Менеджмент (управление) - это воздействие на объект для достижения цели. На объект управления воздействует субъект управления, то есть через людей или, другими словами, подчиненных.
Как мы знаем, воздействовать в организации можно только через передачу информации (указания, сообщения, документы и т.д.). Думаю, Вы согласитесь со мной, что можно рассматривать управление как процесс постоянного получения, переработки, выработки и передачи информации.
Для того чтобы нам было легче воспринять сам процесс управления, существует модель «Контур управления» (рис. 1). Именно она отражает всю цикличность действий руководителя и острую необходимость четко следовать заданной последовательности действий.
Как мы видим, модель «Контур управления» помогает представить управление как целостный процесс и более конкретно определяет работу руководителя.
Четыре ключевых элемента процесса управления отражают, что любая деятельность:
начинается с постановки цели (1-ый этап контура управления),
после этого необходимо спланировать действия по достижению этой цели и организовать реализацию этих действий (2-ой этап контура управления);
после чего руководителю важно сосредоточиться на мониторинге и контроле промежуточных результатов и эффективности процесса (3-ий этап контура управления);
для своевременного внесения корректирующих действий в случае отклонений (4-ый этап контура управления).
Согласитесь, что постановка целей, планирование и контроль часто относят к разряду рациональных процессов. Термин «рациональный» используется скорее в значении «логичный и структурированный», чем основанный на интуиции или суждении.
Увы, всем руководителям иногда приходится «двигаться на ощупь». Во всяком случае, для того чтобы стать эффективным менеджером, прежде всего необходимо понять рациональные принципы, на которых основаны все этапы контура управления.
Не переживайте, чуть позже Вы добавите к структурированному подходу и вдохновение, и творческий подход, и интуицию. Но! Прежде всего, необходимо четко понимать, что составляет ОСНОВУ повседневной работы руководителя.
Итак, рассмотрим, что в себя включает каждый этап Контура управления.