Финансовое прогнозирование -это исследование и разработка возможных путей увеличения финансов предприятия в перспективе.
Основная задача финансового прогнозирования - определение предполагаемых объемов финансовых ресурсов в прогнозируемом периоде, нахождение источников их формирования, направлений эффективного использования.
Можно выделить четыре этапа финансового прогнозирования:
определение будущего объема производства и реализации продукции;
расчет потребности предприятия в активах и определение необходимых изменений в основных и оборотных средствах;
расчет величины и структуры обязательств предприятия;
расчет изменений в финансовом положении предприятия.
Существует несколько методов прогнозирования:
- составление прогноза по форме бухгалтерского баланса. При использовании этого метода финансовый менеджер принимает в расчет темпы роста основных показателей в будущем, полученные экспертным путем. Предполагается, что применение различных статей баланса предприятия находится в зависимости от изменения объема реализованной продукции. Один из приемов в прогнозировании баланса является прием «пробки». Он используется для достижения основного финансового равенства
(17)
где А - активы предприятия;
Об - обязательства предприятия;
АК - акционерный капитал.
Поскольку рост А, Об и АК прогнозируют независимо друг от друга, то равенство (17) нарушается:
Если рост А больше роста Об и АК, то «пробка» означает необходимость внешнего финансирования.
Если спрогнозированные активы меньше Об и АК, то предприятие будет иметь избыток капитала, а «пробка» означает избыток текущих активов.
- метод критического объема. При этом прогнозируемая прибыль рассчитывается по формуле
(18)
где Q - предполагаемый объем производства, шт.;
Ц - цена единицы продукции, р.;
Зупр. - общая сумма условно - постоянных расходов, р.;
Спер. - переменные расходы на единицу продукции, р.
Этот метод позволяет определить минимально допустимый объем производства, при котором достигается безубыточность производства.