Форд принадлежал к тем немногим промышленникам, которые стали энтузиастами снижения издержек производства и овладения рынком через массовый выпуск дешевой стандартизованной продукции, а не посредством создания картелей, холдингов и прочих предпринимательских комбинаций.
Он не стремился к слияниям и поглощениям ради доминирования в отрасли, к мобилизации капиталов путем выпуска акций или альянса с финансовыми структурами, что потребовало бы соответствующей реорганизации управления, создания ответственного перед инвесторами менеджмента, коллективного принятия решений и скрупулезной оценки качества бизнеса.
Отвергнув все это, он явился самым последовательным и самым крупным после Карнеги предпринимателем-индивидуалистом.
Но именно это обстоятельство в конце концов превратило Форда в узкого производственника и технократа, сделало его заложником однобокой, неизменной стратегии, которая вначале принесла ему грандиозный коммерческий успех, но затем обрекла дело на застой и рутину, предопределившие его поражение.
Секрет коммерческого взлета Форда достаточно прост и определялся не столько его "гением", сколько удачными решениями, принятыми им (но зародившимися у его менеджеров) в тот момент, когда автомобильный рынок только формировался, когда простой, дешевый, выносливый, хотя и однотипный автомобиль (модель "Т" образца 1908 г.) стал самым популярным в США средством передвижения.
Однако во второй половине 20-х годов неизменная и казавшаяся Форду неуязвимой стратегия потерпела фиаско, а место лидера заняла корпорация "Дженерал Моторс", развернувшая выпуск более совершенных, комфортабельных и элегантных автомобилей различных моделей разной цены.
Для Форда это стало не временной неудачей, а крахом концепции бизнеса, изначально ориентированной на удешевление продукта за счет наращивания объема выпуска и жесткой экономии на всем кроме затрат на рационализацию и интеграцию производства.
Форд не допускал потерь времени, перерасхода энергии и материалов, свел к минимуму ручной труд, но до конца 20-х годов, пока его не вынудила к этому конкуренция "Дженерал Моторс", считал совершенно лишними издержки на модификацию и диверсификацию продукта, новые конструкторские разработки, испытательный полигон, на изучение спроса и совершенствование аппарата управления, который все более отставал от роста и усложнения организационной структуры компании.