русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Эк. система общества: понятие, субъекты, ур-ни, стр-ра. Критерии классиф-ии.


Дата добавления: 0000-00-00; просмотров: 1253; Нарушение авторских прав


Эк. система - это сложная сов-ть эк. отношений, видов хоз. Д., осущ-емых в рамках данной географ. территории в форме определ. соц.-эк. отношений. Цель - удовлетвор-ие потребностей в эк. благах и услугах.

Св-ва: целостность (САМ, обособленное и устойчивое ее существование); иерархичность; интегративность.

Субъекты:

1.домашние хоз-ва - поставщики производ-ных и фин. ресурсов, потребители конеч. продуктов и услуг, производимых предпр-ми. Ф-ия – предоставление факторов произ-ва и личное потребление, обеспечивающее воспроиз-во чел. капитала.

2. предприятия – там происходит соединение факторов произв-ва и осущ-ся процесс произ-ва тов-в и услуг.

3. гос-во – определяет цели и направления развития системы, ставит задачи по их достижению, предоставляет ресурсы, создает денеж. систему. Ф-ия – координация и регулирование эк. отношений.

Уровни:мико- (чел. и предприятие); мезо- (отрасль, рынок); макро- (страна); интеруровень.

Стр-ра – способ взаимодей-ия образующих систему элементов, ее внутреннюю организацию. Классиф-ия:

По способу координации хоз. Д.:

- иерархия (вся система управляется из 1 центра сверху вниз по вертикали);

- рыноч. координация (хоз-ющие субъекты САМ принимают решения по поводу своих дей-ий).

По ур-ню технологич. развития:

- традицион. общество (примтив. техника, господство с/х произ-ва, власть крупных землевладельцев);

- переходное общество (развитие с/х, транспорта, внеш. торговли);

- стадия сдвига (взлёта) - ↑ выпуск продукции на душу населения, осваиваются результаты промышл. революции;

- «движение к зрелости» (период НТП);

- стадия ↑ массового потребления (произв-во работает на потребителя).

По типу собственности: первобытнообщинная (безраздельное господство общинной собств-ти на сред-ва произв-ва); рабовладельческая (полная собств-ть рабовладельцев на все усл-ия произв-ва); феодальная (полная собств-ть феодалов на землю); капиталистическая (частная собств-ть на сред-ва произв-ва); коммунистическая (общественная собств-ть на сред-ва произв-ва).



По господствующим формам хозяйствования:

- натурал. хоз-во (продукция производится и потребляется внутри хоз-ва);

- товарное произв-во (продукт производится не д/собствен. потребления, а д/продажи).

19. ВВП и методы его расчёта. Номинал. и реал. ВВП.

ВВП – это ст-ть тов-в и услуг, произведенных в стране во всех отраслях эк-ки и предназначенных д/конечного потребления, накопления и чистого экспорта.

Конечный продукт – это тов., кот. покупается д/конечного использ-ия, а не д/дальнейшей обработки, переработки и перепродажи.

Промежуточный продукт – это совокупная ст-ть тов-в и услуг, произведенных в данном году и приобретенных д/промежуточного потребления, т.е. д/дальнейшей переработки или перепродажи.

Добавленная ст-ть – это ст-ть, созданная в процессе произв-ва (разность м/д ст-тью продукции фирмы и ст-тью ресурсов, приобретенных у др фирм).

Методы расчёта:

- производственный – сложение добавленных ст-тей всех производителей по всем отраслям страны. Этот ВВП содержит налоги;

- распределительный – суммирования доходов, кот. получают владельцы факторов произ-ва.

ВНД = ВВП + первич. доход из др. стран

ЧНД = ВНД – амортизация.

- конечного использования – суммирование ст-ти конеч. продукции (ВВП=потреб. расходы +инвестиции+госрасходы+чистый экспорт).

Номинал. ВВП – исчисленный в текущих рыноч. ценах, т.е. в ценах данного года.

Реал. ВВП – измеренный в сопоставимых (неизмененных ценах), в ценах базисного года.

Дефлятор ВВП – это отношение номинал. ВВП к реал. ВВП в % ((IdВВП = ВВПН/ВВПР)×100%).

Индекс цен – это %-ное отношение средневзвеш. цен определ. набора тов-в и услуг в данном периоде к средневзвеш. сов-ти цен схожего набора в базис. периоде.

Индекс потреб. цен (ИПЦ)– это отношение ст-ти фиксир-го набора потребительских тов-в и услуг в текущем году к его ст-ти в базисном году.

Индекс цен производителей (ИЦП)–это отношение ст-ти фиксир-го набора тов-в-представителей и услуг производственного назначения в текущем году к его ст-ти в базис. году.

20. Сущность денег и их ф-ии. Современ. деньги.

Деньги играют важную роль в эк-ке, влияют на ее состояние, воздей-ют на V нац. произв-ва, ур-нь цен, занятость, %-ую ставку, курс нац. валюты, а также на ур-нь благосостояния каждого члена общества.

Деньги- этоособый тов., кот. выполняет роль всеобщего эквивалента. Это способ общественного выражения эк. ценности блага. Это абсолютно ликвидное средство обмена. Деньги обладают ст-тью и потребительской ст-тью.

Функции:средства обращения; меры ст-ти (цены всех тов-в выражаются в денеж. ед.); средства сохранения ст-ти (сбережения); средства платежа(тов. продаются в кредит, т.е. в долг); мировые деньги (валюта).

