Не менее важным аспектом отраслевого анализа является идентификация ключевых факторов успеха в
сфере будущего бизнеса. Любой бизнес характеризуется многими контролируемыми (такими, что
подвергаются управлению) параметрами. Тем не менее, лишь некоторые из них определяют
возможность и способность фирмы конкурировать на своем рынке. Именно такие показатели и
называют ключевыми факторами успеха.
В зависимости от специфики отрасли ключевыми факторами успеха могут быть как количественные
показатели (себестоимость единицы продукции, ее цена, эксплуатационные параметры и т.п.), так и те,
которые тяжело или невозможно оценить количественно (уровень обслуживания клиентов,
местонахождение фирмы, наличие дополнительных услуг, благосклонность потребителей и т.п.).
Конкуренция является чуть ли не самой большой опасностью в бизнесе. Поэтому предпринимателю
очень важно хотя бы ориентировочно оценить конкурентную позицию своей будущей фирмы.
Одним со способов практического решения этой проблемы есть построение матрицы конкурентного
профиля.
Расчет матрицы конкурентного профиля ведется в такой последовательности:
1. Определяются ключевые факторы успеха в соответствующей сфере бизнеса.
Каждому из ключевых факторов успеха предоставляется определенный весовой коэффициент,
который характеризует важность (значимость, место) соответствующего ключевого фактора
относительно других ключевых факторов. Этот весовой коэффициент устанавливает сам
предприниматель, полагаясь на свой опыт, знание, личные оценки. Сумма весовых коэффициентов
должны равнять единице.
Составляется список главных (4-5) конкурентов и определяется рейтинг (индивидуальный
количественный показатель оценки достижений) каждого конкурента относительно каждого
ключевого фактора успеха. Рейтинг дифференцируется от единицы (незначительные достижения
конкурента) до четырех (очень большие достижения).
Умножением весового коэффициента на установленный рейтинг определяют общую оценку каждого
ключевого фактора успеха. Сумма полученных общих оценок по всей совокупности ключевых
факторов успеха делает возможным определение конкурентной позиции собственной фирмы
относительно главных конкурентов.
Тщательное изучение опыта деятельности, как тех, так и других поможет выяснить, что необходимо
делать, а чего надо избегать, чтобы достичь успеха в определенной сфере бизнеса.
Определение возможной конкурентной позиции фирмы является основанием для общей оценки
преимуществ и недостатков будущего бизнеса. Точная оценка его потенциала - это задача следующего
этапа стратегического планирования.