Необходимость возникновения и развития системы отношений по международному обмену товаров и услуг обусловлена множеством причин. Одной из них является то, что практически ни одна страна не располагает количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потребностей. Каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные товары, входящие в состав ВВП. Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия и связанные с этим издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри страны или производство их обходится слишком дорого. Поэтому всегда причинами существования внешнеторговых отношений, а, следовательно, и современного мирового рынка остаются международное разделение труда и взаимовыгодность обмена.
Для того, чтобы страна могла торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь экспортные ресурсы, т.е. запасы конкурентоспособных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке, валютные средства или иные средства оплаты импорта, а также развитую внешнеторговую инфраструктуру: транспортные средства, складские помещения, средства связи и пр. Расчеты по внешнеторговым операциям производятся банками, а страховой бизнес страны осуществляет страхование перевозок и грузов. Конечно, при необходимости можно воспользоваться услугами инфраструктуры других стран, но, как правило, это очень дорогие услуги, и каждая страна, задействованная на мировом рынке, стремится создать собственную инфраструктуру.
Два встречных потока товаров и услуг образуют экспорт и импорт каждой страны. Экспорт — это продажа и вывоз товара за границу, импорт — покупка и ввоз товаров из-за рубежа. Разность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма этих оценок — внешнеторговый оборот.
На мировом рынке, как и на любом рынке, формируются спрос и предложение и поддерживается стремление к рыночному равновесию. Для того, чтобы понять, как это происходит, рассмотрим условный пример. Предположим, две страны выпускают и потребляют один и тот же товар, но ресурсы для его производства и потребности в нем различны. Соответственно, на внутреннем рынке будут складываться разные рыночные цены ч разные условия равновесия.
Но горизонтальной оси располагаем объемы производства товара, а по вертикальной — цены. Для страны Х спрос будет показан кривой D\D\, а предложение — кривой S\S\. Соответственно для страны У спрос отразится кривой D^D^, а предложение — кривой iS'2^'2. В этом случае внутреннее рыночное равновесие будут отражать соответственно точки Ех и Еу, а равновесные цены — рх и Ру. Поскольку Ру больше Р, данный товар дешевле в стране X. Его выгоднее производить больше, чем внутренний спрос на него, и по более высоким ценам продавать в страну У. Стране У выгодно его покупать у страны Х по любым ценам ниже Ру, и страны договариваются о торговле данными товарами[6, c, 328].
Равновесная цена, существующая на рынке страны X, говорит о том, что спрос равен предложению, и избытка предложения, который можно предложить для экспорта, не существует. Увеличить объем предложения можно только при возрастании цены. Поэтому цена Р служит нижней границей, при которой экспорт невозможен. В стране У равновесная цена Ру также говорит о равенстве спроса и предложения и о * том, что в данных условиях импорт не нужен. Но если цена снизится, то возникнет избыточный спрос, который по данным ценам можно удовлетворить только за счет импорта. Таким образом, цена Ру служит верхней границей, определяющей объем импорта в страну У.
В этих границах устанавливается точка равновесия, при которой избыточное предложение страны Х равно избыточному спросу в стране У
Мировой спрос и мировое предложение — соответственно показаны на графике кривыми DD и SS. Таким образом, на мировом рынке всегда балансируются спрос и предложение на экспортируемые и импортируемые товары, а мировая цена находится между минимальной и максимальной внутренними равновесными ценами.
Мировой рынок всегда представляет собой арену жесточайшей конкурентной борьбы, поэтому удержаться на нем значительно сложнее, чем на внутреннем рынке. Помимо конкуренции на положение отдельных субъектов мирового рынка оказывает влияние и изменение структуры международного товарооборота под воздействием различных факторов.
Долговременные структурные сдвиги возникают, как правило, под воздействием изменений в условиях производства, и прежде всего под влиянием научно-технического прогресса. В современных условиях значительно уменьшился удельный вес сырьевых товаров и возросла доля продукции обрабатывающей промышленности. Современная технология, технические знания и другая информация превратились в специфический товар, спрос на который постоянно растет, так же как и на продукцию электротехнической и электронной промышленности. В то же время существует ряд стран, традиционно торгующих сырьевыми и энергетическими ресурсами.
