Не аттестован по причине бо-
лезни. Справка прилагается.
Последовательность действий:
1. Выполните анализ исходных документов, составляющих описание пред-
метной области. Выделите характерные сущности.

2. Выявите атрибуты для каждой сущности из предметной области. Со-
ставьте графическое изображение сущностей и их атрибутов в компактной
форме. Пример графического представления сущностей приведен на рисунке.
Студент
НомерЗач
Фамилия
Имя
Отчество
ДатаРожд
Адрес
Группа
НомерГр
Курс
Группа
Предмет
Препод
Кафедра
КодКаф
НазвКаф
Телефон
Предмет
Название
Сотрудник
ТабНомер
Фамилия
Имя
Отчество
ДатаРожд
Степень
Звание
3. Выявите связи между сущностями, определите типы связей (один к од-
ному, один ко многим или многие ко многим). Проанализируйте свойства свя-
зей и при необходимости введите в модель дополнительные сущности или объ-
едините существующие.
Поскольку база данных будет строиться с использованием реляционной мо-
дели, все связи вида «многие ко многим» следует преобразовать в связи «один
ко многим». Связи вида «один к одному» во многих случаях можно устранить,
объединив сущности.
4. Составьте диаграмму «Сущность-связь» (ER-диаграмму), представляю-
щую связи (взаимоотношения) между различными сущностями. Если присутст-
вуют «слабые» сущности, они должны быть выделены особо.
Пример ER-диаграммы приведен ниже. Диаграмма относится к предметной
области, которая родственна рассматриваемой.
N
Студент
состоит в
1 Группа
слушает
N
N
Кафедра
Предмет
состоит из
читаем в
N Сотрудник 1
ведет
Курс
N
5. Для каждой сущности определите способ уникальной идентификации эк-
земпляров. В качестве идентификатора могут быть использованы уже сущест-
вующие атрибуты, если для них соблюдено требование уникальности и их зна-

чения не подвержены изменениям. Во многих случаях может оказаться более
предпочтительным введение нового числового атрибута в качестве идентифи-
катора. Для составных сущностей уникальный идентификатор должен быть со-
ставным и включать в себя идентификаторы сущностей, которые связаны с
данной.
Внесите дополнения в графическое изображение сущностей и их атрибутов,
обозначив идентификаторы сущностей. Пример графического представления
сущностей с идентификаторами приведен ниже.
Студент
*НомерЗач
Фамилия
Имя
Отчество
ДатаРожд
Адрес
Группа
*ID
НомерГр
Курс
*Группа
*Предмет
*Препод
Кафедра
*КодКаф
НазвКаф
Телефон
Предмет
*ID
Название
Сотрудник
*ТабНомер
Фамилия
Имя
Отчество
ДатаРожд
Степень
Звание
6. Определите домены для атрибутов сущностей. Если домен некоторого
атрибута достаточно специфичен, может потребоваться образование новой
сущности
для
хранения
значений
данного
домена.
В примере на рисунке ниже показано, как домены атрибутов «Степень» и «Зва-
ние» порождают новые сущности для хранения значений из этих доменов.
Сотрудник
*ТабНомер
Фамилия
Имя
Отчество
ДатаРожд
Степень
Звание
УченаяСтепень
*ID
Наименование
УченоеЗвание
*ID
Наименование
7. На основе полученной модели «Сущность-связь» составьте реляционную
модель, описывающую таблицы и их первичные ключи, обеспечивающие уни-
кальность строк в таблицах. Определите внешние ключи, обеспечивающие свя-
зи между таблицами.
8. Выполните нормализацию таблиц. Проверьте структуру каждой таблицы
на соответствие первой, второй и третьей нормальным формам. Устраните не-
соответствия.
9. Запустите Access, создайте базу данных с именем «Школы».
10. Реализуйте созданную ранее реляционную модель, создав соответст-
вующие таблицы. Создайте все необходимые связи между первичными и внеш-
ними ключами таблиц и определите для связей свойства обеспечения целостно-
сти данных.
11. В тех таблицах, где это необходимо, определите свойства подстановки
значений.
12. Внесите данные в таблицы. Должно быть представлено не менее 3 школ,
в каждой школе не менее 3 классов и в классе не менее 4 учеников.
14. Создайте объекты-запросы, формирующие наборы данных, соответст-
вующие исходным документам, использованным при проектировании (список
школ, список классов, список учеников, список предметов, предметы, препода-
ваемые в указанном классе, ведомость класса по предмету). Запросы могут со-
держать параметры.
15. Создайте отчет «Сводная ведомость школы», выводящий список учени-
ков всех классов школы с их годовыми оценками по всем предметам. Список
группируется по названиям предметов и номерам классов. Для удобства реали-
зации данного отчета может понадобиться создать запрос, формирующий набор
всех необходимых данных.
Литература
1. Бобцов А.А., Шиегин В.В. Банки и базы данных. Основы работы с MS
Access. Часть 1 (для пользователей). Учебное пособие. – СПб., 2005.
2. Карпов Б. Microsoft Access 2000: Справочник // СПб: «Питер», 2001.
3. Форт С., Хоуи Т., Релстон Дж. Программирование в среде Access 2000.
Энциклопедия пользователя // Киев: Издательство «ДиаСофт», 2000.
4. Справка по Microsoft Access (входит в состав пакета Access).
5. Кириллов В.В., Громов Г.Ю. Структуризированный язык запросов (SQL).
Учебное пособие // СПбГИТМО(ТУ). (электронная версия доступна в ин-
тернет по адресу http://citforum.ru/database/sql_kg/)
6. Кузнецов С.Д. Введение в стандарты языка баз данных SQL // в элек-
тронной форме: http://citforum.ru/database/sqlbook/
7. Мартин Грабер. Понимание SQL (Understanding SQL) // в электронной
форме: http://www.sql.ru/docs/sql/u_sql/
8. Кириллов В.В. Основы проектирования реляционных баз данных. Учеб-
ное пособие // СПбГИТМО(ТУ). (электронная версия доступна в интер-
нет по адресу http://citforum.ru/database/dbguide/)
9. Джен Л. Харрингтон. Проектирование реляционных баз данных // М.:
«Лори», 2000.
10.Ролланд Ф.Д. Основные концепции баз данных // М.- СПб - Киев: «Виль-
ямс», 2002.
11.Дейт К. Введение в системы баз данных, 6 изд. // Киев: «Диалектика»,
1998.
12.Крёнке Д. Теория и практика построения баз данных, 9 изд. // СПб: «Пи-
тер», 2005.
13.Пушников А.Ю. Введение в системы управления базами данных (в 2 ч.):
Учебное пособие // Изд-е Башкирского ун-та. - Уфа, 1999. (электронная
версия доступна в интернет по адресу http://citforum.ru/database/dblearn/)