Одной из важнейших особенностей ООП является возможность наследования объектами атрибутов классов, а также наследование одними классами атрибутов других классов. На самом деле с наследованием мы уже сталкивались, когда создавали любой объект в Python: объекты наследуют атрибуты класса, хотя могут иметь и индивидуальные.
class Things: def __init__(self,n,t): self.namething = n self.total = t th1 = Things("table", 5)th2 = Things("computer", 7) print (th1.namething,th1.total) # Вывод: table 5print (th2.namething,th2.total) # Вывод: computer 7 th1.color = "green" # новое свойство объекта th1print (th1.color) # Вывод: greenprint (th2.color) # ОШИБКА: у объекта th2 нет свойства color!
Здесь оба объекта имеют свойства namething и total, однако только у первого объекта есть свойство color. Все просто: атрибуты класса наследуются объектами, созданными на его основе; однако атрибуты конкретного объекта не зависят от атрибутов других объектов и представляют собственное пространство имен объекта. Последнее позволяет объектам одного класса иметь различные значения атрибутов, а если потребуется и различный набор атрибутов.
Практическая работа:
Спишите код, выполните его с помощью интерпретатора Python. Как можно исправить код, чтобы не было ошибки? Исправьте.
На самом деле, наследование более широкое понятие, чем просто взаимосвязь между классами и объектами. Один класс может быть подклассом другого, дополняя его. Пояснить это можно проведя аналогию с реальным миром. Например, все столы имеют общие характерные черты («класс»), при этом они имеют разное назначение («подклассы»), хотя продолжают наследовать общие черты. В результате того, что есть такой механизм как наследование можно избежать избыточность кода, просто описав общие свойства и методы в надклассах.
По поводу терминологии. Классы, атрибуты которых наследуются другими классами, могут называть как надклассами так и суперклассами. Классы, которые наследуют атрибуты других классов, часто называют подклассами.
Класс, являющийся надклассом по отношению к одному классу, сам может быть подклассом по отношению к другому. Другими словами, может существовать целая цепочка наследования.
При обращении к атрибуту объекта (obj.prop) сначала просматривается на наличие этого атрибута сам объект, затем его класс, на основе которого он создан. Если в классе не будет найден атрибут, то его поиск продолжится в суперклассе, к которому относится класс.
Суперклассы класса указываются в скобках в заголовке инструкции class.
Рассмотрим такой пример:
class Table: def __init__(self,l,w,h): self.long = l self.width = w self.height = h def outing(self): print (self.long,self.width,self.height) class Kitchen(Table): def howplaces(self,n): if n < 2: print ("It is not kitchen table") else: self.places = n def outplases(self): print (self.places) t_room1 = Kitchen(2,1,0.5)t_room1.outing()t_room1.howplaces(5)t_room1.outplases() t_2 = Table(1,3,0.7)t_2.outing()t_2.howplaces(8) # ОШИБКА
Здесь создается два класса: Table и Kitchen. Второй является подклассом первого и наследует все его атрибуты (методы __init__ и outing). Далее создаются два объекта: t_room1 и t_2. Первый объект принадлежит к классу Kitchen и наследует атрибуты этого класса и его суперкласса. Второй объект принадлежит классу Table; к классу Kitchen он никакого отношения не имеет и поэтому не может обращаться к методам howplaces и outplases. В данном примере также можно увидеть, что объекты можно создавать как на основе классов так и суперклассов.
Практическая работа:
Расширьте программу, представленную выше, создав второй подкласс класса Table (например, Worker), содержащий пару методов, отличающихся от методов класса Kitchen().
Класс может иметь не один, а несколько суперклассов, которые перечисляются друг за другом в скобках в строке заголовка. Такое наследование называется множественным. Потребность во множественном наследовании возникает в случае, если объекты класса предполагают использование свойств и методов различных суперклассов.
Практическая работа:
Напишите программу, где класс «геометрические фигуры» (figure) содержит свойство color с изначальным значением white и метод для изменения цвета фигуры, а его подклассы «овал» (oval) и «квадрат» (square) содержат методы __init__ для задания начальных размеров объектов при их создании.