Эк. система - это сложная сов-ть эк. отношений, видов хоз. Д., осущ-емых в рамках данной географ. территории в форме определ. соц.-эк. отношений. Цель - удовлетвор-ие потребностей в эк. благах и услугах.
Св-ва: целостность (САМ, обособленное и устойчивое ее существование); иерархичность; интегративность.
Субъекты:
1.домашние хоз-ва - поставщики производ-ных и фин. ресурсов, потребители конеч. продуктов и услуг, производимых предпр-ми. Ф-ия – предоставление факторов произ-ва и личное потребление, обеспечивающее воспроиз-во чел. капитала.
2. предприятия – там происходит соединение факторов произв-ва и осущ-ся процесс произ-ва тов-в и услуг.
3. гос-во – определяет цели и направления развития системы, ставит задачи по их достижению, предоставляет ресурсы, создает денеж. систему. Ф-ия – координация и регулирование эк. отношений.
Уровни:мико- (чел. и предприятие); мезо- (отрасль, рынок); макро- (страна); интеруровень.
Стр-ра – способ взаимодей-ия образующих систему элементов, ее внутреннюю организацию. Классиф-ия:
По способу координации хоз. Д.:
- иерархия (вся система управляется из 1 центра сверху вниз по вертикали);
- рыноч. координация (хоз-ющие субъекты САМ принимают решения по поводу своих дей-ий).
По ур-ню технологич. развития:
- традицион. общество (примтив. техника, господство с/х произ-ва, власть крупных землевладельцев);
- переходное общество (развитие с/х, транспорта, внеш. торговли);
- стадия сдвига (взлёта) - ↑ выпуск продукции на душу населения, осваиваются результаты промышл. революции;
- «движение к зрелости» (период НТП);
- стадия ↑ массового потребления (произв-во работает на потребителя).
По типу собственности: первобытнообщинная (безраздельное господство общинной собств-ти на сред-ва произв-ва); рабовладельческая (полная собств-ть рабовладельцев на все усл-ия произв-ва); феодальная (полная собств-ть феодалов на землю); капиталистическая (частная собств-ть на сред-ва произв-ва); коммунистическая (общественная собств-ть на сред-ва произв-ва).
По господствующим формам хозяйствования:
- натурал. хоз-во (продукция производится и потребляется внутри хоз-ва);
- товарное произв-во (продукт производится не д/собствен. потребления, а д/продажи).
19. ВВП и методы его расчёта. Номинал. и реал. ВВП.
ВВП – это ст-ть тов-в и услуг, произведенных в стране во всех отраслях эк-ки и предназначенных д/конечного потребления, накопления и чистого экспорта.
Конечный продукт – это тов., кот. покупается д/конечного использ-ия, а не д/дальнейшей обработки, переработки и перепродажи.
Промежуточный продукт – это совокупная ст-ть тов-в и услуг, произведенных в данном году и приобретенных д/промежуточного потребления, т.е. д/дальнейшей переработки или перепродажи.
Добавленная ст-ть – это ст-ть, созданная в процессе произв-ва (разность м/д ст-тью продукции фирмы и ст-тью ресурсов, приобретенных у др фирм).
Методы расчёта:
- производственный – сложение добавленных ст-тей всех производителей по всем отраслям страны. Этот ВВП содержит налоги;
- распределительный – суммирования доходов, кот. получают владельцы факторов произ-ва.
ВНД = ВВП + первич. доход из др. стран
ЧНД = ВНД – амортизация.
- конечного использования – суммирование ст-ти конеч. продукции (ВВП=потреб. расходы +инвестиции+госрасходы+чистый экспорт).
Номинал. ВВП – исчисленный в текущих рыноч. ценах, т.е. в ценах данного года.
Реал. ВВП – измеренный в сопоставимых (неизмененных ценах), в ценах базисного года.
Дефлятор ВВП – это отношение номинал. ВВП к реал. ВВП в % ((IdВВП = ВВПН/ВВПР)×100%).
Индекс цен – это %-ное отношение средневзвеш. цен определ. набора тов-в и услуг в данном периоде к средневзвеш. сов-ти цен схожего набора в базис. периоде.
Индекс потреб. цен (ИПЦ)– это отношение ст-ти фиксир-го набора потребительских тов-в и услуг в текущем году к его ст-ти в базисном году.
Индекс цен производителей (ИЦП)–это отношение ст-ти фиксир-го набора тов-в-представителей и услуг производственного назначения в текущем году к его ст-ти в базис. году.
20. Сущность денег и их ф-ии. Современ. деньги.
Деньги играют важную роль в эк-ке, влияют на ее состояние, воздей-ют на V нац. произв-ва, ур-нь цен, занятость, %-ую ставку, курс нац. валюты, а также на ур-нь благосостояния каждого члена общества.
Деньги- этоособый тов., кот. выполняет роль всеобщего эквивалента. Это способ общественного выражения эк. ценности блага. Это абсолютно ликвидное средство обмена. Деньги обладают ст-тью и потребительской ст-тью.
Функции:средства обращения; меры ст-ти (цены всех тов-в выражаются в денеж. ед.); средства сохранения ст-ти (сбережения); средства платежа(тов. продаются в кредит, т.е. в долг); мировые деньги (валюта).
Резервная валюта - это официальные запасы иностран. валюты, предназнач. д/внешнеэк. и внутр. операций (могут принадлежать гос-ву, банкам, международ. валют.-кредит. и фин. О.).
