Каждый сбор информации начинается со сбора вторичных данных - это информация, которая уже где-то существует, будучи собранной для других целей; и первичной информации - это информация, собранная впервые для конкретных целей. Для сбора первичных данных лучше всего разработать специальный план, требующий принятия решения относительно:
a. методов исследования. Существует три способа сбора первичных данных:
• наблюдение, когда исследователь ведёт непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой;
• эксперимент, требует опроса сопоставимых между собой групп субъектов, создание для групп различной обстановки, контроль за переменными составляющими, установление степени значимости наблюдаемых различий;
• опрос, информация о знаниях, убеждениях, предпочтениях;
a. орудия исследования: анкеты (открытые, закрытые), механические устройства;
b. составления плана выборки.
Выборка - это сегмент населения, который представляет собой население в целом. Необходимо принять три решения: кого опрашивать, какое количество людей, каким образом следует отбирать членов выборки.
c. способов связи с аудиторией:
• по телефону;
• анкеты, рассылающиеся по почте;
• личное интервью (индивидуальное, групповое).
3. Сбор информации.
Существует 3 основных способа сбора инф-и: наблюдение, эксперимент, опрос.
Наиболее эффективным способом исследования явл. опрос. Самым распространенным способом проведения опроса явл. анкетирование.
Анкета – это инструментарий, где с определенной логикой и последовательностью задаются вопросы, на которые фирма желает получить ответы.
Чтобы избежать серьезных ошибок при проведении исследования необх.исп-ть след-е правила:
-исследователь должен пользоваться простыми и недвусмысленными словами – ясность вопроса;
-особое значение имеет последовательность вопросов – первые вопросы должны пробуждать интерес, а последующие его поддерживать;
-трудные и личные вопросы размещают в конце анкеты.
Существуют следующие проблемы при сборе информации:
• респондента может не оказаться на месте;
• респондент может отказаться участвовать;
• ответы могут быть пристрастными и неискренними;
• ведущий может оказаться пристрастным и неискренним.
4. Анализ собранной информации - извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и результатов. Исследователи сводят их в таблицы, на основе этих таблиц выводят и рассчитывают такие показатели, как распределение частотности, средние уровни и степень рассеяния. Затем исследователь обрабатывает полученные данные с помощью современных статистических методик и моделей принятия решения, применяемых в системе анализа маркетинговой информации.
5. Представление полученных результатов.
Необходимо представить управляющему только основные результаты, необходимые руководителю фирмы для принятия главных, насущных маркетинговых решений. Исследование полезно, когда оно содействует уменьшению неопределённости, с которыми столкнулись специалисты маркетинга.