Товарная политика – это деятельность, связанная с планированием, реализацией стратегий и мероприятий по формированию конкурентных преимуществ для достижения (текущих и долгосрочных) целей предприятия.
Стратегические решения в товарной политике принимаются с учетом целей предприятия, его ресурсов, возможностей рынка. В рыночных условиях предприятия самостоятельно принимают решения о производстве продукции. Составляющими номенклатуры продукции являются:
1) товарная единица – это обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, внешнего вида, цены (например, холодильник LG).
2) товарный ассортимент – это группа товаров, схожих между собой по набору выполняемых функций, характеру удовлетворения потребностей, характером распределения, диапазоном цен. (холодильники LG, Samsung, Stinol и др.).
3) товарная номенклатура – совокупность товарных линий (ассортиментных групп) и товарных единиц, предлагаемых конкретным продавцом покупателям. (холодильники, стиральные машины, электроплиты, газовые плиты).
Формирование товарной политики предусматривает разработку стратегии и тактики.
Товарная стратегия – долговременный курс товарной политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение принципиальных задач.
Различают три вида товарных стратегий:
1) стратегия инновации товара. Она включает в себя разработку принципиально нового товара, защищенного патентом и товара рыночной новизны.
2) стратегия модификации товара. Модификация товара осуществляется путем вариации и дифференциации. Вариация – это изменение параметров товара, его свойств, при этом старый товар исключается из производства. Дифференциация – изменение товара при условии, что старый товар не снимается м производства. Это позволяет учесть требования разных групп потребителей.
3) стратегия элиминации товара. Выявляются устаревшие товары и переаттестовываются. Распродажа и снятие с производства.