Эволюция денег: 1) товар. деньги (товар -› серебро, золото -› монеты); 2) бумаж. деньги; 3) безналич. деньги (депозиты до востребования, на кот. м/б выписан чек и др. виды вкладов); 4) электрон. деньги (не и/вещественного выражения носителя инфо, явл. именными (м/б использованы только конкрет. лицом) и и/интернац. хар-р) - кредитные пластик. карточки.
Современ. деньги явл. ликвидным, легкореализуемым и общепризнанным средством обмена.
Ликвидность – это способность какого-либо актива превращаться в платежное средство.
Реал. деньги – как средство обращения выступало золото в слитках, постепенно менялись в монеты. Кредит. деньги – векселя, банкноты, чеки.
21. Денеж. рынок: спрос, предложение, равновесие.
Денеж. рынок – это сов-ть фин. институтов, обеспечивающих взаимодей-ие спроса на деньги и предложения денег.
Спрос на деньги – общее кол-во денег, кот. домохозяйства, бизнес, правительство желают иметь в данный момент. Он м/б:
- номинал. – это спрос на определ. кол-во конкрет. денеж. знаков (руб., $).
- реал. – это спрос на такое кол-во денег, за кот. можно купить определ. товары и услуги.
Мотивы спроса:
- трансакционный – спрос на деньги д/сделок;
- предосторожности – необходимость хранить деньги д/незапланированных покупок, непредвид. расходов;
- спекулятивный – спрос на деньги как на имущество.
Предложение денег – общее кол-во денег в стране.
Денежная масса разбивается на денежные агрегаты:
М0 – наличные деньги в обороте;
М1 = М0 + депозиты до востребования физ. и юр. лиц;
М3 = М2* + все депозиты в иностран. валюте, цен. бумаги, выпущенные банками в иностран. валюте, депозиты в драгметаллах..
Денеж. рынок находится в состоянииравновесия -спрос на деньги = их предложению. Такое соотношение определяет равновесную ставку ссудного %, т.е. цену денег. Равновесие денеж. рынка может нарушаться вследствие изменений спроса на деньги, или предложения денег. На изменения конъюнктуры рынка реагирует %-ая ставка. Ее повышение или понижение восстанавливает равновесие на денеж. рынке.
22. Ден.-кредит. система (ДКС) и её стр-ра. ДКС РБ.
ДКС – сов-ть денеж.-кредит. отношений и учреждений, выполняющих специфич. ф-ии по аккумуляции и распределению денеж. средств на усл-ях срочности, платности и возвратности.
Стр-ра ДКС: 1) высший – Централ. банк страны; 2) второй – ком. банки; 3) третий – специализированные кредит.-фин. учреждения.
ДКС РБ = централ. банк страны + ком. банки.
Ф-ии ЦБ: разрабатывает и проводит единую ДКП; монопольно осущ-ет эмиссию наличных денег; выдает ссуды кредит. институтам; устанавливает правила осущ-ия расчета в стране; устанавливает правила проведения банк. оп-ий; осущ-ет валют. регулирование; проводит анализ и прогноз-ие эк-ки.
Ф-ии ком. банков: прием и хранение депозитов вкладчиков; выдача средств со счетов и перечисление денег; размещение аккумулированных денеж. средств путем выдачи ссуд, покупки ЦБ.
Группы оп-ии банков: 1) активные (размещение средств); 2) пассивные (привлечение средств); 3) посреднич. (оп-ии по поручению клиентов).
Ф-ии специализирован. кредит.-фин. учереждений: привлечение мелких сбережений; ипотечный и потребительский кредиты; кредит с/х производителям; оп-ии по финансированию и расчетам во внеш. торговле; инвестирование капитала и размещение ЦБ.
Это сберегательные учреждения, страх. компании, пенсион. фонды, инвестицион. и лизинг. компании.
Цели Нацбанка РБ:защищать и обеспечивать устойчивость бел. рубля; укреплять и развивать банк. систему страны; обеспечивать эффективное, надежное и безопасное функционирование платеж. системы.
Инфляция – это соц.-эк. явление, выражающееся в непрерывном, устойчивом и общем росте цен, порождаемое диспропорциями воспроизв-ва в различных сфера рыноч. хоз-ва и оказывающее воздействие на все стороны эк. отношений.
Типы:
- открытая – присуща рыноч. эк-ке, она хар-ся ростом уровня цен;
- скрытая (подавленная) – хар-ся дефицитом тов-в и услуг, ухудшением их кач-ва, более свойственна командно-административ. системе эк-к, в кот. гос-во жестко регулирует цены, доходы и номенклатуру выпускаемой продукции.
Виды:
В зав. от темпов: ползучая, умеренная, галопирующая, гиперинфляция.
В зав. от степени синхронности: сбалансирован., несбалансирован.
В зав. от степени предсказуемости: ожидаемая, неожиданная
Соц.-эк. последствия:деформация механизма рыноч. ценообразования; перераспределение дохода и богатства м/у различ. группами населения; снижение реал. доходов населения; обесценение сбережений населения, находящихся в банках; ухудшение условий жизни соц. групп с фиксированными доходами; повышение риска инвестирования
Причины инфляции в РБ: создание излишних запасов невостребованных в последствии ресурсов; неграмотная соц. политика (постоянная индексация доходов граждан); не стимулировалась рыноч. инфрастр-ра; отсутствовали широкие кредитные возможности; наличие теневой эк-ки.
