Язык TP может обрабатывать не только числа, но и символы. Это даёт возможность представлять в программах тексты и выполнять над ними некоторые операции, обрабатывать различные ведомости, документы, справочники и т.д.
Значениями символьноготипа является всё множество символов ПК. Каждому символу приписывается целое число в диапазоне 0...255. Это число служит кодом внутреннего представления символов. Для кодировки используется код ASCII (Американский стандартный код для обмена информацией).
Символьная константа (литера) — это символ, заключенный в апострофы, например: 'A', 'R', '+', '7'. Внешние апострофы являются признаком символьной константы, которая занимает 1 байт памяти. Символьную константу можно обозначить именем и задать в разделе констант, например:
Const sim='A'; A='B'; S='+'; D1='T';
Символьная переменнаяпринимает значение одного символа. В разделе переменных она обозначается описателем CHAR (символьный тип), например:
Var B1,B2,R:CHAR; BUKVA:CHAR;
Допускается использование символьных данных в операторе присваивания, например: BUKVA:='A'; R:='*'; B1:='S'; Операции. Так как символы языка упорядочены, то к символьным данным применимы операции отношений (сравнений): <,<=,=,<>,>,>=. Поэтому 'A'<'B'; '+'<'-'; '*'<'4'. Результатом операции сравнения является логическая константа TRUE (истина) или FALSE (ложь).
К символьным данным можно применять встроенные функции:
ORD(X) — определяет порядковый номер символа X, например ORD('R')=82. CHR(X) — определяет символ, стоящий по порядковому номеру Х, например: CHR(68)='D'; PRED(X — определяет предыдущий символ по отношению к Х, например: PRED('N')='M'; SUCC(X) — определяет последующий символ по отношению к Х, например: SUCC('R')='S'. Пример программы вывода на экран символов (букв) от A до Z:
program Simbol; {Данные символьного типа} uses crt; var i:Char; begin clrscr; writeln('Вывод на экран букв от A до Z:'); for i:='A' to 'Z' do write(' ',i); writeln; writeln('Выход-любая клавиша.'); readkey; end.