Резервная валюта - это официальные запасы иностран. валюты, предназнач. д/внешнеэк. и внутр. операций (могут принадлежать гос-ву, банкам, международ. валют.-кредит. и фин. О.).

Эволюция денег: 1) товар. деньги (товар -› серебро, золото -› монеты); 2) бумаж. деньги; 3) безналич. деньги (депозиты до востребования, на кот. м/б выписан чек и др. виды вкладов); 4) электрон. деньги (не и/вещественного выражения носителя инфо, явл. именными (м/б использованы только конкрет. лицом) и и/интернац. хар-р) - кредитные пластик. карточки.

Современ. деньги явл. ликвидным, легкореализуемым и общепризнанным средством обмена.

Ликвидность – это способность какого-либо актива превращаться в платежное средство.

Реал. деньгикак средство обращения выступало золото в слитках, постепенно менялись в монеты. Кредит. деньгивекселя, банкноты, чеки.

21. Денеж. рынок: спрос, предложение, равновесие.

Денеж. рынок – это сов-ть фин. институтов, обеспечивающих взаимодей-ие спроса на деньги и предложения денег.

Спрос на деньги – общее кол-во денег, кот. домохозяйства, бизнес, правительство желают иметь в данный момент. Он м/б:

- номинал. – это спрос на определ. кол-во конкрет. денеж. знаков (руб., $).

- реал. – это спрос на такое кол-во денег, за кот. можно купить определ. товары и услуги.

Мотивы спроса:

- трансакционный – спрос на деньги д/сделок;

- предосторожности – необходимость хранить деньги д/незапланированных покупок, непредвид. расходов;

- спекулятивный – спрос на деньги как на имущество.

Предложение денег – общее кол-во денег в стране.

Денежная масса разбивается на денежные агрегаты:

М0 – наличные деньги в обороте;

М1 = М0 + депозиты до востребования физ. и юр. лиц;

М2 = М1 + срочные депозиты физ. и юр. лиц;

М2* = М2 + цен. бумаги, выпущенные банками в нац. валюте;

М3 = М2* + все депозиты в иностран. валюте, цен. бумаги, выпущенные банками в иностран. валюте, депозиты в драгметаллах..

Денеж. рынок находится в состоянииравновесия -спрос на деньги = их предложению. Такое соотношение определяет равновесную ставку ссудного %, т.е. цену денег. Равновесие денеж. рынка может нарушаться вследствие изменений спроса на деньги, или предложения денег. На изменения конъюнктуры рынка реагирует %-ая ставка. Ее повышение или понижение восстанавливает равновесие на денеж. рынке.

22. Ден.-кредит. система (ДКС) и её стр-ра. ДКС РБ.

ДКС – сов-ть денеж.-кредит. отношений и учреждений, выполняющих специфич. ф-ии по аккумуляции и распределению денеж. средств на усл-ях срочности, платности и возвратности.

Стр-ра ДКС: 1) высший – Централ. банк страны; 2) второй – ком. банки; 3) третий – специализированные кредит.-фин. учреждения.

ДКС РБ = централ. банк страны + ком. банки.

Ф-ии ЦБ: разрабатывает и проводит единую ДКП; монопольно осущ-ет эмиссию наличных денег; выдает ссуды кредит. институтам; устанавливает правила осущ-ия расчета в стране; устанавливает правила проведения банк. оп-ий; осущ-ет валют. регулирование; проводит анализ и прогноз-ие эк-ки.

Ф-ии ком. банков: прием и хранение депозитов вкладчиков; выдача средств со счетов и перечисление денег; размещение аккумулированных денеж. средств путем выдачи ссуд, покупки ЦБ.

Группы оп-ии банков: 1) активные (размещение средств); 2) пассивные (привлечение средств); 3) посреднич. (оп-ии по поручению клиентов).

Ф-ии специализирован. кредит.-фин. учереждений: привлечение мелких сбережений; ипотечный и потребительский кредиты; кредит с/х производителям; оп-ии по финансированию и расчетам во внеш. торговле; инвестирование капитала и размещение ЦБ.

Это сберегательные учреждения, страх. компании, пенсион. фонды, инвестицион. и лизинг. компании.

Цели Нацбанка РБ:защищать и обеспечивать устойчивость бел. рубля; укреплять и развивать банк. систему страны; обеспечивать эффективное, надежное и безопасное функционирование платеж. системы.

29. Инфляция: понятие, причины, типы, виды, соц.-эк. последствия. Инфляция в РБ.

Инфляция – это соц.-эк. явление, выражающееся в непрерывном, устойчивом и общем росте цен, порождаемое диспропорциями воспроизв-ва в различных сфера рыноч. хоз-ва и оказывающее воздействие на все стороны эк. отношений.

Типы:

- открытая – присуща рыноч. эк-ке, она хар-ся ростом уровня цен;

- скрытая (подавленная) – хар-ся дефицитом тов-в и услуг, ухудшением их кач-ва, более свойственна командно-административ. системе эк-к, в кот. гос-во жестко регулирует цены, доходы и номенклатуру выпускаемой продукции.

Виды:

В зав. от темпов: ползучая, умеренная, галопирующая, гиперинфляция.

В зав. от степени синхронности: сбалансирован., несбалансирован.

