Традиционные основаны на подходе исп-ния политики «кнута и пряника» в участии матер. возн-ния и стимулирования работника.
Содержательные основаны на рассмотрении отдельных потребностей или мотивов, которые направляют деят. индивидов.
Процессуальные теории рассматривают мотивацию как процесс и сосредоточение на том как меняется процесс и результат мотивации под возд-вием отдельных ф-ов.
Соотнося собств. затр. и результаты с усилиями или результатами др. людей, работник оценивает степень справедливости.
Основоположниками трад. мотивации явл. Ф. Тейлор, Генри Ган, Генри Хос.
Суть теории сводится к тому, что для высокой мотивации работников к труду необходимо:
1) четко норм-ть и оре-ть труд;
2) переходить к сдельным формам опл. труда;
3) оформить единые для всех работников условия матер. мотивации;
4) компенсация рутины к повышенным заработкам.
Проблемы трад. теорий:
- осн. упор сделан на матер. стим-ние;
- ф-ры внутр. мотивации не прин-ся в расчет;
- единый подход к мотивации любых работников.
К содерж. теориям мотивации относят:
- иерархия потребностей Маслоу;
- двухф-рная модель мотивации Герцбега;
- трехф-рная модель Мак-Клелла.
Суть теории Маслоу сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Потребность человека согласно этой теории можно разделить на 5 групп:
1) физиологические;
2) в безопасности;
3) социальные потребности;
4) в уважении, признании окружающих;
5) потр. самовыражения.
Двухф-рная модель мотивации Герцбега предполагает, что есть 2 группы факторов: гигиеничных (условия труда) и мотивирующие (признание, возможность роста).
Трехф-рная модель Мак-Клелла описывает 3 группы потребностей:
1) потр. достижения – возможность стать лучше для работника;
2) пр-отр. участия и вз-вия (любят работать в коллективе);
3) потр. власти.
К процесс. теории относятся:
- теория Портера-Лоурела. Она акцентирует внимание на мод., в которой есть 5 переменных: затраченные усилия, восприятие, получ. результаты, вознаграждение, степень удовлетворения.
- теория ожидания Винтора Врума. Это учения, описывающие мотивацию, зависящие от 2 моментов:
1) как много чел. хотел бы получить;
2) насколько возможно для него получить то, что он хочет.
- теория справедливости Стесси Адамса.
Люди суб-но опр-ют отн-ние полученного вознаграждения к затрач. усилиям и знаниям соотносят его с вознагр. др. людей, вып-щих такую же работу.