Под управленческим решением можно понимать обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия, прямо или косвенно связанные с достижением целей, стоящих перед организацией и её членами, либо наоборот, воздержаться от них. Эффективное управленческое решение – выбор, обеспечивающий наиболее экономичный способ достижения поставленных целей.
Необходимость принятия решений обусловлена существованием связанных с деятельностью организации проблем, т.е. сложных теоретических вопросов или практических ситуаций, характеризующихся разрывом между тем, что есть, и тем, что должно быть.
Анализируя проблему необходимо ответить на следующие вопросы:
- что? – определяет содержание проблемы;
- где? – определяет конкретное место возникновения проблемы;
- когда? – определяет время возникновения и разрешения, частоту повторяемости;
- сколько? – определяет количественные параметры, характеризующие проблему;
- кто? – определяет круг лиц, так или иначе причастных к проблеме.
На процесс принятия решений влияет множество внутренних и внешних факторов:
- знание и опыт менеджера;
- наличие своевременной информации;
- уровень полномочий менеджера;
- система ценностей человека, принимающего решение (образование, воспитание, личностные взгляды и пр.).
Например: 1. Как добраться на работу, если на дороге гололед?
Требуемый результат: а) вовремя прибыть на работу;
б) не повредить автомобиль и обеспечить собственную безопасность.
Это обычное решение, для принятия которого достаточно собственного опыта.
2. Что сказать подчиненному, который в четвертый раз за эту неделю опаздывает на работу?
Требуемый результат: а) в будущем подчиненный должен приходить на работу вовремя;
б) он должен знать, какое наказание ему угрожает, если он продолжает опаздывать;
в) лучше узнать проблемы подчиненного.
Необходимо собрать информацию о причинах опозданий подчиненного и существующих процедурах наказания.
Каждая управленческая функция связана с несколькими общими решениями (табл.1)