Стимулирование сбыта (СТИС) является важнейшей составляющей маркетинговой коммуникации и предполагает побудительные меры поощрения покупки или продажи товара или услуги к последующим покупкам данного товара, к регулярным коммерческим связям с предприятием-производителем.
Выделяют три группы целей стимулирования сбыта:
а) стратегические – увеличить число потребителей, повысить качество товаров, покупаемых каждым потребителем, оживить интерес к товару, выполнить показатели плана маркетинга и увеличить объем продаж;
б) специфические – ускорить продажу наиболее выгодного товара, повысить оборачиваемость какого-либо товара, избавиться от излишних запасов (затоваривания), придать регулярность сбыту сезонного товара, оказать противодействие возникшим конкурентам;
в) разовые – извлечение выгоды из ежегодных событий (начало учебного года, Новый год и др.) при открытии нового филиала, магазина, для поддержания рекламной кампании.
Различают три типа субъектов стимулирования сбыта: покупатели, посредники, продавцы. В табл.11 приведены основные средства стимулирования.
Таблица 11
Основные средства стимулирования сбыта
Объекты СТИС
Субъекты стимулирования
Покупатели
Посредники
Продавцы
1. Бесплатное распространение опытных образцов товаров
+
2. Поставка специального оборудования для предпродажного и послепродажного сервиса
+
3. Торговые скидки (за объем и регулярность покупок)
+
+
4. Бонусные скидки
+
+
+
5. Предоставление кредита
+
+
6. Гарантия возврата денег
+
7. Вручение ценных подарков
+
+
8. Прием бывших в употреблении изделий (или тары из под них) как взнос за новое изделие
+
9. Проведение конкурсов
+
+
+
10. Проведение лотерей
+
11. Предоставление купонов, призов
+
12. Поставка части товаров бесплатно
+
13. Предоставление товара во временное пользование
+
14. Субсидирование рекламы и других мероприятий
+
15. Резкое снижение цены на товары
+
+
16. Предоставление дополнительных дней отдыха
+
17. Выдача бесплатных путевок для развлекательных поездок
+
18. Презентация новых товаров
+
+
+
Цель стимулирования покупателей – добиться, чтобы клиент стал постоянным покупателем, делал крупные покупки, покупал товар регулярно, придерживался фирменной марки. В результате мероприятий СТИС покупатель должен получить ощутимую коммерческую выгоду. Мероприятия по стимулированию посредников и продавцов должны побуждать продавать товар предприятия с максимальной энергией, убедительностью, расширять круг покупателей, превращать их в постоянных клиентов.