В зав. от степени предсказуемости: ожидаемая, неожиданная

Соц.-эк. последствия:деформация механизма рыноч. ценообразования; перераспределение дохода и богатства м/у различ. группами населения; снижение реал. доходов населения; обесценение сбережений населения, находящихся в банках; ухудшение условий жизни соц. групп с фиксированными доходами; повышение риска инвестирования

Причины инфляции в РБ: создание излишних запасов невостребованных в последствии ресурсов; неграмотная соц. политика (постоянная индексация доходов граждан); не стимулировалась рыноч. инфрастр-ра; отсутствовали широкие кредитные возможности; наличие теневой эк-ки.

Формы инфляции в РБ: инфляция спроса; инфляция предложения; открытая инфляция с элементами подавленности; несбалансированная инфляция; локальная и мировая; переход от галопирующей к умеренной; инфляция вызванная долларовой зависимостью.

Антиинфляционные меры в РБ: замораживание з/п в некоторых областях; сокращение расходов на некоторые виды соц. политики; стимулирование роста произв-ва.; привлечение международ. кредит. ресурсов; содействие развитию рыноч. отношений.

 

 

 

7. Способы координации хоз. Д. Типология современ. эк. систем. Способы координации: 1) базирующийся на традициях - эк. поведение людей регулируется на основе сложившихся в обществе религиоз., обществен., клановых и др. обычаев, а иногда на основе первоначал. инстинктов выживания. 2) базирующийся на рынке - регулирование эк. поведения людей на принципах спонтанности: хоз-щие субъекты и потребители руководствуются эк. интересами и САМ принимают решения, неся полную эк. ответ-ть за их воплощение в жизнь. 3) команда - основан на иерархии, подчиненность снизу доверху. Обеспечивается концентрация эк. ресурсов на главной задаче, выдвигаемой центром - руководящим органом гос. управления. Типы систем: 1) традиционная эк-ка – хар-на д/слаборазвитых стран. Черты: ограниченность внедрения инноваций; распростран. взяточничества; произвольное формир-ие налог. системы; внеш. фин. задолженность. 2) классический капитализм – координация взаимодей-ия субъектов эк-ки на основе стихийного дей-ия рыноч. законов. Черты: свобода предпринимат-го выбора; цены - источник инфо о конъюнктуре рынка; хоз-щие субъекты стремятся получить max прибыль; гос. вмешательство в эк-ку min-но. 3) администр.-команд. эк-ка – строгая иерархич. подчиненность центру в лице гос-ва, из кот-го исходят все решения о произв-ве, распредел., обмене и потреблении благ и услуг в обществе. Черты: централизованное планирование эк. Д.; нет конкуренции (монополизм); централизов. ценообраз-ие; ↓ уровень з/п; гос. вмешательство в эк. жизнь. 4) смешанная эк-ка – м/у классич. капитализмом и администр.-команд. эк-кой. Черты: разделение эк. власти м/у гос-ом и бизнесом; цена - важный носитель инфо; гос-во разрабатывает программу охраны о/с и эк. безопасности населения. 8. Эк. рост и эффект-ть произв-ва: понятие, виды, показатели. Эк. рост - долгосрочная тенденция увеличения реал. выпуска (реал. ВВП) на душу населения. Это колич. показатель, тесно связан с ростом общего благосостояния: ростом продолжительности жизни, кач-ва мед. обслуживания, ур-ня образования, сокращением продолжительности раб. дня. Факторы, обеспечивающие эк. рост: 1) кол-во и кач-во природ. ресурсов; 2) труд. ресурсы; 3) капитал; 4) технич. прогресс; 5) инвестиции. Различают: Экстенсив. фактор роста – колич. увеличение ресурса (за счет роста числ-ти раб-в). Интенсив. фактор роста – совершенств-ие и повышение кач-ва технологий, использ-ие инноваций, модернизация произв-ва. Главный интенсив. фактор - ↑кач-ый чел. капитал. Эффективность – соотношение м/у результатами выбора и затратами на его осущ-ие. Она м/б: - Э. потребления – когда потребители распределяют свои ограниченные доходы так, что могут max удовлетворить имеющиеся потребности; - Э. производства – когда произв-во каждого товара осущ-ся с min издержками; - Э. в распределении - когда разделение труда и специализация способствуют улучшению результатов при неизменных издержках. Показатели производственной Э.: 1) производит-ть труда (кол-во продукции, созданной работником в ед. времени); 2) трудоемкость (кол-во времени, необходимое д/создания ед. продукции); 3) капиталоотдача (сколько продукции приходится на ед. осн. капитала); 4) капиталоемкость (сколько осн. фондов необходимо привлечь д/создания ед. продукции); 5) материалоотдача (выпуск продукции в расчете на ед. израсходованных предметов труда); 6) материалоемкость (сколько предметов труда необходимо расходовать д/произв-ва ед. продукции); 7) фондовооруженность труда (показывает степень насыщения предприятия осн. капиталом); 8) рентабельность (сколько прибыли получит предпр-ие на ед. затраченных средств в стоимостном выражении). Эк. Э. – достижение max результата при min затратах на ед. продукции. Соц. Э. – это соответ-ие результата хоз. Д. соц. целям общества, отражает удовлетворение всей сов-ти потребностей. Э. Парето – это достижение такого состояния эк. системы, при кот. невозможно увеличить чье-либо удовлетворение, не сократив при этом удовлетворение потребностей других. 9. Рынок: понятие, ф-ии, стр-ра и инфрастр-ра. Рынок – это форма координации связей м/у производит-ми и потребителями «по горизонтали», на основе свободного ценообразования (без вмешательства гос-ва). Это сов-ть продавцов и покупателей и связи м/д ними. Ф-ии: информацион.; стимулирующая; коммуникатив.; распределительная; соц.-политич.. Стр-ра рынка – взаимосвязь составляющих рынок частей, устройство рынка (дом хоз-ва, фирмы, рынок потребительских благ , рынок ресурсов). Она м/б субъектной (раскрывает состав участников), объектной (зав. от того, чем на данном рынке торгуют). Рыночная инфрастр-ра – сов-ть институтов, обеспечивающих работу рынка, О., с помощью которых работают рынки ресурсов и тов-в, циркулируют потоки тов-в, ресурсов и доходов м/у фирмами и дом. хоз-ми. Это м/б ярмарка (рынок тов-в, периодически организуемый в установленных местах); аукцион (продажа тов-в в определ. месте и в определ. время на основе конкуренции покупателей); биржа (к.-п. тов-в на основе взаимодей-ия спроса и предложения – биржа труда, товар. биржа, фондовая биржа); страх. компания (осущ-ет страх. Д. на рынке); брокерская фирма; холдинг; торговый дом (проводятся внешнеторг. оп-ии). Осн. черты рыночной эк-ки: 1)свобода эк. Д. рыноч. агентов – все участники рынка действуют независимо друг от друга, принимают САМ решения, стремятся к достижению собствен. целей. 2) принцип добровольного обмена (сотрудничества) – участники рынка не могут принудить друг друга к нежелательной сделке, стремятся к компромиссу. 3) принцип свободного ценообразования – цены на рынке устанавливаются свободно под воздей-ем рыноч. сил. 4) принцип эк. ответ-ти участников рынка – тот кто стремится к достижению собственных интересов и принимает независимые решения, д/нести всю полноту ответ-ти за результаты своей Д. 18. Нац. эк-ка: понятие, цели, стр-ра. Нац. эк-ка – это система общественного воспроизв-ва страны, взаимосвязанная система отраслей, видов произв-в и территориал. комплексов, охватывающая все формы общественного труда и хоз. Д.. Конечная цель - обеспечение усл-ий оптимал. жизнеД. всех членов общества на основе эк. роста. Она складывается из ряда конкрет. целей: обеспечение стабильно ↑ темпов роста нац. V произв-ва; достижение стабильности цен; поддержание ↑ ур-ня занятости; сохран. внешнеторг. баланса и стабильности обмен. курса нац. валюты; эк. эффект-ть, справедливое распредел. доходов, эк. свобода. Стр-ра - устойчивые колич-ые соотношения м/у ее составными частями. Она м/б: - воспроизводственная– хар-ет деление нац. эк-ки на наиболее массовые виды эк. субъектов, кот. воспроизводятся сами и воспроизводят потоки тов-в и услуг, перемещающиеся м/у субъектами; - соц. – деление нац. эк-ки на секторы – сов-ти соц.-эк. ед., объединенные определ. соц.-эк. отношениями; - отраслевая – деление нац. эк-ки на отрасли – качественно однород. группы хозяйствующих единиц, выполняющие одинаковые по соц.-эк. содержанию ф-ии в общественном воспроизв-ве, выпускающие однотипную по видам продукцию, применяющие сходные технологич. процессы независимо от их территориал. расположения; - территориал. (регионал.) – определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление нац. эк-ки на части (эк. районы) по территориал. принципу. Открытая эк-ка – все резиденты совершают сделки с внеш. миром без ограничений. Закрытая эк-ка - все резиденты не совершают сделки с внеш. миром. 27. Циклический хар-р эк. развития и его причины. Эк. цикл и его фазы. Эк. цикличность – это периодически повторяющиеся нарушения равновесия в нац. эк-ке, кот. сопровождаются периодическим сокращением, а затем ростом V произв-ва и совокупного спроса при эпизодическом восстановлении равновесия. Эк. цикл - регулярные колебания уровней произв-ва, инвестиций, занятости и доходов, продолжающиеся от 3 до 12 лет. Его фазы: - кризис (спад) – резкое сокращение деловой активности, падение цен; - депрессия – приспособлени хоз. жизни к новым усл-ям и потребностям; - оживление – восстановление, когда деловой мир отваживается на первые шаги вперед и обнаруживает, что они вполне успешны; - подъем – эк-ка осваивает ↑ темпы, достигая ускорения эк. развития (обновление осн. капитала, внедрение инноваций, возникновение массы новых тов-в, рост курсов ЦБ, %-ых ставок, цен и з/п). Тренд – долгосроч. динамика реального ВВП, исчисленная как ср. величина его колебаний в ходе эк. циклов. Эк. циклы м/б: 1) краткосроч. (2-4 года) – колебания мир. запасов золота; 2) среднесроч. (7-12 лет) - периодичность инвестицион. процесса, функционированием кредитной сферы; 3) строительные (16-25 лет) - периодичность обновления осн. фондов и жилья; 4) долгосроч. колебания (48-55 лет) – их периодичность связывается с закономерностями накопления и обновления научных знаний, с революционными переворотами в науке и технике.     