Мобильные станции АИС в зависимости от назначения и места установки подразделяется на следующие виды:
судовые станции класса А;
судовые станции класса В;
портативные (носимые) станции, используемые лоцманами на борту судна;
станции, устанавливаемые на средствах навигационного оборудования (СНО).
станции, устанавливаемые на воздушных судах, участвующих в поисково-спасательных операциях.
Судовые станции класса А полностью соответствуют международным требованиям и стандартам и устанавливаются на судах согласно требований Главы 5 Конвенции SOLAS. Структурная схема судовой станции класса А приведена на рис. 3.4.
В состав судовой станции (транспондера) АИС класса А входят:
- два приемника каналов AIS-1 и AIS-2, обеспечивающие переключение
на региональные каналы (частоты);
- передатчик, переключаемый на каналы AIS-1 и AIS-2 и на региональные каналы;
Рис. 3.4. Структура судовой станции класса А
- приемник с цифровым избирательным вызовом (канал 70);
- антенный переключатель (АП);
- антенна ОВЧ (УКВ);
- антенна ГНСС (ДГНСС);
- встроенный приемник ГНСС (ДГНСС);
- декодеры (декодирующие устройства) сигналов ЦИВ и TDMA;
- кодеры (кодирующие устройства) сигналов ЦИВ и TDMA;
-микропроцессорный контроллер, управляющий работой аппаратуры;
- минимальный дисплей и клавиатура;
- встроенное устройство интегрального контроля работоспособности (BIIT – Built-In Integrity Test);
- блок питания.
Для сопряжения оборудования АИС с судовыми навигационными приборами (датчиками и дисплеями) предусмотрены следующие порты:
- порт 1 – для подключения к судовому (внешнему) навигационному приемнику ГНСС или ДГНСС (или наземных радионавигационных систем);
- порт 2 – для подключения к гирокомпасу;
- порт 3 – для подключения к датчику угловой скорости;
- порты 4 и 6 – для подключения к судовому навигационному дисплею (РЛС/САРП, ЭКС или интегрированная навигационная система);
- порт 5 – для подключения вспомогательного оборудования или портативного лоцманского прибора;
- порт 8 – для подключения к терминалу Инмарсат – С;
- порт 9 – для ввода поправок ДГНСС во внутренний приемник от внешнего источника, а также для вывода поправок ДГНСС, принятых по каналу связи АИС, на внешний навигационный приемник;
- порт 10 – для подключения к системе тревожной сигнализации на мостике.
Порты 6 и 9 являются необязательными и могут отсутствовать в отдельных видах судовой аппаратуры. Порты 1-8 должны соответствовать требованиям Стандарта МЭК/IEC 61162 к интерфейсам обмена информацией.
Минимальный (текстовый) дисплей и клавиатура обеспечивают возможность ввода в аппаратуру АИС статической и рейсовой информации, а также ввода и отображения текстовых сообщений, связанных с безопасностью мореплавания. Конструктивно минимальный дисплей и клавиатура объединяются с основным прибором АИС, либо выполняются в виде отдельного малогабаритного прибора. Минимальный дисплей должен отображать данные не менее, чем по трем судам, включая пеленг, дальность и название судна-цели. Другие данные о судне могут быть отображены с помощью горизонтальной «прокрутки» текста. При этом данные о пеленге и дальности сохраняются на экране. Путем вертикальной «прокрутки» можно отобразить данные о других судах-целях. При сопряжении аппаратуры АИС с судовым навигационным дисплеем все функции ввода и отображения информации реализуются на сопрягаемом дисплее.
Устройство контроля работоспособности обеспечивает обнаружение ошибок в передаваемой информации и в принимаемых данных. Если данные какого-либо датчика (например, гирокомпаса) не поступают в аппаратуру АИС, то выдается сигнал «нет данных». При неисправности оборудования АИС выдается тревожный сигнал и прекращается передача данных.
Встроенный приемник ГНСС или ДГНСС обеспечивает временную синхронизацию аппаратуры АИС и является резервным источником информации о местоположении судна. Основным источником информации о местоположении судна в АИС является внешний судовой приемник ГНСС или ДГНСС, используемый в навигационных целях и сопрягаемый с АИС. Дифференциальные поправки, передаваемые береговыми опорными станциями ДГНСС в радиомаячном диапазоне, могут транслироваться от внешнего приемника ДГНСС во внутренний приемник ГНСС. Дифференциальные поправки могут также передаваться по каналу связи АИС, приниматься судовой аппаратурой АИС и транслироваться во внутренний и внешний приемники ГНСС.
При передаче информации о местоположении судовая станция АИС автоматически выбирает доступный источник информации с высшим приоритетом (таблица 3.4).