Формы инфляции в РБ: инфляция спроса; инфляция предложения; открытая инфляция с элементами подавленности; несбалансированная инфляция; локальная и мировая; переход от галопирующей к умеренной; инфляция вызванная долларовой зависимостью.
Антиинфляционные меры в РБ: замораживание з/п в некоторых областях; сокращение расходов на некоторые виды соц. политики; стимулирование роста произв-ва.; привлечение международ. кредит. ресурсов; содействие развитию рыноч. отношений.
7. Способы координации хоз. Д. Типология современ. эк. систем.
Способы координации:
1) базирующийся на традициях- эк. поведение людей регулируется на основе сложившихся в обществе религиоз., обществен., клановых и др. обычаев, а иногда на основе первоначал. инстинктов выживания.
2) базирующийся на рынке- регулирование эк. поведения людей на принципах спонтанности: хоз-щие субъекты и потребители руководствуются эк. интересами и САМ принимают решения, неся полную эк. ответ-ть за их воплощение в жизнь.
3) команда - основан на иерархии, подчиненность снизу доверху. Обеспечивается концентрация эк. ресурсов на главной задаче, выдвигаемой центром - руководящим органом гос. управления.
Типы систем:
1) традиционная эк-ка – хар-на д/слаборазвитых стран. Черты: ограниченность внедрения инноваций; распростран. взяточничества; произвольное формир-ие налог. системы; внеш. фин. задолженность.
2) классический капитализм – координация взаимодей-ия субъектов эк-ки на основе стихийного дей-ия рыноч. законов. Черты: свобода предпринимат-го выбора; цены - источник инфо о конъюнктуре рынка; хоз-щие субъекты стремятся получить max прибыль; гос. вмешательство в эк-ку min-но.
3) администр.-команд. эк-ка – строгая иерархич. подчиненность центру в лице гос-ва, из кот-го исходят все решения о произв-ве, распредел., обмене и потреблении благ и услуг в обществе. Черты: централизованное планирование эк. Д.; нет конкуренции (монополизм); централизов. ценообраз-ие; ↓ уровень з/п; гос. вмешательство в эк. жизнь.
4) смешанная эк-ка – м/у классич. капитализмом и администр.-команд. эк-кой. Черты: разделение эк. власти м/у гос-ом и бизнесом; цена - важный носитель инфо; гос-во разрабатывает программу охраны о/с и эк. безопасности населения.
8. Эк. рост и эффект-ть произв-ва: понятие, виды, показатели.
Эк. рост - долгосрочная тенденция увеличения реал. выпуска (реал. ВВП) на душу населения. Это колич. показатель, тесно связан с ростом общего благосостояния: ростом продолжительности жизни, кач-ва мед. обслуживания, ур-ня образования, сокращением продолжительности раб. дня.
Факторы, обеспечивающие эк. рост: 1) кол-во и кач-во природ. ресурсов; 2) труд. ресурсы; 3) капитал; 4) технич. прогресс; 5) инвестиции. Различают:
Экстенсив. фактор роста – колич. увеличение ресурса (за счет роста числ-ти раб-в).
Интенсив. фактор роста – совершенств-ие и повышение кач-ва технологий, использ-ие инноваций, модернизация произв-ва. Главный интенсив. фактор - ↑кач-ый чел. капитал.
Эффективность – соотношение м/у результатами выбора и затратами на его осущ-ие. Она м/б:
- Э. потребления – когда потребители распределяют свои ограниченные доходы так, что могут max удовлетворить имеющиеся потребности;
- Э. производства – когда произв-во каждого товара осущ-ся с min издержками;
- Э. в распределении - когда разделение труда и специализация способствуют улучшению результатов при неизменных издержках.
Показатели производственной Э.: 1) производит-ть труда (кол-во продукции, созданной работником в ед. времени); 2) трудоемкость (кол-во времени, необходимое д/создания ед. продукции); 3) капиталоотдача (сколько продукции приходится на ед. осн. капитала); 4) капиталоемкость (сколько осн. фондов необходимо привлечь д/создания ед. продукции); 5) материалоотдача (выпуск продукции в расчете на ед. израсходованных предметов труда); 6) материалоемкость (сколько предметов труда необходимо расходовать д/произв-ва ед. продукции); 7) фондовооруженность труда (показывает степень насыщения предприятия осн. капиталом); 8) рентабельность (сколько прибыли получит предпр-ие на ед. затраченных средств в стоимостном выражении).
Эк. Э. – достижение max результата при min затратах на ед. продукции.
Соц. Э. – это соответ-ие результата хоз. Д. соц. целям общества, отражает удовлетворение всей сов-ти потребностей.
Э. Парето – это достижение такого состояния эк. системы, при кот. невозможно увеличить чье-либо удовлетворение, не сократив при этом удовлетворение потребностей других.
9. Рынок: понятие, ф-ии, стр-ра и инфрастр-ра.
Рынок – это форма координации связей м/у производит-ми и потребителями «по горизонтали», на основе свободного ценообразования (без вмешательства гос-ва). Это сов-ть продавцов и покупателей и связи м/д ними.
Ф-ии: информацион.; стимулирующая; коммуникатив.; распределительная; соц.-политич..