23. Фин. система и её стр-ра. Фин. система РБ. Финансы – система сложившихся в обществе эк. отношений по формир-ию и использ-ию фондов денеж. средств или фин. ресурсов ч/з особые фонды и учреждения. Ф-ии: 1) аккумулирующая – формирование фондов денеж. средств гос-ва и др. хоз-щих субъектов; 2) регулирующая – стимулирует Д. субъектов фин. отношений в соответ-ии с макроэк. целями; 3) распределительная – распредел. и перераспредел. денеж. средств м/у субъектами фин. отношений; 4) контрольная – контроль поступления и использ-ия денеж. средств. Стр-ра Ф: 1) Гос. Ф. – это сфера эк. отношений, связ. с распределением, перераспредел. и потреблением части нац. продукта в целях образования денеж. фондов, необходимых гос-ву д/осущ-ия своих ф-ий (гос. бюджет, местный бюджет, Ф. гос. предприятий). 2) Ф. негос. предприятий и корпораций – выражают денеж. отношения, кот. возникают в ходе эк. Д. и обеспечивают процессы произ-ва и получения прибыли. 3) Ф. дом. хоз-в – денеж. фонды 1 чела или группы людей, объединивших свои доходы. Фин. система – это институты гос. и частных Ф., действующие в тесной взаимосвязи с кредит. институтами различ. назначения. Главным звеном явл. гос. бюджет – централизован. фонд денеж. ресурсов, которым располагает правительство страны д/содержания гос. аппарата, вооруж. сил. Фин. система РБ: 1) гос. бюджет; 2) консолидированный бюджет (бюджеты нижестоящих территориал. уровней, используемые д/анализа совокупных фин. показателей). Ф-ии гос.бюджета: перераспределение нац. дохода, финансирование соц. политики; контроль за фин. состоянием эк-ки; регулирование и стимулирование эк-ки и НТП. 24. Налогообложение: сущность и принципы. Виды и ф-ии налогов. Налог. система РБ. Налог – это средства, принудительно изымаемые гос-ом или местными властями у физ. и юр. лиц, необходимые д/осущ-ия гос-ом своих ф-ий. Ф-ии: 1)фискальная – сбор денеж. средств д/создания гос. денеж. фондов и материал. усл-ий, обеспечивающих функционирование гос-ва; 2) соц. – поддержание соц. равновесия путем изменения соотношения доходов отдел. соц. групп с целью сглаживания неравенства м/у ними; 3) эк. (регулирующая) – использ-ие налогов в кач-ве инструмента перераспределения нац. дохода, воздей-ия на расширение или сдерживание произв-ва путем стимулирования производителей к развитию разнообраз. видов хоз. Д. Виды налогов:1) прямые – облагается доход или имущ-во налогоплательщика; 2) косвенные – налоги на тов. и услуги, включаемые в их цену, тариф. По хар-ру налог. ставки м/б твердые (фиксирован.) – устанавливаются в абсолютной сумме на ед. обложения независимо от размера дохода, ур-ня произв-ва, продажи; прогрессив. – ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессив. - ставка понижается по мере возрастания дохода; пропорциональные – остается неизменной независимо от размера дохода. Налог. система – это сов-ть взимаемых в гос-ве налогов, сборов, пошлин и др. платежей, а также форм и методов их формирования и налог. контроля. Элементы налогообложения: 1) субъект налога – физ. или юр. лицо, кот. по закону обязано уплачивать налог; 2) носитель налога – в случае с косвенными налогами эту роль играет потребитель (при уплате НДС, акциза); 3) объект налога – это доход или имущ-во, с кот. начисляется налог; 4) источник налога - это доход субъекта, за счет кот. уплачивается налог; 5) ставка налога – величина налога с ед. измерения объекта; 6) единица обложения – рубли, метры и т.д. 6) налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая с 1 объекта. Принципы налогообложения: 1) ур-нь налог. ставки д/устанавливаться с учетом доходов налогоплательщика; 2) налогообложение доходов д/носить однократ. хар-р; 3) обязательность уплаты налогов; 4) система уплаты налогов д/б простой, понятной, удобной д/налогоплательщиков. Налог. система РБ функционирует на основе: Конституция РБ, Налог. кодекс РБ, законы РБ. Бюджет.-налог. политика РБ направлена на создание макроэк. усл-ий д/стимулирования эк. роста, снижение налог. нагрузки и повышение жизненного уровня населения. Продолжается налог. реформа, в основе кот. лежит требование упрощения налог. системы. Вопросы ГЭК ЭТ: 1.Предмет и метод ЭТ. Место ЭТ в системе эк. наук. 2.Потребности и ресурсы (факторы) произв-ва: понятие, классиф-ия и основные хар-ки. 3.Эк. блага: виды, осн. хар-ки. Чистые общественные, чистые частные и смешанные блага. 4.Ограниченность ресурсов и проблема выбора в эк-ке. Кривая производственных возможностей общества. 5.Эк. система общества: понятие, субъекты, уровни, стр-ра. Критерии классиф-ии эк. систем. 6.Понятие собственности. Современ. формы собственности. Реформирование собствен-ти. Преобразование отношений собствен-ти в РБ. 7.Способы координации хоз. Д. Типология современ. эк. систем. 8.Эк. рост и эффект-ть произв-ва: понятие, виды, показ-ли. 9.Рынок: понятие, ф-ии, стр-ра и инфрастр-ра. 10.Конкуренция: сущность, виды, роль в развитии рыноч. эк-ки. 11.Несовершенства (провалы) рынка и необходимость гос. вмешательства в эк-ку. Роль гос-ва в современной рыноч. эк-ке. 12.Модели рыноч. эк-ки. Особ-ти бел. нац. модели. 13.Спрос и предлож. Рыноч. равновесие. Последствия гос. вмешат-ва в рыноч. ценообраз-ие. 14.Понятие эластичности и ее виды. Эластичность спроса и предложения по цене. Практическое значение анализа эластичности. 15.Теория потребительского выбора. Равновесие потребителя и правило максимизации полезности. 16.Понятие и классиф-ия издержек. Бух. и эк. издержки. Издержки произв-ва в краткосроч. и в долгосроч. периоде. 17.Доход и прибыль фирмы. Общий, средний, предельный доход. Нормал., эк. и бух. прибыль. 18.Нац. эк-ка: понятие, цели, структура. 19.ВВП и методы его расчета. Номинал. и реал. ВВП. 20.Сущность денег и их ф-ии. Современные деньги. 21.Денеж. рынок: спрос, предложение, равновесие. 22.Денежно-кредит. система и ее стр-ра. ДКС РБ. 23.Фин. система и ее стр-ра. Фин. система РБ. 24.Налогообложение: сущность и принципы. Виды и ф-ии налогов. Налог. система РБ. 25.Госбюджет, его ф-ии и стр-ра. Бюджет. дефицит и бюджет. профицит, гос. долг. Бюджет РБ. 26.Совокуп. спрос и совокуп. предложение. Общее макроэк. равновесие в модели AD-AS. 27.Циклический хар-р эк. развития и его причины. Эк. цикл и его фазы. 28.Безработица: понятие, типы, виды, соц.-эк. последствия. Безработица в РБ. 29.Инфляция: понятие, причины, типы, виды, соц.-эк. последствия. Инфляция в РБ. 30.Открытая эк-ка и осн. формы международ. эк. отношений.     10. Конкуренция: сущность, виды, роль в развитии рыночной эк-ки. Конкуренция– это соперничество м/у эк. агентами за наиболее выгодные усл-ия к.-п. тов-в. Она явл. важнейшей чертой рыноч. эк-ки, усл-ем ее эффективного функционирования. Участники рынка конкурируют м/у собой: производители – чтобы продать товар, потребители – чтобы его купить. Виды: 1) совершенная конкуренция – это ситуация на рынке, при кот. множество продавцов и покупателей торгуют однородными тов-ми. При этом доля каждого из них в общем V продаж или покупок чрезвычайно мала. Новый производитель может беспрепятственно вступать на данный рынок. Д/выхода также не существует преград. 2) несовершенная конкуренция возникает в усл-ях, когда продавцы или покупатели способны оказать существенное влияние на цену товара. Это: - монополия - присутствие на рынке 1 продавца. - монопсония - присутствие на рынке 1 покупателя. - двусторонняя монополия - присутствие на рынке 1 продавца и 1 покупателя. - монополистическая конкуренция - устанавливается на рынке, где функционирует множество продавцов, продающих дифференцированную продукцию. - олигополия – хар-на д/рынка, на котором действует несколько достаточно крупных продавцов (нескольких покупателей), производящих однород. товар. 11. Несовершенства (провалы) рынка и необходимость гос. вмешательства в эк-ку. Роль гос-ва в современной рыноч. эк-ке. Фиаско рынка- когда общественное благосостояние не м/б максимизировано исключительно рынком. В таких случаях признается оправданным микроэк. вмешательство гос-ва д/устранения несовершенств рынка. Фиаско рынка возникают из-за: - внеш. эффектов (выгоду получает один, а издержки несут многие); - общественных благ (маяк, оборона, охрана, милиция); - монополизма в эк-ке (↑ цены, ↓ кач-во); - ассиметричной инфо (не все покупатели хорошо ознакомлены со св-ми того или иного товара, поэтому товар д/содержать этикетку и т.д.); Роль гос-ва: 1) регулиров-ие внеш. эффектов: устранение отриц. и стимулирование положит., д/того, чтобы привести V выпуска благ в таких отраслях к величинам, наиболее полно соответствующим общественным потребностям; 2) исполнение роли организатора произв-ва общественных благ, собирание налогов и закупка д/общества необходимых благ; 3) проведение антимонопольной политики; 4) снижение транзакционных издержек, т.е. издержек, кот. несут рыноч. агенты в процессе подготовки, заключения и исполнения сделок; 5) перераспределение доходов на сглаживание дифференциации доходов м/у различными категориями населения внутри страны; 6) антиинфляционная политика. Гос. регулирование м/б: - правовое: разработка юр. законов, зашита прав собственников, предпринимателей и потребителей; - административ. – запрет, разрешения и принуждения. - эк. методы - разработка нац. программы развития эк-ки, гос. закупки, бюджетно-налог., денеж.-кредит., валют. и тамож. политика. Макроэк. политика гос-ва.ЗАДАЧИ – устойчивый эк. рост, полная занятость, стабильность цен, внешнеэк. сбалансированность. ФОРМЫ – фискальная, кредитно-денеж., внешнеэк. ИДЕАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - сбалансированность совокуп. спроса и совокуп. предложения при полной занятости. КОНЕЧ. ЦЕЛЬ – max-ия обществен. блага. 12. Модели рыноч. эк-ки. Особ-ти бел. нац. модели. 1) либеральная рыноч. эк-ка(модель США) - min вмешательство гос-ва в рыноч. процессы с целью выравнивания возможностей эк. субъектов. Черты: господство частной собств-ти; сильная конкуренция; гибкие рынки труда и тов-в; незначительное гос. регулирование; ↓ налоги. 2) соц. рыноч. эк-ка (европейская модель) - большая степень гос. регулирования, при котором не только уравниваются возможности, но и сглаживаются различия в результатах. Черты: поддержка конкурентной среды; либерализация цен; законодат-ое оформление эффективных форм собств-ти; свобода заключения договоров; ↑ степень перераспределения доходов, ↑ уровень налогов; рост безработицы. 