Как известно, во второй половине текущего столетия международный обмен приобретает грандиозные масштабы. Ныне 4/5 совокупного объема международных экономических связей приходится на мировую торговлю.
Современная международная торговля развивается высокими темпами. В период 1950-1994 гг. мировой торговый оборот возрос в 14 раз.
Согласно оценке западных специалистов, период 1950-1970 гг. можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии современной международной торговли. Именно тогда наблюдался ежегодный 7-процентный рост стоимости мирового экспорта.
Тем не менее, уже в 70-е годы он снизился до 5%, еще больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х мировой экспорт характеризовался заметным оживлением (до 8,5% в 1988 г.).
Далее, после явного спада в начале 90-х годов, в середине текущего десятилетия объем мировой торговли вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы роста. В 1995 г. он увеличился почти на 9,0%, в 1996 г. — на 8,0%, в 1997 г. — на 9,5%, что стало рекордным показателем за минувшие 20 лет.
По предварительной оценке, в 1998 г., несмотря на региональные и мировые финансовые потрясения, темпы роста международной торговли составляли 6,0%.
Следует иметь в виду, что в абсолютном выражении суммарная стоимость мирового экспорта увеличилась в 1980—1998 годах примерно в 3 раза — с 2,0 трлн. долларов США до почти 6,0 трлн. долларов США.
Согласно прогнозам, динамика мирового товарного экспорта будет выглядеть следующим образом: в 1999 г. — 6,4 трлн. долларов, в 2000 г. — около 7,0 трлн. долларов США.
Подобный устойчивый рост международной торговли явился следствием проявления ряда факторов. По мнению отечественных исследователей, к ним относятся: (1) развитие международного разделения труда и интернационализация производства; (2) НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых; (3) активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке; (4) регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), а ныне - Всемирной торговой организации (ВТО); (5) либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование свободных экономических зон; (6) развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли; (7) получение политической независимости бывших колониальных стран. Выделение из их числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.
Необходимо также иметь в виду, что в послевоенный период на протяжении многих лет международный обмен остается наиболее динамично развивающимся сектором. Так, темпы его ежегодного роста существенно (в последнее время — многократно) опережают показатели роста мирового хозяйства, составляя соответственно: в 1954-1963 гг. - 7,1% и 5,2%; в 1964-1973 гг. - 8,7% и 5,7%; в 1974-1990 гг. - 4,5% и 3,2%; в 1991-1996 гг. - 5,6% и 1,5%[2, c. 439].
Это обусловлено, по мнению экспертов, постоянно возрастающими масштабами активности и степени вовлеченности отдельных стран и регионов в процессы международного обмена.
Тем не менее за последние десятилетия проявились заметные различия в темпах роста и направлениях внешнеторговой (прежде всего - экспортной) деятельности субъектов мировой торговли.
Подобные тенденции привели к существенным сдвигам как географической, так и товарной структуры современной международной торговли.
Географическая структура международного обмена представляет собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку.
Неравномерность динамики внешней торговли особенно отчетливо прослеживалась во второй половине текущего столетия, что повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. США постепенно утрачивали свое доминирующее положение в системе международного обмена. Так, если в 1950 г. на долю этой страны приходилась 1/3 всего мирового экспорта, то в 1995 г. - только менее 1/8.
Экспорт Германии, напротив, приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его. Помимо Германии существенными темпами рос экспорт и других западноевропейских стран. В 90-е годы Западная Европа превращается в главный центр современной международной торговли. Совокупный экспорт этого региона почти в 4 раза превышает экспорт США.
Кроме того, в 80-е годы значительный рывок в сфере международного обмена сделала и Япония. В 1983 г. эта страна впервые смогла выйти на первое место в мире по вывозу машин и оборудования. Ныне Япония значительно опережает все страны по экспорту легковых и грузовых автомобилей, бытовой электроники и прочих товаров. Одна треть японского вывоза приходится на США. Дефицит США в торговле с Японией в 90-е годы находится примерно на уровне 50-60 млрд. долларов в год.
Постепенное снижение доминирующей роли США в международной торговле в известной степени было связано со снижением конкурентоспособности американского производства.
К концу 80-х гг. Япония стала выбиваться в лидеры, в течение шести лет первенствуя по этому показателю.
К середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. Но за ними вплотную следуют Сингапур, Гонконг, а также и Япония.