Цель работы: Получить навыки создания многотабличных баз данных с составными ключами.
Теоретическое введение: В реляционной таблице указываются поля, которые являются ключевыми. Первичный ключ идентифицирует экземпляр записи. Поле, каждое значение которого однозначно определяет соответствующую запись, называется простым ключом (ключевым полем). Если записи однозначно определяются значениями нескольких полей, то такой ключ является составным. Ключевые поля используются для создания связей между таблицами базы данных.
Задание: Создать базу данных «Успеваемость», состоящую из трех таблиц (рис. 1).
Рис. 1. База данных «Успеваемость»
База данных состоит из таблиц:
«Классы» (Класс; Кл_рук),
«Ученики» (Класс; Номер_уч; Фамилия; Адрес),
«Успеваемость» (Класс; Номер_уч; Предмет, 1_Чет, 2_Чет, 3_Чет, 4_Чет, Год).
Ключевые поля выделены жирным шрифтом. Создание таблиц пояснено на рис. 2-4.
Рис. 2. Таблица «Классы»
Рис. 3. Таблица «Ученики»
Рис. 4. Таблица «Успеваемость»
Составные ключи в таблицах «Ученики» и «Успеваемость» создаются с помощью кнопки «Ключевое поле», поля предварительно выделяются с нажатой клавишей Ctrl (рис. 5).
Рис. 5. Создание составного ключевого поля
Создание связей между таблицами «Ученики» и «Успеваемость» поясняется на рис. 6. Ключевые поля в таблице «Ученики» выделяются при нажатой клавише Ctrl. Связь, как и ранее, создается перетаскиванием. При создании связи необходимо в окне «Изменение связи» для таблицы «Успеваемость» (Связанная таблица/запрос) необходимо выбрать связываемые поля.
Рис. 6. Связывание таблиц через составной ключ
Окончательный вид схемы данных представлен на рис. 1.
Заполнение базы данных необходимо начать с таблицы «Классы». Задать следующие классы 10а, 10б, 10в, 10г. Фамилии классных руководителей выбрать самостоятельно. В каждый класс поместить четырех учеников. В таблице «Успеваемость» ввести четыре предмета: Математика, Физика, Информатика, Химия. Ввести оценки. В каждом классе должен быть отличник, хорошист, троечник и ученик, имеющий в четверти неудовлетворительную оценку, по одном из предметов.