3) Скандинавский социализм(Сев. Европа, Швеция) – нац. эк-ка базируется на частной собств-ти; соблюдение осн. рыноч. принципов с существенным вмешательством гос-ва в функционирование рынка; ↑ налоги уравновешиваются значительными соц. пособиями; велика роль гос-ва и различ. обществен. организаций. 4) Японская эк. модель-преобладание частной собств-ти; роль гос-ва невелика (не напрямую указывает, а рекомендует); конкуренция м/у фирмами; люди долго работают на одной фирме, даже во время кризиса им снижают з/п, но не увольняют (в США сразу сокращают людей). 5) Китайская эк. модель- смешаная эк-ка с доминированием соц. принципов гос. регулирования; бурный приток иностран. инвестиций; развитие частной собств-ти и рыноч. отношений; значительная регионал. дифференциация (в одних регионах рынок, в др. – социалистич. режим). 6) Белорусская эк. модель - модель с социально ориентированной рыноч. эк-кой. Черты: процессы разгосударствления и приватизации; формирование рыноч. отношений носит постепенный хар-р; система ценообразования и/смешанный хар-р, (рыноч. принцип + гос. регулированием цен); распредел. доходов постепенно либерализируется; система планирования частично сохранила черты советской системы; трансформация эк-ки РБ носит постепенный хар-р. 17. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний, предел. доход. Нормал., эк. и бухгалтер. прибыль. Общий доход - денеж. доход, получаемый фирмой в результате продажи определ. кол-ва произведенной продукции. Он зависит от кол-ва реализованной продукции и ее рыноч. цены (TP=P×Q). Средний доход– это общий доход, приходящийся на ед. реализованной продукции (AR=TR/Q). Предел. доход – прирост общего дохода, полученный в результате реализации дополнит. ед. продукции. Валовая прибыль - разность м/у ее общим доходом и общими издержками произв-ва д/данного V выпуска (Pr =TR-TC). Ф-ии прибыли: оценочная; стимулирующая; распределительная. Она м/б: - бухгалтер.– разность м/у общим доходом фирмы и бух. издержками, кот. представляют собой фактически осуществленные фирмой выплаты за приобретенные ею ресурсы; - эк.- разность м/у общим доходом и эк. издержки, состоящими из внешн. и внутр. издержек предприятия. Нормальная прибыль – min прибыль, получение кот. способно удержать предпринимателя в данной сфере. Средняя прибыль – величина, на кот. средний доход превышает средние издержки. Предел. прибыль– получают от реализации дополнительной ед. продукции. Это разность м/у предел. доходом и предел. издержками фирмы. 28. Безработица: понятие, типы, виды, соц.-эк. последствия. Безработица в РБ. Безработица – это соц.-эк. явление, заключающееся в том, что определ. часть трудоспособного населения не находит себе применения на произв-ве согласно полученной специальности и становится незанятой. Типы: - фрикцион. – связана с поиском, ожиданием работы; - структурная – возникает в связи с технологич. сдвигами в стр-ре совокупного спроса и совокупного предложения, со структур. преобразованиями в той или иной отрасли либо эк-ке в целом; - естествен. – фрикцион.+структур. безработица. Виды безработицы: - добровол. – когда люди м/найти себе работу, но не хотят этого делать; - вынужденная – люди хотят работать, но не могут найти работу по определ. обстоятельствам; - сезонная – сезон. колебания произ-ва (с/х); - регионал. – хар-на д/отдел. регионов, имеющих демографич., этнич. и др. особенности развития; - молодежная, женская. Соц.-эк. последствия: - эк. издержки в виде недобора ВВП из-за ее роста; - фрикцион. ее форма способствует перераспредел. раб. силы в места наиболее эффективного использ-ия последней, а структурная – реализации различ. форм повышения квалификации, переподготовки кадров, что определяет качественное совершенствование совокупной раб. силы общества. Безработица в РБ: - на фоне не↑ показателей официально зарегистриров. безработицы наблюдается ↑ уровень реал. безработицы; - ↓ уровень пособия по безработице; - ограниченные возможности кач-ой переподготовки с малой вероятностью последующего трудоустройства; - значительное кол-во раб-в занято без подписания контрактов (в т.ч. труд. договоров), без гарантий з/п; - проблема женской и молодеж. безработицы.   30. Отрытая эк-ка и осн. формы международ. эк. отношений. Открытая эк-ка – это эк-ка, все резиденты кот. совершают сделки с внеш. миром без ограничений. Малая открытая эк-ка – это страна, внутр. эк. процессы кот. не оказывают влияния на мировые эк. процессы (эк-ка РБ). Большая открытая эк-ка – это страна, внутр. эк. процессы кот. оказывают влияния на мировые эк. процессы (эк-ка США, стран Евросоюза). Осн. формы международ. эк. отношений: 1) международ. торговля - это торговля тов. и услугами м/у резидентами нац. эк-ки и ее нерезидентами. Основой международ. торговли явл. международ. разделение труда - это распределение видов труд. Д. м/у странами с концентрацией произв-ва определенных тов-в в отдельных из них. 2) международ. движение капитала - может осущ-ся в формах прямых и портфельных иностран. инвестиций. Основным мотивом инвестиций за рубеж явл. получение более ↑, чем при инвестициях внутри страны, дохода. Страны, наиболее обеспеченные капиталом, выступают кредиторами стран с недостатком собственного капитала. 