В сложных системах процесс целеполагания представляет собой структурирование глобальной цели и построение «дерева» цели системы. Этапы: определение вершины дерева - общей цели организации; декомпозиция цели; каждая "ветвь" дерева описывает конкретный конечный результат; подцели одного уровня декомпозиции независимы между собой.
Построение дерева целей позволяет последовательно разложить стратегическую цель на ряд конкретных задач, этапов ее достижения.
Правильно построенное дерево целей дает возможность наиболее полно описать должностные обязанности сотрудников, входящих в организационную структуру исследуемого предприятия. Чем полнее дерево целей, тем выше вероятность того, что организационная структура предприятия будет спроектирована максимально эффективно.
Вариант2
Процесс принятия решений составляет один из центральныхпунктов управленческой деятельности. Рациональное решение проблем возможно, когда руководители следуют общепринятым методам работы. К ним относят научный метод, состоящий в том, что путем наблюдения, сбора и анализа информации формулируется гипотеза о самой проблеме и подходах к ее решению. Научный метод дает системную ориентацию, т. е. выявляет взаимосвязи данной проблемы с внешним окружением и внутренними переменными самой организации, что позволяет выявить причины возникновения проблемы и выяснить ее основу, а также он пользуется математическим моделированием.
На практике применяется множество научных подходов к разработке и принятию управленческих решений: – системный подход предполагает исследование объектов как системы, состоящей из внешнего окружения и внутренней структуры. Организационно-экономическая система рассматривается как единство объекта управления и его связей с внешней средой; – логический подход к выполнению любой работы на основе принципов диалектической (объективность, всесторонность и историзм) и формальной (тождество, непротиворечие, достаточное обоснование, исключение третьего) логики; – воспроизводственно-эволюционный подход ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей с меньшими затратами. Каждая новая модель должна быть лучше заменяемой; – инновационный подход ориентирован на развитие на основе активизации инновационной деятельности; – комплексный подход предусматривает одновременную разработку технических, экологических, экономических, организационных, психологических и других аспектов управления в их взаимосвязи; – интеграционный подход нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между подсистемами, между стадиями жизненного цикла объекта управления, между уровнями управления, между субъектами управления по горизонтали; – стандартизационный подход заключается в установлении стандартных, единых для какой-либо системы норм, правил и характеристик с целью управления; – маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя при решении любых задач; – функциональный подход заключается в том, что потребность рассматривается как результирующая функций, которые нужно выполнять для удовлетворения потребителей; – структурный подход – это определение значимости, приоритетов среди факторов, методов, принципов в их совокупности с целью установления рационального соотношения и повышения обоснованности принятия решений; – ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных параметров и методов управления определяется конкретной ситуацией в конкретном месте и в конкретное время; – нормативный подход заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента; – оптимизационный подход заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи применения методов исследования операций, инженерных расчетов, статистических методов, экспертных оценок и др.; – поведенческий подход заключается в оказании помощи работнику в создании собственных возможностей к управлению организацией; – деловой подход является наиболее комплексным и сложным, т. к. у каждого свое понимание этого подхода, индивидуальное воспитание и образование.
Методы разработки управленческих решений
Решение – результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы.
Правильность и эффективность принятого решения во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:
§ на входящую и исходящую;
§ обрабатываемую и необрабатываемую;
§ текстовую и графическую;
§ постоянную и переменную;
§ нормативную, аналитическую, статистическую;
§ первичную и вторичную;
§ директивную, распределительную, отчетную.
Ценность получаемой информации зависит от точности задачи, так как правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной информации для принятия решения.
Акт принятия управленческих решений является всегда прерогативой руководителя, но может осуществляться на разной основе.
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ:
1. Единоличное:
§ Сугубо единоличное, без совета с людьми. По принципу – “я так решил”.
§ Единолично-консультативное, по формуле – “мы тут посовещались и я решил”.
2. Коллективное:
§ На основе консенсуса всех заинтересованных лиц.
§ На основе компромисса всех заинтересованных лиц.
§ Путем голосования.
УР могут быть классифицированы, например, по следующим признакам:
§ по степени формализации (см. выше);
§ по надежности исходной информации (на основе надежной информации, в условиях риска, на базе неполной и неточной информации);
§ по длительности последствий (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);
§ по уровням планирования (стратегические, тактические и оперативные);
§ по частоте или повторяемости (одноразовые или повторяющиеся, рутинные);
§ по степени охвата (общие для всего предприятия и узкоспециализированные);
§ по виду процесса принятия решения (комплекс решений и выполняемые последовательно);
§ по числу ЛПР (единоличные, индивидуальные или групповые, коллективные);
§ по организационному распределению (централизованные и децентрализованные);
§ по господствующему образу мышления (дискурсивные (рациональные, обдуманные) и интуитивные (спонтанные);
§ по учету изменения данных (жесткие и гибкие);
§ по степени их независимости друг от друга (автономные и дополняющие друг друга);
§ по сложности (простые и сложные) и т.д.
ТИПОВОЙ ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ВКЛЮЧАЕТ:
§ предварительное формулирование проблемы;
§ определение целей решения и выбор соответствующих критериев оптимальности;
§ выявление и установление ограничений;
§ составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных;
§ сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем;
§ точное формулирование поставленной задачи;
§ анализ и выбор метода решения задачи и разработку алгоритма решения;
§ разработку модели решения, позволяющую оценивать эффективность каждой альтернативы;
§ оценку альтернатив и выбор наиболее эффективных;
§ принятие решения;
§ доведение решения до исполнителей;
§ выполнение решения и оценку результата.
ЭТАПЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
Этап 1. Диагностика проблемы
Этап 2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений – весьма важное условие правильного формирования альтернатив решений и выбора наиболее предпочтительной.
Этап 3. Определение альтернатив (желательно выявить все возможные варианты решения проблемы). Углубленный анализ трудных проблем необходим для разработки нескольких различающихся альтернатив.
Этап 4. Оценка альтернатив (После составления перечня вариантов решения оценивается каждая альтернатива). Почти все важные управленческие решения разрабатываются с учетом компромисса.
Этап 5. Выбор альтернативы – с наиболее благоприятными оценками и последствиями.
Этап 6. Реализация решений (необходимо эффективно организовать и мотивировать исполнителей).
Этап 7. Обратная связь (контроль выполнения решения) – позволяет руководителю скорректировать действия, не допустив значительного ущерба.
ПОДГОТОВКА РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1. Оценка ситуации.
2. Обработка данных и оценка результатов экспертизы.
3. Подготовка аналитических материалов по результатам ситуационного анализа – заключительный этап.
Основная задача – подготовка аналитических материалов по:
§ Принятию стратегических и тактических;
§ Механизмов их выполнения;
§ Контролю над исполнением решений;
§ Сопровождению хода реализации принимаемых решений;
§ Анализу результатов, включающему оценку эффективности принятых решений и их выполнения.
МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
Методы – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.
1. Декомпозиция. Представление сложной проблемы, как совокупности простых вопросов;
2. Диагностика. Поиск наиболее важных деталей в проблеме, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах;
4. Метод Делфи. Экспертам, которые не знают друг друга, даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к одному мнению, либо перейдут к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения эффективности;
5. Метод неспециалиста. Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях;
6. Линейное программирование;
7. Имитационное моделирование;
8. Метод теории вероятности;
9. Метод теории игр. Задачи решаются в условиях полной неопределенности;
10. Метод аналогий.
При обнаружении нежелательных последствий менеджер может выбрать одно из трех действий: