Управление цепями поставок – Supply Chain Management (SCM) – это системный подход к интегрированному планированию и управлению всем потоком информации, материалов и услуг от поставщиков сырья через предприятия и склады до конечного потребителя. Для предприятия внедрение концепции SCM означает ведение бизнеса на принципах стратегического взаимодействия с поставщиками и клиентами. Отличие концепции SCM от традиционных форм организации и управления предприятием состоит в синхронизации основных бизнес-процессов и моделей планирования и управления на основе единых информационных каналов с поставщиками и клиентами по всей цепи поставок.
Основные экономические эффекты внедрения концепции SCM представлены в таблице.
Направления повышения эффективности
Источники повышения эффективности
1.Увеличение количества заказов и повышение стабильности спроса
2.Снижение страховых запасов
3.Снижение рисков и повышение надежности планов и поставок
4.Снижение накладных и транзакционных издержек
1.Повышение точности планирования за счет единых информационных каналов, синхронизации бизнес-процессов, совместного прогнозирования спроса, сокращения времени вывода новых изделий на рынок
2.Повышение качества оперативного управления за счет непрерывного мониторинга всей ЦП, своевременного
определения отклонений и нарушений в функционировании ЦП
3.Сокращение части затрат на маркетинг и логистику за счет ликвидации бизнес-процессов, связанных с неопределенностью в закупках, складировании и сбыте
Традиционная цель управления цепями поставок состоит в минимизации общих логистических издержек при удовлетворении данного фиксированного спроса. Эти издержки могут включать:
стоимость сырьевых материалов;
инвестиции в оборудование;
прямые и косвенные производственные затраты;
прямые и косвенные затраты распределительных центров;
затраты по содержанию запасов;
стоимость внутризаводских перевозок;
внешние транспортные издержки.
Специалисты полагают, что минимизация общих издержек не является основной целью фирмы при анализе стратегических и тактических планов относительно цепи поставок. Напротив, фирма должна стремиться к максимизации чистой прибыли, где
Компания также должна преследовать цели, связанные с обслуживанием потребителей, ассортиментом продукции, качеством и временем. Некоторые авторы даже утверждают, что, в принципе, издержки и прибыль не важны. Вместо этого для достижения конкурентного преимущества компания должна акцентировать свое внимание на времени, продуктовом ассортименте и других аспектах своей деятельности.