Определим роль различных элементов операционного анализа в формировании финансовых результатов предприятия (D, %).
1. Допустим, что цена на выпускаемые изделия А снизится. на 5%, а на вновь осваиваемые изделия С увеличится на 5%. Определим, при каком объеме реализации можно получить прежний результат прибыли – 300 млн. руб., используя формулу
(10)
Результаты расчетов покажем в табл. 5.
Из таблицы следует, что повышение цены на изделия С на 5% компенсирует сокращение объема реализации на 12,5% или увеличивает прибыль на 50%. Снижение цены на изделия А на 5% приводит к сокращению прибыли на 90% или предполагает увеличение объема реализации на 17,7%.
Таблица 5. Результаты влияния изменения цены на объем реализации
Показатели
По всей продукции
Изделие А
Изделие С
Цена
Ц, тыс. руб.
-
1800 х 0,95 =
2000 х 1,05 = 2100
Выручка от реализации
ВР = Ц х ОР, млн. руб.
1710 + 2100 = 3810
1710 х 1000 =
2100 х 1000 = 2100
Переменные издержки
ПИ, млн. руб.
1200 + 1300 = 2500
Валовая маржа
ВМ = ВР - ПИ, млн. руб.
510 + 800 = 1310
1710 – 1200 = 510
2100 – 1300 = 800
Валовая маржа в относительном выражении к выручке
ВМотн = ВМ / ВР х 100, %
1310 / 3810 х 100 = 0,344
510 / 1710 х 100 =
0,298
800 / 2100 х 100 = 0,381
Постоянные издержки
ПОИ, млн. руб.
500 + 500 = 1000
Прибыль до налогообложения
БПнов = ВМ - ПОИ, млн. рб.
10 + 300 = 310
510 – 500 = 10
800 – 500 = 300
Объема реализации
ОРнов, шт.
-
600 / (1,71 х 0,298) = 1177
700 / (2,1 х 0,381) = 875
Процент прироста (+), сокращения (-) объема реализации
Тпр(ОР), = (ОРнов – ОР) / ОР х 100, %
-
(1177 – 1000) / 1000 х 100 = +17,7
(875 – 1000) / 1000 х 100 = -12,5
Увеличение (+), уменьшение (-) прибыли
∆БП = БПнов – БП, млн. руб.
310 – 300 = +10
10 – 100 = -90
300 – 200 = +100
Процент прироста (+), сокращения (-) прибыли
Тпр(БП) = ∆БП х 100, %
+10 / 300 х 100 = +3,3
-90 / 100 х 100 =
-90
+100 / 200 х 100 = +50
Проверка расчетов приведена в табл. 6.
Таблица 6. Проверочные расчеты
Показатели
По всей продукции
Изделие А
Изделие С
Цена
Ц, тыс. руб.
-
1800 х 0,95 = 1710
2000 х 1,05 = 2100
Объем реализации
ОР, шт.
-
1000 х 1,177 = 1177
1000 х 0,875 = 875
Выручка от реализации
ВР = Ц х ОР, млн. руб.
2012 + 1837,5 = 3849,5
1710 х 1177 =
2100 х 875 = 1837,5
Переменные издержки
ПИ, млн. руб.
1412 + 1137,5 = 2549,5
1200 х 1,177 = 1412
1300 х 0,875 = 1137,5
Валовая маржа
ВМ = ВР - ПИ, млн. руб.
600 + 700 =
2012 – 1412 =
1837,5 – 1137,5 = 700
Постоянные издержки
ПОИ, млн. руб.
500 + 500 = 1000
Прибыль до налогообложения
БП = ВМ - ПОИ, млн. руб.
100 + 200 = 300
600 – 500 = 100
700 – 500 = 200
2. Проанализируем влияние изменения переменных издержек на прибыль. Предположим, что предприятию удалось снизить переменные издержки на изделия А на 5%, а на изделия С переменные издержки выросли в связи с удорожанием комплектующих тоже на 5%. Определим величину объема реализации, которую компенсирует данное изменение переменных издержек, по формуле
(11)
Результаты расчетов сведем в табл. 7.
Из таблицы следует, что снижение переменных издержек на 5% по изделию А компенсирует сокращение объема реализации на 9,2% или увеличивает прибыль на 60%. При росте переменных издержек на 5% изделия С предприятие должно добиться повышения объема реализации этих изделий на 10,1%, чтобы компенсировать потерю дохода (или оно потеряет 32,5% своей прибыли).
Таблица 7. Результаты влияния переменных издержек на объем реализации
Показатели
По всей продукции
Изделие А
Изделие С
Выручка от реализации
ВР, млн. руб.