3) международ. миграция раб. силы - перемещение труд. ресурсов м/у странами. Формы миграции: времен. (сезонная) и постоянная (безвозвратная); межконтинентал. и внутриконтинентал.; легальная и нелегальная; миграция неквалифицированной раб. силы и «утечка мозгов».; 4) валютные отношения. Важнейшие международ. О. на сегодня - Организация Объединенных Наций (ООН), а также Международ. валют. фонд (МВФ), Всемирный банк (в его состав входят Международ. банк реконструкции и развития — МБРР и Международ. ассоциация развития — MAP), Организация эк. сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная торговая организация (ВТО). 1. Предмет и метод эк. теории. Место эк. теории в системе эк. наук. Предмет:эффективное размещение и использ-ие ограниченных производств. ресурсов, имеющих альтернатив. способы применения, д/удовлетвор. безграничных потребностей людей. Предмет. курса -эк. отношения. Ф-ии: 1) познавательная – эк. теория раскрывает содержание эк. явлений и формирует эк. мышление; 2) методологическая - знания, и спецефич. методы эк. теории используются др. науками; 3) практическая – открытые ею эк. явления явл. основой д/выработки и осущ-ия эк. политики. Метод- сов-ть принципов, првил, приемов исследования. Общие методы: 1) метод научной абстракции: (выделение наиболее существенной стороны и явлений, а второстепенные стороны не учитывают); 2) анализа и синтеза: при анализе – явления расчленяются на простые элементы; при синтезе – соединяются различ. элементы и раскрывается внутр. связь м/у ними; 3) единство исторического и логического познания; 4) индукции и дедукции: индукция – переход от изучения единич. фактов к общим положениям и выводам; дедукция – переход от наиболее общих выводов к частным; 5) сравнение, аналогия, наблюдение, описание, измерение. Частные методы: - статистические, графические и математические приемы, а также эксперимент, метод «проб и ошибок», принцип «черного ящика», моделирование, сравнительный анализ схожих эк. объектов, функционал. анализ эк. явлений. 26. Совокупный спрос и совокупное предложение. Общее макроэк. равновесие в модели AD-AS. Совокуп. спрос - это общая сумма всех расходов населения, фирм, гос-ва и заграницы на конеч. тов. и услуги, произведенные в нац. эк-ке. Кривая совокуп. спроса AD - это геометрическое место точек, каждая из кот. соответ-ет определ. сочетанию V выпуска и ур-ня цен в эк-ке в конкрет. промежуток времени. Ее нисходящий хар-р обусловлен наличием эффекта %-ой ставки, эффекта богатства и эффекта импортных закупок. Динамика уровня цен вызывает изменения в V совокуп. спроса, а воздей-ие неценовых факторов ведет к изменениям в самом совокуп. спросе и при прочих равных усл-ях сдвигает кривую AD вправо при его увеличении или влево — при снижении. Неценовые факторы совокуп. спроса: потребительские расходы, кот. зависят от уровня благосостояния и числ-ти населения, политики гос-ва в области налогообложения, а также от ожиданий относительно будущих доходов и уровней цен; инвестицион. расходы, динамика которых определяется уровнем %-ой ставки, ожидаемой прибылью от инвестиций, изменениями в налогообложении, инновациями, наличием у предприятий не задействованного оборудования; гос. расходы. Совокуп. предложение - это кол-во благ и услуг, представленное всеми производителями на рынке при каждом данном уровне цен. Кривая совокуп. предложения AS показывает реальный V нац. произв-ва, кот. м/б произведен при каждом уровне цен. Под воздей-ем изменения уровня цен происходят изменения в V нац. произв-ва, что выражается в движении вдоль кривой совокупного предложения. Макроэк. равновесие в модели AD-AS отражает состояние эк. конъюнктуры, при котором достигается равенство совокуп. спроса и совокуп. предложения. Такое положение означает, что платежеспособный спрос всех субъектов эк-ки по V, стр-ре и ст-ти совпадает с произведенным нац. продуктом. Точка пересечения кривых AD и AS показывает равновесный уровень цен и равновесный V нац. произв-ва. Увеличение совокуп. спроса на горизонтал. отрезке кривой совокуп. предложения вызывает рост V ВВП при стабил. уровне цен. Установление равновесия на промежуточном отрезке сопровождается ростом V нац. продукта и положительной динамикой уровня цен. На вертикал. участке кривой AS рост совокуп. спроса вызывает только рост цен без изменений в V нац. произв-ва, т.к. эк-ка работает с max использ-ем всех привлеченных факторов произв-ва. Уменьшение совокуп. спроса приводит к обратным последствиям. При этом ситуация на вертикал. участке кривой совокуп. предложения вызывает эффект храповика: при уменьшении совокуп. спроса цены не и/тенденции к снижению из-за жесткости з/п и существования монополий.    

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правило треугольника | Банк данных и его компоненты


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.007 сек.