1. Среднему человеку присуще нежелание работать и он уклоняется от работы
2. Большинство людей следует принуждать, контролировать, направлять, запугивать, чтобы они прилагали усилия для достижения целей организации
3. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, и старается избежать ответственности
1. Обычному человеку несвойственна неприязнь к работе, и работа может быть источником удовлетворения
2. Люди будут осуществлять самоуправление и самоконтроль для достижения целей, которым они привержены
3. Средний человек стремится к принятию на себя ответственности
4. Вознаграждение должно быть неотъемлемой функцией достижения поставленных целей
Основные положения теории «Z»:
1) отказ от политики увольнений;
2) участие руководства и работников в принятии решений;
3) программы служебной карьеры, предусматривающие ротацию кадров и не только в специальной области;
4) явная озабоченность и нацеленность на обеспечение благосостояния всех работников.
Третья форма воздействия (игра на мотиве) заставляет выявлять, что побуждает человека совершать конкретные действия.
Мотив – побудительная причина, повод к какому-либо действию. В основе мотива лежит потребность. Потребность – нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, общества в целом. О существовании потребностей можно судить лишь по поведению людей (рис. 14).
Мотивация – это процесс побуждения исполнителя совершать действия, направленные на достижение целей организации.
При выявлении мотивации менеджер должен придерживаться следующей последовательности действий:
Р и с. 14. Модель мотивации поведения через потребности
1) определение конкретных функций конкретного рабочего места;
2) выявление условий, при которых абстрактный работник моет согласиться на выполнение таких функций;
3) выявление возможностей создания таких условий;
4) создание определенных условий для конкретного рабочего места;
5) принятие работника и анализ ожиданий от действий работника и результатов;
6) продумывание дополнительных стимулирующих и мотивирующих мер;