Стр-ра рынка – взаимосвязь составляющих рынок частей, устройство рынка (дом хоз-ва, фирмы, рынок потребительских благ , рынок ресурсов). Она м/б субъектной (раскрывает состав участников), объектной (зав. от того, чем на данном рынке торгуют).
Рыночная инфрастр-ра – сов-ть институтов, обеспечивающих работу рынка, О., с помощью которых работают рынки ресурсов и тов-в, циркулируют потоки тов-в, ресурсов и доходов м/у фирмами и дом. хоз-ми. Это м/б ярмарка (рынок тов-в, периодически организуемый в установленных местах); аукцион (продажа тов-в в определ. месте и в определ. время на основе конкуренции покупателей); биржа (к.-п. тов-в на основе взаимодей-ия спроса и предложения – биржа труда, товар. биржа, фондовая биржа); страх. компания (осущ-ет страх. Д. на рынке); брокерская фирма; холдинг; торговый дом(проводятся внешнеторг. оп-ии).
Осн. черты рыночной эк-ки:
1)свобода эк. Д. рыноч. агентов – все участники рынка действуют независимо друг от друга, принимают САМ решения, стремятся к достижению собствен. целей.
2) принцип добровольного обмена (сотрудничества) – участники рынка не могут принудить друг друга к нежелательной сделке, стремятся к компромиссу.
3) принцип свободного ценообразования – цены на рынке устанавливаются свободно под воздей-ем рыноч. сил.
4) принцип эк. ответ-ти участников рынка – тот кто стремится к достижению собственных интересов и принимает независимые решения, д/нести всю полноту ответ-ти за результаты своей Д.
18. Нац. эк-ка: понятие, цели, стр-ра.
Нац. эк-ка – это система общественного воспроизв-ва страны, взаимосвязанная система отраслей, видов произв-в и территориал. комплексов, охватывающая все формы общественного труда и хоз. Д..
Конечная цель - обеспечение усл-ий оптимал. жизнеД. всех членов общества на основе эк. роста. Она складывается из ряда конкрет. целей: обеспечение стабильно ↑ темпов роста нац. V произв-ва; достижение стабильности цен; поддержание ↑ ур-ня занятости; сохран. внешнеторг. баланса и стабильности обмен. курса нац. валюты; эк. эффект-ть, справедливое распредел. доходов, эк. свобода.
Стр-ра - устойчивые колич-ые соотношения м/у ее составными частями. Она м/б:
- воспроизводственная– хар-ет деление нац. эк-ки на наиболее массовые виды эк. субъектов, кот. воспроизводятся сами и воспроизводят потоки тов-в и услуг, перемещающиеся м/у субъектами;
- соц. – деление нац. эк-ки на секторы – сов-ти соц.-эк. ед., объединенные определ. соц.-эк. отношениями;
- отраслевая – деление нац. эк-ки на отрасли – качественно однород. группы хозяйствующих единиц, выполняющие одинаковые по соц.-эк. содержанию ф-ии в общественном воспроизв-ве, выпускающие однотипную по видам продукцию, применяющие сходные технологич. процессы независимо от их территориал. расположения;
- территориал. (регионал.) – определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление нац. эк-ки на части (эк. районы) по территориал. принципу.
Открытая эк-ка – все резиденты совершают сделки с внеш. миром без ограничений.
Закрытая эк-ка - все резиденты не совершают сделки с внеш. миром.
27. Циклический хар-р эк. развития и его причины. Эк. цикл и его фазы.
Эк. цикличность – это периодически повторяющиеся нарушения равновесия в нац. эк-ке, кот. сопровождаются периодическим сокращением, а затем ростом V произв-ва и совокупного спроса при эпизодическом восстановлении равновесия.
Эк. цикл - регулярные колебания уровней произв-ва, инвестиций, занятости и доходов, продолжающиеся от 3 до 12 лет. Его фазы:
- кризис (спад) – резкое сокращение деловой активности, падение цен;
- депрессия – приспособлени хоз. жизни к новым усл-ям и потребностям;
- оживление – восстановление, когда деловой мир отваживается на первые шаги вперед и обнаруживает, что они вполне успешны;
- подъем – эк-ка осваивает ↑ темпы, достигая ускорения эк. развития (обновление осн. капитала, внедрение инноваций, возникновение массы новых тов-в, рост курсов ЦБ, %-ых ставок, цен и з/п).
Тренд – долгосроч. динамика реального ВВП, исчисленная как ср. величина его колебаний в ходе эк. циклов.
Эк. циклы м/б: 1) краткосроч. (2-4 года) – колебания мир. запасов золота; 2) среднесроч. (7-12 лет) - периодичность инвестицион. процесса, функционированием кредитной сферы; 3) строительные (16-25 лет) - периодичность обновления осн. фондов и жилья; 4) долгосроч. колебания (48-55 лет) – их периодичность связывается с закономерностями накопления и обновления научных знаний, с революционными переворотами в науке и технике.
23. Фин. система и её стр-ра. Фин. система РБ.
Финансы – система сложившихся в обществе эк. отношений по формир-ию и использ-ию фондов денеж. средств или фин. ресурсов ч/з особые фонды и учреждения.
Ф-ии:
1) аккумулирующая – формирование фондов денеж. средств гос-ва и др. хоз-щих субъектов;
2) регулирующая – стимулирует Д. субъектов фин. отношений в соответ-ии с макроэк. целями;
3) распределительная – распредел. и перераспредел. денеж. средств м/у субъектами фин. отношений;
4) контрольная – контроль поступления и использ-ия денеж. средств.