1800 + 2000 = 3800
Переменные издержки
ПИ, млн. руб.
1140 + 1365 = 2505
1200 х 0,95 =
1300 х 1,05 = 1365
Валовая маржа
ВМ = ВР - ПИ, млн. руб.
660 + 635 = 1295
1800 – 1140 = 660
2000 – 1365 = 635
Валовая маржа в относительном выражении к выручке
ВМотн = ВМ / ВР х 100, %
1295 / 3800 х 100 = 0,341
660 / 1800 х 100 =
0,367
635 / 2000 х 100 = 0,318
Постоянные издержки
ПОИ, млн. руб.
500 + 500 = 1000
Прибыль до налогообложения
БПнов = ВМ - ПОИ, млн. рб.
160 + 135 = 295
660 – 500 = 160
635 – 500 = 135
Объема реализации
ОРнов, шт.
-
600 / (1,8 х 0,367) = 908
700 / (2 х 0,318) = 1101
Процент прироста (+), сокращения (-) объема реализации
Тпр(ОР), = (ОРнов – ОР) / ОР х 100, %
-
(908 – 1000) / 1000 х 100 = -9,2
(1101 – 1000) / 1000 х 100 = +10,1
Увеличение (+), уменьшение (-) прибыли
∆БП = БПнов – БП, млн. руб.
295 – 300 = -5
160 – 100 = +60
135 – 200 = -65
Процент прироста (+), сокращения (-) прибыли
Тпр(БП) = ∆БП х 100, %
-5 / 300 х 100 = +1,7
+60 / 100 х 100 =
+60
-65 / 200 х 100 = -32,5
Проверка расчетов приведена в табл. 8.
Таблица 8. Проверочные расчеты
Показатели
По всей продукции
Изделие А
Изделие С
Цена
Ц, тыс. руб.
-
Объем реализации
ОР, шт.
-
1000 х 0,908 =
1000 х 1,101 = 1101
Выручка от реализации
ВР = Ц х ОР, млн. руб.
1635 + 2202 = 3837
1800 х 908 =
2000 х 1101 = 2202
Переменные издержки
ПИ, млн. руб.
1035 + 1502 = 2537
1200 х 0,95 х 0,908 = 1035
1300 х 1,05 х 1,101 = 1502
Валовая маржа
ВМ = ВР - ПИ, млн. руб.
600 + 700 = 1300
1635 – 1035 = 600
1928 – 1253 = 700
Постоянные издержки
ПОИ, млн. руб.
500 + 500 = 1000
Прибыль до налогообложения
БП = ВМ - ПОИ, млн. руб.
100 + 200 = 300
600 – 500 = 100
700 – 500 = 200
3. Рассмотрим влияние изменения постоянных издержек. Предположим, что предприятию удалось их снизить на 5%. Определим снижение объема реализации, на которое может пойти предприятие для достижения исходной прибыли, по формуле
(12)
Найдем валовую маржу, необходимую для сохранения прибыли 100 млн. руб. для изделий А и 200 млн. руб. для изделий С:
Изделия А: ВМ = 500 х 0,95 + 100 = 575 млн. руб.
Изделия С: ВМ = 500 х 0,95 + 200 = 675 млн. руб.
Новый ОР изделий А = 575 / (1,8 х 0,333) = 959 шт. (95,9%)
Новый ОР изделий С = 675 / (2,0 х 0,350) = 964 шт. (96, 4%).
Таким образом, снижение постоянных издержек на 5% компенсирует сокращение объема реализации на 4,1% и 3,6%.
Проверка расчетов приведена в табл. 9
Таблица 9. Поверочные расчеты
Показатели
По всей продукции
Изделие А
Изделие С
Цена
Ц, тыс. руб.
-
Объем реализации
ОР, шт.
-
1000 х 0,959 =
1000 х 0,964 = 964
Выручка от реализации
ВР = Ц х ОР, млн. руб.
1726 + 1928 = 3654
1800 х 959 = 1726
2000 х 964 = 1928
Переменные издержки
ПИ, млн. руб.
1151 + 1253 = 2404
1200 х 0,959 = 1151
1300 х 0,964 = 1253
Валовая маржа
ВМ = ВР - ПИ, млн. руб.
575 + 675 = 1250
1726 – 1151 = 575
1928 – 1253 = 675
Постоянные издержки
ПОИ, млн. руб.
475 + 475 = 950
500 х 0,95 = 475
500 х 0,95 = 475
Прибыль до налогообложения
БП = ВМ - ПОИ, млн. руб.
