Коммуникационная политика вкл.следующие элементы: рекламу, средства стимулирования сбыта, сервисную политику, прямые или персональные продажи, товарный знак, разработку фирменной упаковки и т.д.
Реклама – это убеждающее средство информации о товаре или предприятии, коммерческая пропаганда потребительских св-в товара и достоинств деятельности предприятия, готовящая активного и потенциального покупателя к покупке.
Основными видами рекламы являются товарная и престижная реклама.
Главная задача товарной рекламы – формирование и стимулирование спроса на товар. Информирует о св-х и качествах товара, пробуждает интерес к нему.
Престижная – представляет собой рекламу достоинств фирмы, выгодно отличающих ее от конкурентов. Разновидностью престижной рекламы явл. фирменный стиль – особый, присущий только данной фирме, изобретательный, текстовый, звуковой образ фирмы и ее товаров в представлении покупателей, система идентификации товаров фирмы. Он вкл.: товарный знак или товарную марку; логотип; фирменный лозунг; девиз; фирменный цвет или сочетание цветов, единый стиль, комплект шрифтов.
Различают так же след.виды рекламы:
-непосредственную и косвенную рекламу (косвенная выполняет рекламную функцию не прямо, а в скрытой форме, не используя прямых каналов рекламных средств и не указывая непосредственно рекламодателя.
- информационную и агрессивную (демонстрирует преимущество товара именно данного предприятия по качеству, сервису).
-однородная (одна и та же во всех странах, дает экономию по издержкам на рекламу)и неоднородная.
-превентивная (на рекламу исп-ся большие средства, проводится с целью подорвать позиции конкурентов, которые не в состоянии тратить большие ср-ва на рекламу).
-вводящая, защитная и корпоративная. Этот вид рекламы представляет предпринимательскую, экспортную деятельность предприятия, как содействие реализации правительственных программ социально-экономического развития государства, это создает представление о предприятии как об организации – патриоте, работающей на благо страны, как о надежном и солидном партнере.
При осуществлении рекламы допускается небольшое преувеличение св-в товара, умолчание об отрицательных характеристиках, однако не разрешается прямой обман покупателя (недобросовестная реклама).
Среди рекламных средств или каналов распределения рекламы основное место занимает прямая реклама или индивидуальная рекламная работа.
Прямая реклама подразумевает распространение рекламными агентами литературы непосредственно потенциальным покупателям, личное общение агента с аудиторией или отдельными лицами. Кроме личного общения прямая реклама предусматривает распространение рекламных материалов по почте, по телефону.
Непосредственная реклама имеет свои недостатки: относительно узкий круг покупателей, с которыми работает предприятие, ограниченные возможности в расширении числа новых покупателей, низкую оперативность, т.к. на осуществление рекламной деятельности приходится затрачивать значительное время.
В связи с этим активно используются в рекламной деятельности безличные средства массовой информации: реклама в прессе, печатная реклама, экранная реклама, радиореклама, наружная реклама, реклама на транспорте, реклама на месте продажи товаров.
К рекламе можно отнести сувениры – бесплатно раздаваемые недорогие подарки, с нанесенным на него товарным знаком с наименованием предприятия (авторучки, блокноты, календари).