Стр-ра Ф:
1) Гос. Ф. – это сфера эк. отношений, связ. с распределением, перераспредел. и потреблением части нац. продукта в целях образования денеж. фондов, необходимых гос-ву д/осущ-ия своих ф-ий (гос. бюджет, местный бюджет, Ф. гос. предприятий).
2) Ф. негос. предприятий и корпораций – выражают денеж. отношения, кот. возникают в ходе эк. Д. и обеспечивают процессы произ-ва и получения прибыли.
3) Ф. дом. хоз-в – денеж. фонды 1 чела или группы людей, объединивших свои доходы.
Фин. система – это институты гос. и частных Ф., действующие в тесной взаимосвязи с кредит. институтами различ. назначения. Главным звеном явл. гос. бюджет – централизован. фонд денеж. ресурсов, которым располагает правительство страны д/содержания гос. аппарата, вооруж. сил.
Фин. система РБ:
1) гос. бюджет;
2) консолидированный бюджет (бюджеты нижестоящих территориал. уровней, используемые д/анализа совокупных фин. показателей).
Ф-ии гос.бюджета:перераспределение нац. дохода, финансирование соц. политики; контроль за фин. состоянием эк-ки; регулирование и стимулирование эк-ки и НТП.
24. Налогообложение: сущность и принципы. Виды и ф-ии налогов. Налог. система РБ.
Налог – это средства, принудительно изымаемые гос-ом или местными властями у физ. и юр. лиц, необходимые д/осущ-ия гос-ом своих ф-ий.
Ф-ии:
1)фискальная – сбор денеж. средств д/создания гос. денеж. фондов и материал. усл-ий, обеспечивающих функционирование гос-ва;
2)соц. – поддержание соц. равновесия путем изменения соотношения доходов отдел. соц. групп с целью сглаживания неравенства м/у ними;
3)эк. (регулирующая) – использ-ие налогов в кач-ве инструмента перераспределения нац. дохода, воздей-ия на расширение или сдерживание произв-ва путем стимулирования производителей к развитию разнообраз. видов хоз. Д.
Виды налогов:1) прямые – облагается доход или имущ-во налогоплательщика; 2) косвенные – налоги на тов. и услуги, включаемые в их цену, тариф.
По хар-ру налог. ставки м/б твердые (фиксирован.) – устанавливаются в абсолютной сумме на ед. обложения независимо от размера дохода, ур-ня произв-ва, продажи; прогрессив. – ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессив. - ставка понижается по мере возрастания дохода; пропорциональные – остается неизменной независимо от размера дохода.
Налог. система – это сов-ть взимаемых в гос-ве налогов, сборов, пошлин и др. платежей, а также форм и методов их формирования и налог. контроля.
Элементы налогообложения:
1) субъект налога – физ. или юр. лицо, кот. по закону обязано уплачивать налог;
2) носитель налога – в случае с косвенными налогами эту роль играет потребитель (при уплате НДС, акциза);
3) объект налога – это доход или имущ-во, с кот. начисляется налог;
4) источник налога - это доход субъекта, за счет кот. уплачивается налог;
5) ставка налога – величина налога с ед. измерения объекта;
6) единица обложения – рубли, метры и т.д.
6) налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая с 1 объекта.
Принципы налогообложения: 1) ур-нь налог. ставки д/устанавливаться с учетом доходов налогоплательщика; 2) налогообложение доходов д/носить однократ. хар-р; 3) обязательность уплаты налогов; 4) система уплаты налогов д/б простой, понятной, удобной д/налогоплательщиков.
Налог. система РБ функционирует на основе: Конституция РБ, Налог. кодекс РБ, законы РБ.
Бюджет.-налог. политика РБ направлена на создание макроэк. усл-ий д/стимулирования эк. роста, снижение налог. нагрузки и повышение жизненного уровня населения. Продолжается налог. реформа, в основе кот. лежит требование упрощения налог. системы.
Вопросы ГЭК ЭТ:
1.Предмет и метод ЭТ. Место ЭТ в системе эк. наук.
2.Потребности и ресурсы (факторы) произв-ва: понятие, классиф-ия и основные хар-ки.
3.Эк. блага: виды, осн. хар-ки. Чистые общественные, чистые частные и смешанные блага.
4.Ограниченность ресурсов и проблема выбора в эк-ке. Кривая производственных возможностей общества.
5.Эк. система общества: понятие, субъекты, уровни, стр-ра. Критерии классиф-ии эк. систем.
6.Понятие собственности. Современ. формы собственности. Реформирование собствен-ти. Преобразование отношений собствен-ти в РБ.
7.Способы координации хоз. Д. Типология современ. эк. систем.
8.Эк. рост и эффект-ть произв-ва: понятие, виды, показ-ли.
9.Рынок: понятие, ф-ии, стр-ра и инфрастр-ра.
10.Конкуренция: сущность, виды, роль в развитии рыноч. эк-ки.
11.Несовершенства (провалы) рынка и необходимость гос. вмешательства в эк-ку. Роль гос-ва в современной рыноч. эк-ке.
12.Модели рыноч. эк-ки. Особ-ти бел. нац. модели.
13.Спрос и предлож. Рыноч. равновесие. Последствия гос. вмешат-ва в рыноч. ценообраз-ие.
14.Понятие эластичности и ее виды. Эластичность спроса и предложения по цене. Практическое значение анализа эластичности.
15.Теория потребительского выбора. Равновесие потребителя и правило максимизации полезности.
16.Понятие и классиф-ия издержек. Бух. и эк. издержки. Издержки произв-ва в краткосроч. и в долгосроч. периоде.
17.Доход и прибыль фирмы. Общий, средний, предельный доход. Нормал., эк. и бух. прибыль.
18.Нац. эк-ка: понятие, цели, структура.
19.ВВП и методы его расчета. Номинал. и реал. ВВП.
20.Сущность денег и их ф-ии. Современные деньги.
21.Денеж. рынок: спрос, предложение, равновесие.
22.Денежно-кредит. система и ее стр-ра. ДКС РБ.
23.Фин. система и ее стр-ра. Фин. система РБ.
24.Налогообложение: сущность и принципы. Виды и ф-ии налогов. Налог. система РБ.
25.Госбюджет, его ф-ии и стр-ра. Бюджет. дефицит и бюджет. профицит, гос. долг. Бюджет РБ.
26.Совокуп. спрос и совокуп. предложение. Общее макроэк. равновесие в модели AD-AS.
27.Циклический хар-р эк. развития и его причины. Эк. цикл и его фазы.
28.Безработица: понятие, типы, виды, соц.-эк. последствия. Безработица в РБ.
29.Инфляция: понятие, причины, типы, виды, соц.-эк. последствия. Инфляция в РБ.
30.Открытая эк-ка и осн. формы международ. эк. отношений.
10. Конкуренция: сущность, виды, роль в развитии рыночной эк-ки.
Конкуренция– это соперничество м/у эк. агентами за наиболее выгодные усл-ия к.-п. тов-в. Она явл. важнейшей чертой рыноч. эк-ки, усл-ем ее эффективного функционирования. Участники рынка конкурируют м/у собой: производители – чтобы продать товар, потребители – чтобы его купить. Виды:
1) совершенная конкуренция – это ситуация на рынке, при кот. множество продавцов и покупателей торгуют однородными тов-ми. При этом доля каждого из них в общем V продаж или покупок чрезвычайно мала. Новый производитель может беспрепятственно вступать на данный рынок. Д/выхода также не существует преград.
2) несовершенная конкуренция возникает в усл-ях, когда продавцы или покупатели способны оказать существенное влияние на цену товара. Это:
- монополия - присутствие на рынке 1 продавца.
- монопсония - присутствие на рынке 1 покупателя.
- двусторонняя монополия - присутствие на рынке 1 продавца и 1 покупателя.
- монополистическая конкуренция - устанавливается на рынке, где функционирует множество продавцов, продающих дифференцированную продукцию.
- олигополия – хар-на д/рынка, на котором действует несколько достаточно крупных продавцов (нескольких покупателей), производящих однород. товар.
11. Несовершенства (провалы) рынка и необходимость гос. вмешательства в эк-ку. Роль гос-ва в современной рыноч. эк-ке.
Фиаско рынка- когда общественное благосостояние не м/б максимизировано исключительно рынком. В таких случаях признается оправданным микроэк. вмешательство гос-ва д/устранения несовершенств рынка. Фиаско рынка возникают из-за:
- внеш. эффектов (выгоду получает один, а издержки несут многие);
- общественных благ (маяк, оборона, охрана, милиция);
- монополизма в эк-ке (↑ цены, ↓ кач-во);
- ассиметричной инфо (не все покупатели хорошо ознакомлены со св-ми того или иного товара, поэтому товар д/содержать этикетку и т.д.);
Роль гос-ва:
1) регулиров-ие внеш. эффектов: устранение отриц. и стимулирование положит., д/того, чтобы привести V выпуска благ в таких отраслях к величинам, наиболее полно соответствующим общественным потребностям;
2) исполнение роли организатора произв-ва общественных благ, собирание налогов и закупка д/общества необходимых благ;
3) проведение антимонопольной политики;
4) снижение транзакционных издержек, т.е. издержек, кот. несут рыноч. агенты в процессе подготовки, заключения и исполнения сделок;
5) перераспределение доходов на сглаживание дифференциации доходов м/у различными категориями населения внутри страны;
6) антиинфляционная политика.
Гос. регулирование м/б:
- правовое: разработка юр. законов, зашита прав собственников, предпринимателей и потребителей;
- административ. – запрет, разрешения и принуждения.
- эк. методы - разработка нац. программы развития эк-ки, гос. закупки, бюджетно-налог., денеж.-кредит., валют. и тамож. политика.
Макроэк. политика гос-ва.ЗАДАЧИ – устойчивый эк. рост, полная занятость, стабильность цен, внешнеэк. сбалансированность.
ФОРМЫ – фискальная, кредитно-денеж., внешнеэк.
ИДЕАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - сбалансированность совокуп. спроса и совокуп. предложения при полной занятости. КОНЕЧ. ЦЕЛЬ – max-ия обществен. блага.
12. Модели рыноч. эк-ки. Особ-ти бел. нац. модели.1) либеральная рыноч. эк-ка(модель США) - min вмешательство гос-ва в рыноч. процессы с целью выравнивания возможностей эк. субъектов. Черты: господство частной собств-ти; сильная конкуренция; гибкие рынки труда и тов-в; незначительное гос. регулирование; ↓ налоги.
2) соц. рыноч. эк-ка (европейская модель) - большая степень гос. регулирования, при котором не только уравниваются возможности, но и сглаживаются различия в результатах. Черты: поддержка конкурентной среды; либерализация цен; законодат-ое оформление эффективных форм собств-ти; свобода заключения договоров; ↑ степень перераспределения доходов, ↑ уровень налогов; рост безработицы.
3) Скандинавский социализм(Сев. Европа, Швеция) – нац. эк-ка базируется на частной собств-ти; соблюдение осн. рыноч. принципов с существенным вмешательством гос-ва в функционирование рынка; ↑ налоги уравновешиваются значительными соц. пособиями; велика роль гос-ва и различ. обществен. организаций.
4) Японская эк. модель-преобладание частной собств-ти; роль гос-ва невелика (не напрямую указывает, а рекомендует); конкуренция м/у фирмами; люди долго работают на одной фирме, даже во время кризиса им снижают з/п, но не увольняют (в США сразу сокращают людей).
5) Китайская эк. модель- смешаная эк-ка с доминированием соц. принципов гос. регулирования; бурный приток иностран. инвестиций; развитие частной собств-ти и рыноч. отношений; значительная регионал. дифференциация (в одних регионах рынок, в др. – социалистич. режим).
6) Белорусская эк. модель - модель с социально ориентированной рыноч. эк-кой. Черты: процессы разгосударствления и приватизации; формирование рыноч. отношений носит постепенный хар-р; система ценообразования и/смешанный хар-р, (рыноч. принцип + гос. регулированием цен); распредел. доходов постепенно либерализируется; система планирования частично сохранила черты советской системы; трансформация эк-ки РБ носит постепенный хар-р.
17. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний, предел. доход. Нормал., эк. и бухгалтер. прибыль.
Общий доход - денеж. доход, получаемый фирмой в результате продажи определ. кол-ва произведенной продукции. Он зависит от кол-ва реализованной продукции и ее рыноч. цены (TP=P×Q).
Средний доход– это общий доход, приходящийся на ед. реализованной продукции (AR=TR/Q).
Предел. доход – прирост общего дохода, полученный в результате реализации дополнит. ед. продукции.
Валовая прибыль - разность м/у ее общим доходом и общими издержками произв-ва д/данного V выпуска (Pr=TR-TC). Ф-ии прибыли: оценочная; стимулирующая; распределительная. Она м/б:
- бухгалтер.– разность м/у общим доходом фирмы и бух. издержками, кот. представляют собой фактически осуществленные фирмой выплаты за приобретенные ею ресурсы;
- эк.- разность м/у общим доходом и эк. издержки, состоящими из внешн. и внутр. издержек предприятия.
Нормальная прибыль – min прибыль, получение кот. способно удержать предпринимателя в данной сфере.
Средняя прибыль – величина, на кот. средний доход превышает средние издержки.
Предел. прибыль– получают от реализации дополнительной ед. продукции. Это разность м/у предел. доходом и предел. издержками фирмы.
28. Безработица: понятие, типы, виды, соц.-эк. последствия. Безработица в РБ.
Безработица – это соц.-эк. явление, заключающееся в том, что определ. часть трудоспособного населения не находит себе применения на произв-ве согласно полученной специальности и становится незанятой.
Типы:
- фрикцион. – связана с поиском, ожиданием работы;
- структурная – возникает в связи с технологич. сдвигами в стр-ре совокупного спроса и совокупного предложения, со структур. преобразованиями в той или иной отрасли либо эк-ке в целом;
- естествен. – фрикцион.+структур. безработица.
Виды безработицы:
- добровол. – когда люди м/найти себе работу, но не хотят этого делать;
- вынужденная – люди хотят работать, но не могут найти работу по определ. обстоятельствам;
- сезонная – сезон. колебания произ-ва (с/х);
- регионал. – хар-на д/отдел. регионов, имеющих демографич., этнич. и др. особенности развития;
- молодежная, женская.Соц.-эк. последствия:
- эк. издержки в виде недобора ВВП из-за ее роста;
- фрикцион. ее форма способствует перераспредел. раб. силы в места наиболее эффективного использ-ия последней, а структурная – реализации различ. форм повышения квалификации, переподготовки кадров, что определяет качественное совершенствование совокупной раб. силы общества.
Безработица в РБ:
- на фоне не↑ показателей официально зарегистриров. безработицы наблюдается ↑ уровень реал. безработицы;
- ↓ уровень пособия по безработице;
- ограниченные возможности кач-ой переподготовки с малой вероятностью последующего трудоустройства;
- значительное кол-во раб-в занято без подписания контрактов (в т.ч. труд. договоров), без гарантий з/п;
- проблема женской и молодеж. безработицы.
30. Отрытая эк-ка и осн. формы международ. эк. отношений.
Открытая эк-ка – это эк-ка, все резиденты кот. совершают сделки с внеш. миром без ограничений.
Малая открытая эк-ка – это страна, внутр. эк. процессы кот. не оказывают влияния на мировые эк. процессы (эк-ка РБ).
Большая открытая эк-ка – это страна, внутр. эк. процессы кот. оказывают влияния на мировые эк. процессы (эк-ка США, стран Евросоюза).
Осн. формы международ. эк. отношений:
1) международ. торговля - это торговля тов. и услугами м/у резидентами нац. эк-ки и ее нерезидентами. Основой международ. торговли явл. международ. разделение труда - это распределение видов труд. Д. м/у странами с концентрацией произв-ва определенных тов-в в отдельных из них.
2) международ. движение капитала - может осущ-ся в формах прямых и портфельных иностран. инвестиций. Основным мотивом инвестиций за рубеж явл. получение более ↑, чем при инвестициях внутри страны, дохода. Страны, наиболее обеспеченные капиталом, выступают кредиторами стран с недостатком собственного капитала.
3) международ. миграция раб. силы - перемещение труд. ресурсов м/у странами. Формы миграции: времен. (сезонная) и постоянная (безвозвратная); межконтинентал. и внутриконтинентал.; легальная и нелегальная; миграция неквалифицированной раб. силы и «утечка мозгов».;
4) валютные отношения.
Важнейшие международ. О. на сегодня - Организация Объединенных Наций (ООН), а также Международ. валют. фонд (МВФ), Всемирный банк (в его состав входят Международ. банк реконструкции и развития — МБРР и Международ. ассоциация развития — MAP), Организация эк. сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная торговая организация (ВТО).
1. Предмет и метод эк. теории. Место эк. теории в системе эк. наук.
Предмет:эффективное размещение и использ-ие ограниченных производств. ресурсов, имеющих альтернатив. способы применения, д/удовлетвор. безграничных потребностей людей. Предмет. курса -эк. отношения. Ф-ии:
1) познавательная – эк. теория раскрывает содержание эк. явлений и формирует эк. мышление;
2) методологическая - знания, и спецефич. методы эк. теории используются др. науками;
3) практическая – открытые ею эк. явления явл. основой д/выработки и осущ-ия эк. политики.
Метод- сов-ть принципов, првил, приемов исследования.
Общие методы:
1) метод научной абстракции: (выделение наиболее существенной стороны и явлений, а второстепенные стороны не учитывают);
2) анализа и синтеза: при анализе – явления расчленяются на простые элементы; при синтезе – соединяются различ. элементы и раскрывается внутр. связь м/у ними;
3) единство исторического и логического познания;
4) индукции и дедукции: индукция – переход от изучения единич. фактов к общим положениям и выводам; дедукция – переход от наиболее общих выводов к частным;
5) сравнение, аналогия, наблюдение, описание, измерение.
Частные методы: - статистические, графические и математические приемы, а также эксперимент, метод «проб и ошибок», принцип «черного ящика», моделирование, сравнительный анализ схожих эк. объектов, функционал. анализ эк. явлений.
26. Совокупный спрос и совокупное предложение. Общее макроэк. равновесие в модели AD-AS.
Совокуп. спрос - это общая сумма всех расходов населения, фирм, гос-ва и заграницы на конеч. тов. и услуги, произведенные в нац. эк-ке.
Кривая совокуп. спроса AD - это геометрическое место точек, каждая из кот. соответ-ет определ. сочетанию V выпуска и ур-ня цен в эк-ке в конкрет. промежуток времени. Ее нисходящий хар-р обусловлен наличием эффекта %-ой ставки, эффекта богатства и эффекта импортных закупок.
Динамика уровня цен вызывает изменения в V совокуп. спроса, а воздей-ие неценовых факторов ведет к изменениям в самом совокуп. спросе и при прочих равных усл-ях сдвигает кривую AD вправо при его увеличении или влево — при снижении.
Неценовые факторы совокуп. спроса: потребительские расходы, кот. зависят от уровня благосостояния и числ-ти населения, политики гос-ва в области налогообложения, а также от ожиданий относительно будущих доходов и уровней цен; инвестицион. расходы, динамика которых определяется уровнем %-ой ставки, ожидаемой прибылью от инвестиций, изменениями в налогообложении, инновациями, наличием у предприятий не задействованного оборудования; гос. расходы.
Совокуп. предложение - это кол-во благ и услуг, представленное всеми производителями на рынке при каждом данном уровне цен. Кривая совокуп. предложения AS показывает реальный V нац. произв-ва, кот. м/б произведен при каждом уровне цен.
Под воздей-ем изменения уровня цен происходят изменения в V нац. произв-ва, что выражается в движении вдоль кривой совокупного предложения.
Макроэк. равновесие в модели AD-AS отражает состояние эк. конъюнктуры, при котором достигается равенство совокуп. спроса и совокуп. предложения.
Такое положение означает, что платежеспособный спрос всех субъектов эк-ки по V, стр-ре и ст-ти совпадает с произведенным нац. продуктом. Точка пересечения кривых AD и AS показывает равновесный уровень цен и равновесный V нац. произв-ва.
Увеличение совокуп. спроса на горизонтал. отрезке кривой совокуп. предложения вызывает рост V ВВП при стабил. уровне цен. Установление равновесия на промежуточном отрезке сопровождается ростом V нац. продукта и положительной динамикой уровня цен. На вертикал. участке кривой AS рост совокуп. спроса вызывает только рост цен без изменений в V нац. произв-ва, т.к. эк-ка работает с max использ-ем всех привлеченных факторов произв-ва.
Уменьшение совокуп. спроса приводит к обратным последствиям. При этом ситуация на вертикал. участке кривой совокуп. предложения вызывает эффект храповика: при уменьшении совокуп. спроса цены не и/тенденции к снижению из-за жесткости з/п и существования монополий.