100 + 200 = 300
575 – 475 = 100
675 – 475 = 200
Предположим, что предприятие увеличило уровень постоянных издержек на 5%. Найдем валовую маржу, необходимую для сохранения прибыли 100 млн. руб. для изделий А и 200 млн. руб. для изделий С:
Изделия А: ВМ = 500 х 1,05 + 100 = 625 млн. руб.
Изделия С: ВМ = 500 х 1,05 + 200 = 725 млн. руб.
Новый ОР изделий А = 625 / (1,8 х 0,333) = 1043 шт. (104,3%)
Новый ОР изделий С = 725 / (2,0 х 0,350) = 1036 шт. (103,6%).
Таким образом, рост объема реализации при росте постоянных издержек на 5% составляет по изделиям А 4,3%, по изделиям С - 3,6%.
Проверка расчетов приведена в табл. 10.
Таблица 10. Проверочные расчеты
Показатели
По всей продукции
Изделие А
Изделие С
Цена
Ц, тыс. руб.
-
Объем реализации
ОР, шт.
-
1000 х 1,043 = 1043
1000 х 1,036 = 1036
Выручка от реализации
ВР = Ц х ОР, млн. руб.
1877 + 2072 = 3949
1800 х 1043 = 1877
2000 х 1036 = 2072
Переменные издержки
ПИ, млн. руб.
1252 + 1347 = 2599
1200 х 1,043 = 1252
1300 х 1,036 = 1347
Валовая маржа
ВМ = ВР - ПИ, млн. руб.
625 + 725 = 1350
1877 – 1252 = 625
2072 – 1347 = 725
Постоянные издержки
ПОИ, млн. руб.
525 + 525 = 1050
500 х 1,05 = 525
500 х 1,05 = 525
Прибыль до налогообложения
БП = ВМ - ПОИ, млн. руб.
100 + 200 = 300
625 – 525 = 100
725 – 525 = 200
4. Рассмотрим влияние изменения объема реализации на прибыль с помощью эффекта операционного рычага, исходя из предположения, что объем реализации изделий А сократится на 5%, а изделий С возрастет на 5%. Соответственно изменится выручка от реализации. Операционный рычаг для изделий А равен 6, для изделий С – 3,5. Тогда прибыль по изделиям А уменьшится на 5% х 6 = 30% и составит 100 х 0,7 = 70 млн. руб.; по изделиям С прибыль возрастет на 5% х 3,5 = 17,5% и составит 200 х 1,175 = 235 млн. руб.
Проверка расчетов приведена в табл. 11.
Таблица 11. Проверочные расчеты
Показатели
По всей продукции
Изделие А
Изделие С
Выручка от реализации
ВР, млн. руб.
1710 + 2100 = 3810
1800 х 0,95 =
2000 х 1,05 = 2100
Переменные издержки
ПИ, млн. руб.
1140 + 1365 = 2505
1200 х 0,95 =
1300 х 1,05 = 1365
Валовая маржа
ВМ = ВР - ПИ, млн. руб.
660 + 635 = 1295
1710 – 1140 = 570
2100 – 1365 = 735
Постоянные издержки
ПОИ, млн. руб.
500 + 500 = 1000
Прибыль до налогообложения
БП = ВМ - ПОИ, млн. рб.
70 + 235 = 305
570 – 500 = 70
735 – 500 = 235
Выводы
1. Основные элементы операционного рычага по степени влияния их на прибыль располагаются следующим образом (рис. 4,5):
- повышение цены на 5% увеличивает прибыль по изделиям С на 50%; снижение цены на. изделия А ухудшает результат на 90%;
- снижение переменных издержек по изделиям А на 5% приводит к росту прибыли на 60%; увеличение переменных издержек на 5% по изделиям С уменьшает прибыль на 32,5%;
- наименьшее влияние из рассмотренных факторов оказывает изменение постоянных издержек.
2. Данное соотношение в степени влияния элементов операционного рычага на прибыль указывает значительный запас финансовой прочности предприятия (22,9%).
3. С помощью операционного анализа выявлена взаимосвязь цены и переменных издержек с изменением объема реализации:
- при снижении цены на 5% предприятие должно увеличить объем реализации изделий А на 17,7%, чтобы компенсировать потерю прибыли, а при повышении цены на 5% на изделия С можно сократить объем реализации на 12,5% без негативных последствий для финансовых результатов;
- для компенсации изменения переменных издержек на 5% можно сократить объем реализации на 9,2% при снижений переменных издержек на изделия А и увеличить объем реализации изделий С на 10,1% при росте переменных издержек на 5%.
Рис. 4 - Влияние факторов на прибыль и объем реализации изделия А
Рис. 5 - Влияние факторов на прибыль и объем реализации изделия С