Для проверки выполнения планов маркетинга, оценки степени достижения намеченных целей и задач, анализа эффективности маркетинговых мероприятий и выявления возможности улучшения полученных результатов на предприятии создается система маркетингового контроля.
В системе маркетингового контроля выделяют четыре типа контроля: контроль ежегодных планов, контроль прибыльности, контроль эффективности и стратегический контроль. В табл. 14 приведена краткая характеристика типов маркетингового контроля /14/.
Контроль за выполнением годовых планов осуществляется путем сопоставления текущих показателей с контрольными цифрами планов, анализа отклонений и позволяет выявить как недостатки, так и потенциальные возможности.
Контроль прибыльности предназначен для определения рентабельности маркетинговой деятельности в разрезе отдельных товаров, территорий, сегментов рынка, каналов сбыта, установления затрат, составления отчета о прибыли и убытках.
Таблица 14
Типы маркетингового контроля
Тип
контроля
Кто отвечает
Цель контроля
Подходы
Контроль ежегодных планов
Высшее руководство
Менеджеры среднего звена
Узнать, достигаются ли запланированные результаты
· Анализ сбыта
· Анализ доли рынка
· Сравнение затрат и продаж
· Финансовый анализ
· Маркетинговый оценочный анализ
Контроль прибыльности
Маркетинговый контролер (инспектор)
Определить, куда идут и где теряются деньги компании
Выяснить, использует ли компания свои максимальные возможности в смысле рынков, товаров и каналов распределения
· Инструменты оценки эффективности маркетинга
· Маркетинговый аудит
· Пересмотр качества маркетинга
· Пересмотр этической и социальной ответственности компании
Контроль эффективности проводится с целью оценки и нахождения путей повышения эффективности работы торгового персонала, рекламы, стимулирования сбыта, распределения продукции.
Стратегический контроль – это регулярная ревизия маркетинговой деятельности, пересмотр целей и планов предприятия, рыночной стратегии и разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинга.