русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Применение цифровых магнитофонов и комплектов цифровой записи звука


Дата добавления: 2015-07-09; просмотров: 987; Нарушение авторских прав


ст4

Цифровые магнитофоны и комплекты цифровой записи с использованием .видеомагнитофонов позволяют осуществить запись, воспроизведение, переза­пись и электронный монтаж звуковых программ с сохранением высокого качества сигналов при десятикратном последовательном копировании. Основные преимущества цифровой звукозаписи в наибольшей степени проявляются при профессиональном ее применении: в тон-ателье, студиях грамзаписи, в аппа-ратно-студийных комплексах радиовещания и телевидения, в кинопроизводстве.

В быту используют простейшие операции — запись, воспроизведение и пе­резапись программ или отдельных фрагментов. В этом случае потребителю не требуется никакое дополнительное оборудование.

Запись цифровых фонограмм-оригиналов. В студиях грамзаписи, радиове­щания, телевидения, в киностудиях процесс подготовки программ начинается с записи фонограмм-оригиналов.

Структурная схема оборудования для записи оригиналов в аналого-циф­ровых студиях приведена на рис. 45. Сигналы от микрофонов 1, расположен­ных в зале студии, поступают на микшерный пульт звукорежиссера 2. Звуко­режиссер производит микширование, предварительный баланс звука, приходя­щего от различных источников (от различных групп инструментов, солистов, хора), и осуществляет запись сигналов на многоканальный цифровой магни­тофон (МЦМ) 5 и (или) на цифровые магнитофоны (ЦМ) 3 либо на комп­лекты цифровой записи звука с использованием видеомагнитофонов 4. В слу­чае использования аналогового микшерного пульта аналого-цифровое преобра­зование сигналов производится в цифровых магнитофонах. Техническое каче­ство записанного сигнала определяется аналоговой частью оборудования сту­дии (от микрофонов до выхода микшерного пульта).

Рис. 45. Запись цифровых фонограмм-оригиналов:

1 — микрофоны; 2 — аналоговый микшер­ный путьт; 3 — двухканальный (стереофо­нический) цифровой магнитофон; 4 — ком­плект цифровой записи зп.. ка на видео­магнитофоне (4.1 — цифровой преобразова­тель звука; 4.2 — видеомагнитофон); 5 — многоканальный цифровой магнитофон



Рис. 46. Запись звука от цифровых ь.-точников:

1 — цифровые микрофоны; 2 — цифровые музыкальные инструменты; 3 — цифровой микшерный пульт; 4 — цифровой магнито-фо-г; 5 — комплект цифровой записи звука (5.1 — цифровой преобразователь звука; 52 — видеомагнитофон); 6 — многоканаль­ный цифровой магнитофон

 

Несравненно более высокое качество записанных оригиналов может быть получено в полностью цифровых студиях (рис. 46). Цифровой сигнал образу­ется непосредственно на выходах цифровых микрофонов 1, на выходе элект­ронных музыкальных инструментов или синтезаторов музыки 2. Сигнал от циф­ровых источников звука поступает на входы цифрового микшерного пульта (ЦМП) 3 и после коррекции и микширования поступает далее для записи «а многоканальный цифровой магнитофон 6 и (или) на цифровые магнитофоны 4 или комплекты 5. Обработка сигнала в цифровом микшерном пульте (усиление, микширование и амплитудно-частотная коррекция) производится в цифровой форме.

Операция усиления сводится к умножению цифровых слов каждого отсче­та звукового сигнала на коэффициенты. Для микширования используется опе­рация сложения слов отсчетов, умноженных на коэффициенты, изменяющиеся либо автоматически по определенному закону, либо в соответствии с измене­нием положения движка регулятора уровня, перемещаемого вручную звуко­режиссером.

На рис. 47 показаны отсчеты сигналов Л и В до а) и после б) микширо­вания.

Рис. 47. Преобразование отсчетов цифровых сигналов при микшировании:

а — изменение значений отсчетов сигналов перед микши­рованием; б — значение отсчетов после микширования

 

Более сложная обработка — цифровая фильтрация с использованием быст­рого преобразования Фурье (БПФ) — предполагает многократные операции сложения и умножения двоичных чисел для нахождения коэффициентов разло­жения сигнала в ряд Фурье, перемножения коэффициентов на дискретные зна­чения коэффициента передачи фильтра и для обратного преобразования Фурье.

Рис. 48. Подготовка цифровых звуковых программ:

1 — цифровой магнитофон; 2,7 — ком­плект цифровой записи звука (2.1, 7.1 — цифровые преобразователи звука; 2.2, 7.2 — видеомагнитофон); 3 — многока­нальный цифровой магнитофон; 4 — дифровой микшерный, пульт; 5 — циф­ровые устройства спецэффектов (линии задержки, ревербераторы и т. п.); 6 — цифровой магнитофон; 7 — комплекс цифровой записи звука

 

Подготовка цифровых звуковых программ. Для подготовки звуковых про­грамм в цифровых студиях грамзаписи и радиовещания используют цифровые стереофонические 1 и многоканальные 3 магнитофоны и (или) комплекты циф­ровой записи 2 (рис. 48) для воспроизведения оригиналов и цифровые магни­тофоны б или комплекты 7 для записи и электронного монтажа звуковой про­граммы. Монтаж осуществляется с помощью цифрового микшерного или мон­тажного пульта 4. К пульту подсоединены цифровые устройства спецэффек­тов 5 (линии задержки, ревербераторы, синтезаторы) и дополнительные ис­точники сигналов.

На фонограммах-оригиналах помимо звукового сигнала записан сигнал временного и управляющего 80-битного кода. Для их записи используют бичас-тотный код. Поиск необходимых фрагментой фонограмм на воспроизводящих магнитофонах производится по записанным на дорожке временного кода зна­чениям текущего времени либо автоматически по заданной программе, либо вручную с пульта монтажа. Грубый монтаж «вставка» и «продолжение» осу­ществляется по 80-битному коду с точностью до 40 мс. Сглаживание разных переходов сигнала в точке монтажа достигается плавным уменьшением значе-«ий отсчетов одного из записываемых сигналов и увеличением значений отсче­тов другого сигнала.

Рис. 49. Пульт электронного монтажа:

1 — входное устройство; 2 — блок памяти; 3 — интерполятор; 4 — уп­равляемый генератор импульсов; 5 — устройство управления адреса­ми ЗУ блока памяти

 

Тонкий вид работ — электронное редактирование речевой или музыкальной фразы — требует более высокой точности определения точки монтажа. Пульт электронного монтажа (рис. 49) обеспечивает эту возможность. Он содержит входной усилитель 1, устройство памяти 2, интерполятор 3, устройство управ­ления адресами ЗУ блока памяти и управляемый генератор импульсов. В па­мять записываются цифровые сигналы монтируемых фрагментов программы (несколько секунд до и после предполагаемой точки монтажа, предваритель­но определенной по временному коду) и сигналы временного кода. Затем про­изводят синхронный откат (перемотку ленты назад на небольшой интервал) записывающего и воспроизводящих магнитофонов. (Синхронное перемещение ленты на магнитофонах достигается благодаря управлению по 80-битному ко­ду.) После этого медленно перемещают ленту вручную или с помощью специального регулятора, расположенного на монтажном пульте и связанного с управляемым генератором импульсов 4. При этом из запоминающего устройства 2 считывается записанный сигнал программы в соответствии с адресами,, задаваемыми устройством управления адресов 5. Каждый импульс генера­тора 4 изменяет адрес считывания на единицу. Вращая регулятор в ту или иную сторону, можно, перебирая все адреса памяти, найти необходимую точку монтажа с высокой точностью.

Рис. 50. Выдача радиопрограмм в эфир:

1, 2, 3 — цифровые магнитофоны; 4 — источник звука; 5 — коммутационный пульт; 6 — транскодер (код студии/код линии); 7 — объединитель цифровых потоков; 8 — передатчик наземной ли­нии связи; 9 — передатчик спутниковой линии связи

 

После нахождения требуемой точки монтажа нажатием кнопки вводят в ЗУ код адреса этой точки. Начиная с этого адреса, производится интерполя­ция отсчетов, записанных в памяти монтируемых сигналов. Полная замена од­ного сигнала другим может производиться с различной скоростью (обычно от 1 до 100 мс), задаваемой оператором или по программе. При последующем откате и включении режима монтажа на ленту записывается сигнал, считывае­мый из ЗУ, интерполированный по заданному закону, начиная с заданной точ­ки. Точность электронного монтажа обычно составляет сотни микросекунд.

Примерами подобных монтажных пультов служат пульт DAE-1100 фирмы Sony (Япония) для комплекта цифровой записи, состоящего из цифрового преобразователя РСМ-1610 и видеомагнитофона, и пульт ХЕ-1 фирмы AEG-Telefunken (ФРГ) для цифровых магнитофонов МХ-80 (МХ-80А),

Выдача цифровых радиопрограмм в эфир. Аппаратно-программные блокк содержат несколько воспроизводящих цифровых магнитофонов 1, 2, 3 с под-готовленными программами, другие источники программ 4 (проигрыватель цифровых фонограмм на дисках, микрофон диктора и пр.) и цифровой ком­мутатор 5 (рис. 50). Цифровым коммутатором осуществляется автоматический устапов программ на начало и автоматическое включение магнитофонов в нужной очередности и соответствующая коммутация воспроизводимых цифро­вых сигналов. «Вывод» заканчивающейся и «Ввод» начинающейся программы производится с плавной интерполяцией отсчетов. Управление осуществляется по программе или вручную с использованием 80-битного временного и управ­ляющего кода.

Цифровой сигнал с выхода коммутационного пульта в виде кода студии перед вводом в цифровую сеть связи вначале преобразуется в код линии в транскодере или передискретизаторе 6. После этого сигнал радиопрограммы в виде кода линии поступает в объединитель цифровых потоков 7, где объеди­няется с другими сигналами в соответствии с иерархией группообразования цифровых сетей связи. Далее сигнал поступает в передатчик наземной 8 или спутниковой 9 линии связи. Он может быть также подан в УКВ передатчик для местного вещания.

Рис 51. Запись оригиналов видеофо­нограмм и цифровых фонограмм:

1 — видеокамеры; 2 — микрофоны; 3 — ви­деомикшерный пульт; 4 — микшерный пульт звукорежиссера; 5 — цифровой видеомагни­тофон; 7 — многоканальный цифровой маг­нитофон; 8 — цифровой магнитофон

 

Особенности использования цифровых магнитофонов в телевидении и ки­нематографии. Цифровые сигналы звука в студиях. Запись оригиналов и под­готовку звуковой части программ в телевидении и кинопроизводстве произво­дят так же, как и в студиях грамзаписи и радиовещания (рис. 51 и 52). Единственным, но весьма существенным отличием технологии подготовки зву­ковых программ в телевидении и кино от подготовки программ в радиовеща­нии и грамзаписи является необходимость синхронности изображения и зву­ка.

Рис. 52. Подготовка программ теле­видения:

1 — видеомагнитофон; 2 — цифровой видео­магнитофон; 3 — дополнительные источни­ки изображения; 4 — устройство видеоспец­эффектов; 5 — пульт электронного монтажа видеофонограмм; 6 — видеомагнитофоны (включая цифровые); 7 — многоканалпныи. цифровой магнитофон; 8, 10 — цифровой магнитофон; 11 — дополнительные источни­ки звука; 12 — устройство звуковых спец­эффектов

 

Для обеспечения возможности синхронизации сигналов изображения и, звука необходимо, чтобы на законченный фрагмент телевизионного или ки­ноизображения приходилось целое число фрагментов звука.

Частота дискретизации звука 48 кГц, выбранная для студий радиовещания и телевидения, принципиально обеспечивает выполнение этого условия для, 625-строчного телевидения и кино. Действительно, на один телевизионный кадр изображения приходится ровно 1920 отсчетов звука, на один кинокадр — 2000 отсчетов. На пять кадров 525-строчного телевидения приходится 8008 отсчетов. Таким образом, синхронная коммутация изображения и звука воз­можна каждый кадр 625-строчного телевидения и кино и через пять кадров. 525-строчного телевидения.

Для синхронной с изображением коммутации кодированных и сигналов звука необходимо, чтобы на один фрагмент изображения приходилось целое число кодированных блоков. Если каждый из кодовых блоков будет содер­жать лишь один отсчет звукового сигнала, он будет слишком перегружен служебной информацией идентификации и управления и избыточность кода будет слишком велика. Чем больше длина кодового блока (по количеству от­счетов), тем меньше избыточность кода из-за служебной информации. С дру­гой стороны, желательно, чтобы кодированный фрагмент звука был в одинаковой степени пригоден для любого студийного применения (для любой из систем телевидения, кино, радиовещания и грамзаписи). Фрагмент максималь­ной длительности, пригодный для всех применений, содержит 8 отсчетов зву­кового сигнала (1920, 2000 и 8008 делятся на 8 без остатка). Другие универ­сальные по применимости фрагменты содержат 4, 2 и 1 отсчет.

Таким образом, универсальность кодов студий может быть обеспечена применением кодов, основанных на использовании фрагментов, длительностью в 1, 2, 4 или 8 отсчетов. Минимальная избыточность кодов при прочих равных условиях будет у кода, основанного на фрагменте в 8 отсчетов.

Желательно, чтобы кодированный фрагмент содержал целое число битов на интервале в 8 отсчетов. Кроме того, целесообразно, чтобы тактовая частота сформированного кода была связана целочисленным соотношением с одной из основных частот телевидения. Универсальной частотой телевидения можно считать частоту 216 МГц (частота информационных бит при последователь­ной передаче сигналов цифрового телевидения) или частоту 27 МГц (часто­та информационных бит при параллельной передаче сигналов цифрового теле­видения). Существует ряд тактовых частот для кода звукового сигнала, удов­летворяющий перечисленным условиям: 0,96; 1,0; 1,08; 1,125; 1,2; 1,35; 1,5; 1,6; 1,6875; 1,728; 1,8; 2,0; 2,16; 2,25; 2,4; 2,7; 2,88; 3,0; 3,375; 3,6 МГц.

Коды звуковых сигналов студий, основанные на использовании фрагмен­тов универсальной длительности, с тактовыми частотами, выбранными из ука­занного ряда, оказываются универсальными при любом профессиональном студийном применении.

Следует отметить, что коды студии, используемые японскими, западно--европейскими фирмами в аппаратуре, упомянутой на с. 37, 41, отвечают лишь первой части перечисленных требований длительность фрагмента равна одно­му отсчету, что обеспечивает универсальность Тактовые же частоты связаны удобными соотношениями не с частотами цифрового телевидения, а с часто­той цифровой сети связи (2048 кГц) и составляют 3072 кГц. При этом пред­полагаются синхронный ввод цифровых сигналов в аппаратуру связи и асин­хронный ввод в студийную аппаратуру телевидения. Последнее обстоятельст­во несколько усложняет устройства сопряжения цифровых магнитофонов для телевидения.

Цифровые сигналы в магнитофонах для телевидения. Соображения, ка­сающиеся кодов студий, в такой же степени относятся и к кодам цифровой за­писи, т. е. синхронный монтаж изображения будет обеспечен одинаковыми и простыми средствами для всех профессиональных применений, если коды за­писи будут сформированы на основе фрагментов длительностью в 1, 2, 4 или 8 отсчетов. В противном случае не достигается универсальность применения цифровой аппаратуры магнитной записи. Желательно использование тактовых частот, указанных ранее.

В качестве примера рассмотрим комплект цифровой записи звука с касетным видеомагнитофоном U-формата и цифрового преобразователя РСМ 1610 фирмы Sony. В случае использования этого комплекта в телевизионных студиях, рассчитанных на систему телевидения НТСЦ (525 строк, 60 полей/с), никаких затруднений коммутации и монтажа цифровых фонограмм не возни­кает. В то же время использование этого комплекта для синхронной комму­тации и монтажа в студиях, рассчитанных на другие системы телевидения — СЕКАМ и ПАЛ (625 строк, 50 полей/с), вызывает серьезные затруднения. При использовании стандартной частоты дискретизации 48 кГц частота полей ква­зителевизионного сигнала оказывается равной 65,31 Гц. Отличие этой частоты от стандартной частоты полей указанных систем (50 Гц) весьма затрудняет управление видеомагнитофоном, входящим в комплект записи звука, в син­хронном с видеомагнитофонами для сигнала изображения режиме. При этом значительно затруднены синхронная коммутация и синхронный монтаж. Осу­ществление же дополнительных цифро-аналоговых и аналого-цифровых пре­образований для достижения совместимости звуковых сигналов приводит к дополнительным искажениям сигнала и ухудшению отношения сигнал-шум.

Таким образом, в цифровых магнитофонах и цифровых комплектах записи звука с применением видеомагнитофонов желательно использовать универ­сальные коды.

Метрологическое обеспечение аппаратуры цифровой записи звука. Для измерения сигналов программы и для контроля состояния аппаратуры тради­ционно используется измерительная аппаратура, рассчитанная на аналоговую студийную аппаратуру. При цифровой звукозаписи и цифровой обработке сиг­налов требуются некоторые поправки к существующим методам измерения.

Превышение сигналом виртуальных порогов аналого-цифрового преобра­зования приводит к появлению биений в декодированном сигнале. Даже ко­роткие пики в исходном сигнале программы могут привести к заметным ис­кажениям выходного (на выходе ЦАП) сигнала. Поэтому измеритель уровня, используемый для порогового ограничения либо для контроля уровня на вхо­де АЦП, должен быть пиковым.

Измерение шума может проводиться известным методом в соответствии с Рекомендацией МККР 468-3: измеряются взвешенные значения шума (кривая взвешивания имеет подъем 6 дБ/окт до частоты 6,8 кГц и спад 12 дБ/окт на более высоких частотах, пересечение «О дБ» происходит на частоте 1 кГц); показывающий прибор — квазипиковый.

Измерение действующего значения сигнала к шуму, измеренному этим методом для случая, когда имеется запас на перегрузку с учетом пиков про­граммы, дает реальное значение для музыкальных программ, близкое к 75 дБ (вместо максимального значения, полученного для синусоидального сигнала максимального уровня и шума, измеренного измерителем действую­щих значений, равного 98 дБ).

Измерение нелинейных (гармонических и интермодуляционных) искажений полезно проводить не только при максимальных или номинальных уровнях сигнала, но и в условиях наибольшей чувствительности уха к этим искаже­ниям, т. е. при уровне на 20 — 30 дБ ниже номинального. Кстати, в этих усло­виях искажения квантования приближаются к значению 0,1 — 0,3% относи­тельно сигнала.

Измерение коэффициента детонации может быть исключено из перечня обязательных измерений для цифровых видеомагнитофонов.

Условия эксплуатации цифровых магнитофонов. Наибольшее влияние на воспроизводимый с цифрового магнитофона сигнал оказывают ошибки, выз­ванные выпадениями. Поэтому при эксплуатации цифровых магнитофонов сле­дует по возможности исключить причины, вызывающие выпадения. Наиболее частой причиной выпадений (кроме дефектов ленты, которые устранить во время эксплуатации невозможно) является скопление пыли и грязи на рабо­чем слое ленты и на рабочей поверхности головок. Профилактическими мера­ми по уменьшению загрязненности ленты и головки являются:

обеспыливание помещений, в которых эксплуатируются магнитофоны и хра нится лента, путем надежной фильтрации воздуха в кондиционерах, влажной уборки в помещениях и запрещения курения в этих помещениях;

использование ленты в кассетах;

применение приспособления, очищающего ленту в тракте цифрового маг­нитофона;

периодическая очистка продолжительно эксплуатируемых лент;

периодическая очистка тракта ленты магнитофона.

 

 

Заключение.

 

Рассмотрены основные принципы использования ИКМ для цифровой записи звука, показаны принципы построения аппаратуры цифро­вой магнитной записи звука, рассмотрен принцип действия отдельных узлов, представлена область применения такой аппаратуры и изложены соображения по измерениям параметров и эксплуатации цифровых магнитофонов. Затронут широкий круг вопросов в относительно узкой области техники — цифровой звукозаписи. Именно затронут, поскольку многие из них еще требуют реше­ний в теоретическом, инженерном и технологическом плане.

На одной из проблем хочется остановиться в заключении. Это проблема взаимозаменяемости аппаратуры и цифровых фонограмм. Ее решение связа­но с выбором формата сигналограммы, способа модуляции (кода канала), помехозащитных кодов и законов перемежения. Оптимальный выбор каждой из позиций связан со свойствами канала прямой записи — воспроизведения, включая ленту, и он также требует нормирования.

Многие фирмы ряда стран разработали свои модели цифровых магнитофо­нов и цифровых комплектов для записи звука. Серийное массовое производст­во этой аппаратуры еще сдерживается отсутствием единых стандартов. В на­стоящее время во многих странах мира ведется интенсивная работа, направ­ленная на стандартизацию формата сигналограмм, помехозащитных кодов и законов. Такая работа ведется и в международных организациях по стан­дартизации — в Международной Электротехнической Комиссии (МЭК), в Международном Консультативном Комитете по Радио (МККР), в Междуна­родной Организации по Радиовещанию и Телевидению (ОИРТ). Поэтому сле­дует ожидать, что в ближайший год-два будет разработан проект международ­ного стандарта на цифровые магнитофоны. После этого, по мнению автора, мы станем свидетелями массового внедрения цифровой аппаратуры звукоза­писи в студиях и в быту.

 

В.И.Щербина

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зависимость параметров сигнала от частоты дискретизации | Вправа 1


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.233 сек.