1) Решетка Блейка – Моутон (двумерный) Стиль оценивается двумя факторами: отношение к людям и отношение к организационно – техническим мероприятиям (обеспечение материалами).
Отношение к людям
1,9
9,9
5,5
1,1
1,2
9,1
Отношение к организационно - техническим мероприятиям
1,1 – минимум отношения к людям и к организационно – техническим мероприятиям 1,2 – максимум внимания к отношению в коллективе, минимум – в организационных решениях (высококвалифицированные работники, которым не нужна помощь) 5,5 – оптимальный тип руководителя 9,1 – все внимание на организационно – технических мероприятиях 9,9 – гармоничный коллектив (идеальный коллектив, который вряд ли достижим)
2) Концепции ситуационного менеджмента
Теория Фидлера
НПР – шкалы наименее предпочитаемого работника.
Если руководитель набирает больше баллов, то он склонен уделять больше внимания отношениям с подчинёнными, и наоборот: если меньше – отношение к организационно-техническим мероприятиям.
Возможность руководителя контролировать ситуацию определяется переменными:
1) Отношение руководителя с подчинёнными. Эта переменная характеризует уровень поддержки. Эта переменная важнейшая из трёх!
2) Структурированность работы – ясность цели, множественность средств по достижению цели, обоснованность решения, специфичность решения (возможность возникновения альтернативных решений)
3) Должностные позиции руководителя / Можно подбирать руководителя под ситуацию и наоборот менять ситуацию под руководителя (Теория Фидлера)
Модель Митчелла—Хауса (основывается на Теории ожидания)
Четыре стиля управления (зависят от ситуации, потребностей и личных качеств работников, степени уверенности работников в своих силах).
1. Стиль «поддержки» — у работников есть потребность к самоуважению и принадлежности к коллективу (внимание к человеческим отношениям).
2. «Инструментальный» стиль – сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности (внимание к организационно – техническим мероприятиям)
3. Стиль, ориентированный на «достижение» — сотрудники стремятся к высоким результатам, уверены, что смогут их достичь. Роль руководителя: постановка задачи, обеспечение условий для выполнения, ожидание исполнения без принуждения.
4. Стиль, ориентированный на «участие» — подчинённые стремятся реализовать себя в управленческой деятельности: руководитель должен использовать предложения и советы в принятии решений.
Теория Херсли—Бланшара (Теория жизненного цикла)
Зрелость – способность отвечать за свое поведение, уровень образованности и опыта, внутреннее желание достичь определённых целей.
Четыре стиля управления:
1) Низкий уровень зрелости: сотрудники не способны или не желают отвечать за результаты своей работы. Руководитель должен ориентироваться на решение организационно – технических проблем.
2) Средний уровень зрелости: хотят брать на себя ответственность, но не могут по каким – либо причинам (5.5 – равное внимание).
3) Высокий уровень зрелости: могут, но не хотят – стиль, ориентированный на принятие участия в решениях, возможность проявить себя – (Демократический партисепативный стиль).
4) Высший уровень зрелости: люди хотят и могут нести ответственность. Делигирующий стиль.
Модель Врума–Йеттона (внимание на процесс принятия решений) Пять стилей управления:
1) Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации – (Авторитарный эксплуататорский стиль).
2) Руководитель сообщает подчинённым суть проблемы, выслушивает их мнение и принимает решение – (Авторитарный благожелательный стиль).
3) Руководитель обобщает мнения подчинённых и с их учётом принимает собственное решение – (Демократический консультативный стиль).
4) Руководитель совместно с подчинёнными обсуждает проблему и вырабатывает общее мнение – (Демократический партисепативный стиль).
5) Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая вырабатывает или коллективное решение или принимает лучшее не зависимо от того, кто его автор – (Либеральный стиль).
Критерии выбора стилей:
1) Наличие достаточной информации и опыта у подчинённых
2) Уровень требований, предъявляемых к решению
3) Чёткость и структурированность проблемы
4) Степень причастности подчинённых к делам организации и необходимость согласовывать с ними решение
5) Вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей
6) Заинтересованность исполнителей в достижении целей
7) Степень вероятности возникновения конфликтов между подчинёнными в результате принятия решений