Как видно, история возникновения менеджмента базируется на опыте, собранном еще нашими далекими предками. Было подмечено, что пользуясь определенными правилами разделения труда и правильной мотивацией, любая деятельность начинала приносить гораздо лучшие результаты. С годами основные принципы не изменились, а лишь с каждым витком развития цивилизации стали обрастать дополнениями и новыми подходами к подчиненным.
Основные этапы истории развития менеджмента:
1. Древний период.Самый длительный, с 9 тысячелетия до н.э. по XVIII век. Период накопления знаний и опыта.
2. Индустриальный период с 1776 г. по 1890 г. Управление трудом было классифицировано и разделено по формам труда. Этим мы обязаны А. Смиту. Менеджмент становится учением, и его активно применяют в управлении как производством, так и государством.
3. Период систематизации с 1856 по 1960. Менеджмент активно и стремительно развивается, появляются новые учения и подходы к вопросам эффективного управления, начинается отсчет истории развития менеджмента как науки, появляются первые менеджеры – представители владельца на рабочих местах.
4. Информационный период, с 1960 до сегодняшнего для. Логический процесс можно выразить математически, используя вычислительную технику. Это дает возможность быстрее выбирать программу работы. Происходит пересмотр внутренних структур организаций, в истории развития менеджмента появляются новые формы внутреннего планирования: имитационное моделирование, метод анализа, математическая оценка управленческих решений. Без этих форм не обходится ни одно современное направление науки.
3)Инфраструктура менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия.
Инфраструктура - комплекс взаимосвязанных, обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).
Система менеджмента - это целостный комплекс взаимосвязанных и регулярно выполняемых действий, позволяющий результативно управлять компанией и осуществлять долгосрочный предпринимательский успех с максимальной прибылью для конкретного бизнеса за счёт обеспечения конкурентоспособности продукции и коммерческого предприятия в целом.
Инфраструктура менеджмента - это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем
Внешняя среда – условия и факторы, возникающие в среде, независимо от деятельности организации, но оказывающие влияние на ее деятельность
Параметры внеш среды:
1) сложность – кол-во факторов, воздействующих на орг-цию(дифференциация продуктов, диверсификация технологий, форм бизнеса, поставщиков)
2) взаимозависимость – степень взаимосвязи факторов внеш среды
3) неопределенность – непредсказуемость характера изменения внеш среды
Факторы внеш среды:
1) прямого воздействия (микросреда): поставщики, потребители, конкуренты, законодательство и органы ГМУ
косвенного воздействия(макросреда):технология, состояние экономики, социокультурные события, политические события