Финансовые планы в зависимости от сроков, на которые они составлены, делятся на:
- перспективные (стратегические);
- текущие (административные);
- оперативные.
Стратегические планы -это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации.
Административные планы -это тактические планы развития (среднесрочные планы).
Оперативные планы -это тактические планы, которые прямо связаны с достижением целей фирмы (планы производства).
Стратегические финансовые планыхарактеризуются укрупненными показателями, отражают основные источники доходов и направления расходов. Обычно составляются на 3 года и более.
Текущий финансовый план -документ, в котором обеспечивается балансовая увязка доходных и расходных статей планируемого года. Годовой план разрабатывается на основе показателей стратегического плана. В нем детализируют доходные и расходные статьи.
Оперативное финансовое планированиена предприятии предполагает составление платежного календаря, обычно на месяц с подекадной разбивкой. Он охватывает все расходы и поступления средств предприятием в наличной и безналичной форме (табл. 3).
6. Оплата счетов поставщиков за товарно-материал. ценности
7. Оплата счетов подрядчиков за выполненные работы
8. Погашение краткосрочных ссуд
9. Уплата % за кредит
10. Выплата дивидендов
11. Прочие расходы
Итого расходов
Превышение поступлений над расходами
* Расходы на зарплату рассчитывают на основе зарплаты прошлого месяца с корректировкой на ожидаемый рост объема реализации продукции и с применением понижающего коэффициента (0,6 ¸ 0,9).
Если расходы превышают доходы, то используют следующие меры:
не первоочередные платежи переносятся на следующий календарный период;
ускоряют отгрузку и реализацию продукции;
сокращают затраты, в т.ч. и по зарплате;
выбирают более эффективные формы расчетов с поставщиками и покупателями;
рассматривают возможность получения банковского кредита.
Процесс планирования, включает в себя бюджетирование.
Бюджеты,как правило, составляются на следующий год. Они являются ключевым инструментом системы управленческого контроля. Практически все компании составляют бюджеты. Некоторые компании в качестве годового бюджета рассматриваютплан прибыли,который показывает планируемую деятельность по центрам ответственности для получения прибыли.