Пример 20. Выполнить операции над векторами: умножение вектора на число, сложение векторов, скалярное произведение векторов.
1.Для записи выражения выведите на экран панель Калькулятор, выполнив команду: Вид>Панели>Вычисления.
2. Для работы с векторами и матрицами выведите на экран панель Матрица,выполнив команду Вид>Панели>Матрица(рис. 36).
3. Установите курсор в то место рабочей области, куда следует вводить формулу, – на экране появится красный крестик.
4. Для записи вектора наберите V:=
5. Нажмите на панели Матрица кнопку [Матрица или Вектор];
6. В появившемся окне в поле Строк введите 2 и в поле Колонок введите 1 и нажмите кнопку [OK].
7. Заполните появившийся шаблон вектора произвольными значениями его элементов, например: 6 и 7.
8. Для умножения вектора на любое число, например, 5, запишите Y:=V*5 при использовании панелиКалькулятор.
9. Для отображения результата умножения наберите Y= . После чего на экране появится Y = (30 35).
10. Найдите сумму векторов: V и Y, написав формулу Z:=V+Y с использованием панелиКалькулятор.
11. Получите скалярное произведение векторов: V и Y, воспользовавшись кнопкой [Продукт точки*] на панели Матрица. Результат и алгоритм представлены на рис. 36.
Рис. 36. Работа с векторами
Пример 21. Найти определитель матрицы A. Сложить и перемножить матрицы А и В. Найти обратные и транспонированные матрицы к данным матрицам А и В.
1. Для записи выражения выведите на экран панель Калькулятор, выполнив команду: Вид>Панели >Вычисления.
2. Для работы с матрицами выведите на экран панель Матрица, выполнив команду Вид>Панели >Матрица.
3. Установите курсор в то место рабочей области, куда следует вводить формулу (рис. 37).
4. Для записи матрицы А наберите А:= и нажмите кнопку [Матрица или Вектор] на панелиМатрица.
5. В появившемся окне в поле Строк введите, например, 2, в поле Колонок введите тоже 2 и нажмите кнопку [OK].
6. Введите произвольные значения элементов матриц в появившиеся их шаблоны.
7. Для нахождения определителя матрицы А воспользуйтесь кнопкой [Детерминант] на панели Матрица,в появившейся шаблон введите А и нажмите знак равенства =. И произойдет вычисление определителя матрицы А.
Найти определитель матрицы можно и другим способом: выделите матрицу и выполните команду Символика>Матрица>Детерминант.Результат получится аналогичный.
8. Проделайте те же операции и с матрицей B.
9. Для сложения двух матриц наберите А+В=, а для их произведения А*В=.
10. Транспонированные и обратные матрицы получаются при использовании панели Матрицаи соответственно кнопок: [Инверсия] и [Перемещение матрицы].
На рис. 37 представлены алгоритм и результаты выполнения операций.