Только ради потерявших надежду дана нам надежда.


Именной и предметный указатель


Абстрактность теории XVII,

176 Автоматизация 48—49 Адорно Теодор Визенгрунд 15,

84, 90, 130, 157, 180, 183,

206 Аристотель 163, 166, 167, 177,

179, 180, 183, 193, 244,

247, 290

Башляр Гастон 202, 328

Бальзак Оноре де 101

Барт Ролан 89, 109, 119, 131,

133, 134 Бах Иоганн Себастьян 81, 83 Беккет Сэмюэл 318, 324 Белл Дэниел 38 Беньямин Вальтер 338 Бланшо Морис 355 Блох Эрнст 157 Бодлер Шарль 83, 100 Борн Макс 196 Брехт Бертольт 86, 90 Бриджмен П. В. 17, 18

Вайцзеккер Г. Ф. фон 198, 204 Валери Поль 87, 235 Витгенштейн Людвиг 228, 230,

238, 241, 245, 261 Воображение 325—329 Вудворд Джулиан Л. 155


Выбор в истории XX, 288—290

Гегель Георг 83, 126, 185, 200,

225, 238, 243, 247, 310,

314 Гейзенберг Вернер 197, 201 Георге Стефан 84, 320 Герр Стэнли 113 Гете Иоганн Вольфганг 75, 100 Гоббс Томас 20 Грюнбаум Адольф 196 Гумбольдт Вильгельм фон 125,

278, 279 Гуссерль Эдмунд 171, 201,

213—217

Декарт Рене 20

Десублимация институциона­лизированная 96

Диалектика 127, 131, 162, 175, 184 — 187, 292, 293, 322

Динглер Герберт 195

Дьюи Джон 219

Дюмон Рене 61

Идеология 15, 157, 248, 262

Интроекция 13

Ионеско Э. 105

Искусство:

...и разум 299, 300, 312 ...и технология 312, 324



Указатель


Историзм 285—287 Историческая рациональность

289—294 История:

...как отрицание природы

309—311 ...подавление истории 128, 129

Кан Герман 105

Кант Иммануил 20, 233, 274

Капитализм — социализм:

отношения, переход 30,

48, 54 Коммунистические партии:

Франция, Италия 2



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ШАНС АЛЬТЕРНАТИВЫ | Рональд Лейнг «Разделенное Я»,


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.123 сек.