Таблица 3.4
Приоритет
Источник информации
О местоположении судна
Признак точности
Примечание
Внешний приемник ГНСС в дифференциальном режиме работы
Внутренний приемник ГНСС в дифференциальном режиме работы
Используются поправки, передаваемые базовой станцией АИС.
Внутренний приемник ГНСС в дифференциальном режиме работы
Используются поправки, передаваемые радиомаяком ДГНСС.
Внешний приемник ГНСС в стандартном режиме работы или внешний приемник наземных РНС
Внутренний приемник ГНСС в стандартном режиме работы
Не используются автоматические средства определения (нет информации, ручной ввод, счисление)
Передается флаг нарушения целостности
Из таблицы 3.4 следует, что станция АИС должна отдавать предпочтение приемникам ГНСС, работающим в дифференциальном режиме. В этих случаях станция АИС включает в сообщение о местоположении признак высокой точности. Если и внутренний и внешний приемники ГНСС работают в дифференциальном режиме, предпочтение отдается внешнему приемнику. При использовании внутреннего приемника ГНСС, работающего в дифференциальном режиме, предпочтение отдается использованию поправок, полученных от базовой станции АИС. Если и внутренний и внешний приемники ГНСС работают в обычном режиме, предпочтение отдается внешнему приемнику. Возможность использования совместно с АИС внешнего приемника наземной радионавигационной системы (РНС), например, Лоран-С, не представляет практического интереса. Хотя такой вариант оборудования судов допускается Главой 5 Конвенции SOLAS и конструкцией оборудования АИС.
Если состояние источников информации о местоположении (доступность, работоспособность) изменяется, АИС должна автоматически переключаться на источник, имеющий более высокий приоритет. При смене источников должно быть немедленно передано сообщение, содержащее статическую и рейсовую информацию, и выдана соответствующая информация на судовой дисплей АИС. Данные о путевом угле и скорости (относительно грунта) должны получаться от используемого источника информации о местоположении.
Среди судовых станций класса А выделяется аппаратура ограниченного класса А, устанавливаемая по решению национальных или местных морских Администраций на судах, где установка АИС прямо не предусмотрена в требованиях Главы 5 SOLAS: рыболовные суда, суда вместимостью менее 300, оперирующие во внутренних морских водах, лоцманские, буксирные и другие. Для станций АИС ограниченного класса А допускаются некоторые отступления от международных требований и стандартов в отношении сопрягаемых судовых приборов, использования режимов ЦИВ, управления частотными каналами и дальней связи.
Судовые станции класса В представляют собой упрощенную аппаратуру, устанавливаемая на прогулочных, спортивных и других судах, не попадающих под требования Конвенции SOLAS, например, на речных судах, выходящих в прибрежные морские воды. Использование мобильных станций класса В на соответствующих судах позволяет уменьшить загруженность канала связи АИС, а также затраты судовладельцев на оборудование судов.
Основными отличиями судовых станций класса В являются:
· меньшая частота передачи динамической информации (период от 30 до 5 секунд);
· использование стандартных сообщений, отличающихся по формату от сообщений станций класса А (см. Приложение 1);
· использование внутреннего приемника ГНСС, как в целях АИС, так и в навигационных целях;
· возможное отсутствие части режимов работы и функций (режим дальней связи через Инмарсат-С, режим управления частотными каналами, назначенный режим работы и другие).
Международные требования к судовым станциям класса В настоящее время не установлены. Предполагается, что в перспективе технические характеристики станций класса В будут определены в Рекомендациях МСЭ/ITU. Тем не менее, часть функций и параметров станций класса В будет устанавливаться на основе региональных или национальных требований.
Особым видом судовых станций АИС является портативная (носимая) аппаратура, доставляемая на борт судна и используемая лоцманами. Лоцманская аппаратура АИС выполняется в двух вариантах. Если на судне установлен полный комплект оборудования АИС, лоцманская аппаратура выполняется в виде портативного компьютера (ноутбука) с электронной картой района лоцманского обслуживания, который подключается к судовой станции АИС.
Второй тип лоцманской аппаратуры предназначен для использования на судах, не оснащенных АИС, и включает все необходимые элементы судовой станции. Приемопередающая часть аппаратуры оформлена в виде прибора защищенного исполнения, снабжена встроенными в крышку антеннами ГНСС и ОВЧ (УКВ) и устанавливается на крыле мостика или на верхнем мостике. Индикаторная часть аппаратуры в виде портативного компьютера (ноутбука) размещается на ходовом мостике и взаимодействует с приемопередающей частью посредством беспроводного канала связи. В качестве источника информации о местоположении используется встроенный приемник ГНСС в дифференциальном режиме. Связь с гирокомпасом и датчиком угловой скорости в большинстве случаев не выполняется.