Построение структур управления предприятием – это важная составная часть общей функции управления – организовывания, содержание которой состоит в организации процессов управления, т.е. процессов принятия и реализации управленческих решений.
Между структурой управления и организационной структурой существует тесная связь: структура предприятия отражает принятое в ней разделение работ между подразделениями, группами людьми, а структура управления создает механизм координации, обеспечивающий эффективное достижение целей и решение задач. Мероприятия по изменению на предприятии (разукрупнение, объединение) вызывают необходимость соответствующих изменений в структуре управления.
С позиции системного подхода организационная структура системы управления предприятием включает состав подсистем или элементов, каждому из которых соответствует определенная функция, а также связи и отношения между подсистемами или элементами системы.
Возможны и другие определения: «Организационная структура системы управления предприятием – это разделение предприятия на подразделения с целью упорядочения взаимодействия звеньев, установления подчиненности и полномочий»/7/. Организационная структура системы управления предприятием – это структура объекта управления, обеспечивающая взаимодействие между его элементами: «Организационная структура системы управления предприятием представляет собой упорядоченный набор образующих ее элементов, связанных различными способами друг с другом» /9/.
Выделение подразделений предприятия основано на различии видов деятельности, управление протекающими процессами в подразделениях выполняется руководителями подразделений. Чтобы предприятие успешно функционировало в целом необходимы специальные управленческие подразделения или должности.
Поэтому организационная структура системы управления предприятием состоит из органов управления протекающими процессами и органов управления предприятием в целом (органов общего управления).
В общем структура управления предприятием представляет собой упорядоченный набор элементов, тем или иным способом связанных друг с другом. Как и сама система управления ее структура многогранна, однако в ней можно выделить: элементы (совокупность органов управления) и связи между ними, то есть управленческую и коммуникационную подструктуры. Характеристики структуры управления приведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Характеристики структуры управления
Характеристики
Содержание
Элементы
Службы, группы и работники, выполняющие функции управления в соответствии с принятым разделением труда
Горизонтальные связи
Носят характер согласования и являются одноуровневыми
Вертикальные связи
Связи подчинения, определяются иерархичностью управления
Линейные связи
Отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями
Функциональные связи
Отражают движение информации при выполнении различных функций управления
Полномочия и ответственность
Права и обязанности, связанные с использованием ресурсов и выполнением поставленных задач
Продолжение табл. 3.1
Делегирование
Передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение
Власть
Право влиять на поведение других людей и заставлять их действовать в определенном направлении
Сложность
Определяется количеством отделов, групп квалифицированных специалистов и уровней управления
Уровень централизации
Характеризует степень концентрации принятия решений на высшем уровне управления
Координация
Определяет использование механизмов интеграции процессов, действий и ресурсов
Уровень формализации
Определяет масштабы использования правил и механизмов регулирования для управления поведением людей
Перечисленные характеристики структуры управления используются руководителями при анализе, перестройке и проектировании структур управления предприятием. Именно поэтому руководители всех уровней управления уделяют большое внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинации структур, обеспечивающих эффективное функционирование предприятия.