Для продолжения успешной деятельности организация должна иметь четко определенные цели, которые можно осуществить с помощью стратегического управления
Стратегический менеджмент - это управленческая деятельность по разработке и реализации решений, направленных на полное и эффективное использование имеющихся ресурсов, направленных на выполнение задач поставленных п перед организацией на перспективу
Стратегическое управление предполагает разработку долгосрочных целей и политики, установок и ориентиров, принципиально новых направлений деятельности, затрагивает широкий круг важных организационных решений по проблемам ориентированных на будущее, связанных с неконтролируемыми внешними факторами Суть теории стратегического менеджмента заключается в использовании концепции "От будущего к современному, а не от прошлого в будущее".
Предметом стратегического управления являются следующие проблемы:
1. Непосредственно связанные с основными целями организации. Стратегический характер носят решение о создании новых и ликвидации старых производств, освоения новой продукции, технологии, рынков. Решение по экономии материальных, энергетических и трудовых ресурсов не относятся к стратегических.
2. К стратегическим целям относятся планирование разработки и выпуск новой продукции, приобретение нового технологичного нового оборудования, приглашение новых специалистов.
3. Связан с неконтролируемыми внешними факторами. При выборе стратегии важно определить, какие экономические, политические, социальные и другие факторы влияют на будущее организации, требующей постоянного мониторинга внешней среды.
Формирование стратегии осуществляется следующим образом. Сначала определяют стратегическую цель; оценивают рыночные возможности и ресурсы организации; разрабатывают общую концепцию стратегии, а в ее рамках варианты для обсуждения. Затем разработаны варианты дорабатывают, анализируют и оценивают. Лучший из них принимают в качестве базового, который служит основой создания специальных и функциональных стратегий, подготовка стратегических и оперативных планов.
На выбор стратегии оказывают влияние различные факторы:
· Вид бизнеса и особенности отрасли в которой работает организация (уровень конкуренции со стороны организаций, производящих аналогичную продукцию)
· Состояние внешнего окружения (стабильность или изменчивость внешней среды, предсказуемость изменений)
· Характер целей, которые ставит перед собой организация (ценности, при принятии решений менеджерами)
· Уровень риска как фактора деятельности организации (допустимый уровень риска)
· Внутренняя структура организации (сильные и слабые стороны организации, которые позволяют успешно конкурировать на рынке)
· Опыт реализации прошлых стратегий (позволяет избежать прошлых ошибок, но ограничивает выбор)
· Фактор времени (способствует успеху или неудаче при внедрении новой технологии, поставке на рынок продукции и др.)
Многофакторность выбора стратегии требует разработки нескольких стратегических альтернатив, из которых выбирается лучшая
Стратегические альтернативы - это набор различных стратегий, которые позволяют достичь стратегических целей организации в рамках выбранной базовой стратегии и ограниченных ресурсов Каждая стратегическая альтернатива предоставляет организации разные возможности и характеризуется разными затратами и результатами.
Выделяют два основных направления развития стратегического менеджмента: регулярное стратегическое управление и стратегическое управление в реальном масштабе времени
Регулярное стратегическое управление представляет собой логическое развитие стратегического планирования и состоит из двух взаимодополняющих подсистем: анализа и планирования стратегии, реализации стратегии