Основная идея клиент/серверных систем состоит в том, что у вас существует централизованное хранилище информации — обычно в форме базы данных — и эта информация доставляется по запросам каких-либо групп людей или компьютеров. В системе клиент/сервер ключевая роль отводится централизованному хранилищу информации, которое обычно позволяет изменять данные так, что эти изменения распространятся пользователям информации. Все вместе: хранилище информации, программное обеспечение, распространяющее информацию, и компьютер(ы), на котором хранятся программное обеспечение и данные — называется сервером. Программное обеспечение на машине пользователя, которое устанавливает связь с сервером, получает информацию, обрабатывает ее и затем отображает соответствующим образом, называется клиентом.
Таким образом, основная концепция клиент/серверных вычислений не так уж сложна. Проблемы возникают из-за того, что один сервер пытается обслуживать многих клиентов одновременно. Обычно для решения привлекается система управления базой данных, и разработчик пытается «оптимизировать» структуру данных, распределяя их по таблицам. Дополнительно система часто дает возможность клиенту добавлять новую информацию на сервер. А это значит, что новая информация клиента должна быть защищена от потери во время сохранения в базе данных, а также от возможности ее перезаписи данными другого клиента. (Это называется обработкой транзакций.) При изменении клиентского программного обеспечения необходимо не только скомпилировать и протестировать его, но и установить на клиентских машинах, что может обойтись гораздо сложнее и дороже, чем можно представить. Особенно сложно организовать поддержку множества различных операционных систем и компьютерных архитектур. Наконец, необходимо учитывать важнейший фактор производительности: к серверу одновременно могут поступать сотни запросов, и малейшая задержка грозит серьезными последствиями. Для уменьшения задержки программисты стараются распределить вычисления, зачастую даже проводя их на клиентской машине, а иногда и переводя на дополнительные серверные машины, используя так называемое связующее программное обеспечение (middleware). (Программы-посредники также упрощают сопровождение программ.)
Простая идея распространения информации между людьми имеет столько уровней сложности в своей реализации, что в целом ее решение кажется недостижимым. И все-таки она жизненно необходима: примерно половина всех задач программирования основана именно на ней. Она задействована в решении разнообразных проблем: от обслуживания заказов и операций по кредитным карточкам до распространения всевозможных данных — научных, правительственных, котировок акций... список можно продолжать до бесконечности. В прошлом для каждой новой задачи приходилось создавать отдельное решение. Эти решения непросто создавать, еще труднее ими пользоваться, и пользователю приходилось изучать новый интерфейс с каждой новой программой. Задача клиент/серверных вычислений нуждается в более широком подходе.