На каждом этапе реализуется комплекс различных мер
1 Установка стандартов Первый этап процедуры контроля свидетельствует, насколько близко сочетании функции контроля и планирования Стандарты - это конкретные цели, которые можно изменить и ограничить во времени
Сравнение достигнутых результатов с установленными стандартами Менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям Деятельность, осуществляемая на этом этапе контролю, является наиболее заметной частью всей системы контроля Она заключается в определении масштаба отклонений, результатов, передаче информации и ее оценке.
3 действия Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: не принимать никаких мер, устранить отклонение или пересмотреть стандарты.
К методам контроля и оценки относят
– Анализ хозяйственной деятельности (АХД)
Определение экономической эффективности производственно-сбытовой деятельности фирмы и выявление возможных направлений ее развития на перспективу. Направлен прежде всего на обеспечение информацией маркетинга и планирования. Формирует обратную связь в системе управления.
Методы АХД:
а) метод учета доходов (учет по моменту приобретения поставщиком права на товар)
б) метод учета по выполненному контракту
в) метод поэтапной сдачи работ
г) метод оценки собственности
д) метод учета по себестоимости
е) метод оценки затрат в совместном предприятии
ж) метод долевого участия
– Анализ финансовой отчетности предприятия
Предполагает определение показателей эффективности хозяйственной деятельности (прибыль, рентабельность продукции, активов, собственного и заемного капитала, доходность акционерного капитала) и показатели финансовой устойчивости (ликвидности и платежеспособности, структуры капитала, обеспеченности оборотными средствами, деловой активности (отдачи и оборачиваемости), рентабельности)
– Сбалансированная система оценки (BSD) или сбалансированная система показателей (ССП)
Р.Каплан и Д.Нортон. Контроль сохранения определенного баланса между общепринятыми экономическими показателями (прежде всего, финансовыми) и параметрами, отражающими воздействие на результаты работы так называемых нематериальных активов
– Бенчмаркетинг
Процесс, включающий установление компанией ключевых сфер совершенствования работы своей фирмы, идентификацию и изучение лучшей практики других компаний в этих сферах и внедрение новых процессов и систем, обеспечивающих рост их производительности и качества. Сравнение параметров организации с достижением других компаний. Исполнителями являются специально созданные команды или подразделения.
– Тотальный контроль качества и тотальный менеджмент качества (TQM)
Тотальный контроль качества охватывает все этапы организационного контроля и связывает контроль с другими управленческими функциями. Главная цель – координация работы всех подразделений для достижения и поддержания высокого качества.
Тотальный менеджмент качества – подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества. Основан на внедрение ИСО-9000