Проблемы, являющиеся предметом ЭТ впервые были проанализированы в книге А.Смита «Богатство нации» (1776 г.). Подход Смита явл.общеэк. Он не акцентирует внимание на вопросе труда и занятости, а при анализе з.пл.делает вывод о том, что ее величина опр-ся на ран.основе в рез-те вз-действия сторон тр.отн-ний.
Противопложные взгляды имел К.Маркс. он пришел к выводу, что развитие капиталистической эк-ки сопровожд-ся усилением экспл.труда.
Он убеждает, что з.пл.отражает рез-т наличия отношений и подчинения, а не вз-действия равноправных рын-х суб-тов.
Решение проблем тр.по мнению К.М.невозможно путем совершения рын-х мех-змов.
Как отд.научная дисциплина ЭТ сущ-ет чуть более столетия. Можно выделить 4 этапа ее развития:
1) Конец 19 в. Нач. 20 в. Появились профсоюзы, учреждения и орг-ции, ориентированные на охране труда, правовые нормы в сфере труда, психолог.контроль, все это и стало предм.изучения нов.науки.
2) Середина 20 в. 20-70-е.г.г. Длился до середины 60-х годов 20 в.
В странах Запада и СССР он протекал совершенно по разному.
В стр.запада его осн-м содержанием было исследование рынка тр., предложения тр., спроса на него и реальная з.пл.
Западные иссл-я были нацелены на изучение рынка тр.в регион-ном и нац-ом масштабе.
В СССР рассм-сь теория тр-го процесса, не связанного с ф-нированием ранка тр. Проводились иссл-я в рамках отд.предпр.
И западные и советские подходы базировались на теории орг-ции Тейлора, осн.принципы кот.:
-крупно-масштабное производство
-стандартизированные подходы упр.тр.
-жесткие орг.стр-ры работников предпр.
-наличие четких отн-ний, подчинений и контроль.
3) Он продолж-ся с серед.60-х до серед.70хг. 3 этап связан с изменением основ.управления тр.деят.
Если раньше осн.пар-ры тр.опр-сь руков-вом предпр.и зависели от технологии, то теперь труд стал регул-ся извне.
Причины этого:
-возрастание мобильности раб.силы.
-усложнение проблем защиты окр.среды.
-глобализация эк-ки
-усиление конкуренции
-внедрение инноваций
-структур-я перестройка эк-ки
Кроме пар-ров тр.изучали институты рынка тр.и его инфрастр-ру.
Иссл-ния носили соц.направленность.
4)С серед. 70хг. до сегодняшнего дня.
Большое значение в разв.ЭТ принадлежит НТП, внедрению инноваций, учитыв-ся новые технологии в процессах управления пр-вом и трудом.
При этом изм-ся предмет иссл-ния:
1)изм-сь роль внеш.среды
2)возросла роль индивида как объекта иссл.ЭТ
3)выросла степень детальности описания разл.эк.суб-тов.