Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.
С учетом сегодняшнего состояния экономики инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции. Определяющей особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.
Сложившийся уровень спроса на внешнем и внутреннем рынках на продукцию отраслей промышленности будет определять и перспективу их развития, и структурные изменения основных производственных фондов.
Отрасли, вышедшие со своей продукцией на мировой рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), для закрепления на нем нуждаются в повышении эффективности производственного потенциала. Другие отрасли, производящие потенциально конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются в государственной поддержке, чтобы выйти на мировой рынок. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная в основном на внутренний рынок (пищевая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов).
Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам поддержки, объему ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного потенциала на основе реализации отечественных достижений науки и техники.
В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:
разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов её стимулирования, механизмов её стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение её в хозяйственный оборот;
создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентноспособоности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях;
развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники;
развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;
реализацию критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небол
39 роль диверсификации в развитии инновационных компаний Диверсификация деятельности предприятий обуславливает изготовление инновационной продукции, которая обеспечивает конкурентоспособность и рентабельность. Вместе с тем возникает потребность в постоянном обновлении ассортимента продукции и технологии ее изготовления, что заставляет вводить научные и проектные разработки в систему деятельности предприятий, ориентируя их на ускорение инновационных процессов. Именно поэтому, несмотря на объемы финансовых затрат для малых предприятий возможна диверсификация номенклатуры и ассортимента инновационной продукции, а для больших – диверсификация производства.
Основными проблемами, которые сдерживают развитие полноценной диверсификационно-инновационной деятельности, является несогласованность законодательных актов, отсутствие взаимосвязи между денежно-кредитной, бюджетно-финансовой политикой и политикой экономического роста, отсутствие тесных связей между наукой и производством; несовершенство системы интеллектуальной собственности , отсутствие финансирования, средств у заказчиков, спроса на надлежащего кадрового потенциала; трудности с сырьем и материалами, высокий экономический риск; недостаток информации о новых видах технологий и рынков сбыта; риск банкротства. Поэтому необходима государственная поддержка и эффективное использование внутренних возможностей предприятий для создания потенциала инновационного развития диверсифицированных предприятий.
Успех хозяйства любого предприятия зависит от способности предвидеть и изменять структуру производства, разрабатывать и внедрять в производство новые виды продукции, правильно планировать объем производства различных товаров, а также от способности к нововведениям и своевременной адаптации к технологическим изменениям.