Необходимость стратегического управления, его роль в современных условиях. Отличие стратегического управления от оперативного управления.
Этапы развития стратегического подхода к управлению организацией.
Задачи стратегического менеджмента.
Понятие миссии организации. Назначение и роль миссии в стратегическом управлении.
Цели организации, области установления целей. Состав и характеристика факторов, влияющих на формирование целей организации.
Стратегическая пирамида организации: состав и особенности стратегий на различных организационных уровнях.
Анализ общего внешнего окружения (макроокружения) организации: задачи и порядок проведения.
Анализ среды ближайшего окружения (микроокружения) организации: задачи и порядок проведения.
Отраслевой анализ как компонент анализа ближайшего (непосредственного) окружения организации.
Формирование и использование корневых компетенций в системе стратегического управления.
Анализ ближайших конкурентов. Стратегические группы конкурентов.
Анализ потребителей в системе стратегического управления. Оценка удовлетворенности потребителей (метод СSI).
Сущность и содержание управленческого анализа. Методы управленческого анализа.
Цель и порядок выявления сильных и слабых сторон организации. Задачи и сущность SWOT-анализа.
Стратегический анализ затрат и цепи издержек. Концепция SCM.
Оценка конкурентоспособности компании.
Направления и инструменты поиска стратегических проблем в организации.
Цели и основные этапы портфельного анализа.
Матрица Бостонской консультационной группы.
Матрица McKincey - General Elektric.
Матрица фирмы Arthur D.Littel (ADL/LC).
Модель Ansoff (Ансоффa).
Базисные стратегии бизнеса.
Определение конкурентных преимуществ предприятия.
Сущность и классификация конкурентных стратегий организаций.
Условия применения и риски стратегии лидерства по издержкам.
Условия применения и риски стратегии дифференциации.
Условия применения и риски стратегии фокусирования на сегмент (нишевых стратегий).
Стратегии конкуренции поведения на целевом рынке.
Особенности стратегии «наилучшей» стоимости.
Цепочка ценностей как инструмент стратегического менеджмента. Анализ структуры цепочки ценностей.
Использование наступательных стратегий для сохранения конкурентоспособности.
Использование оборонительных стратегий для сохранения конкурентного преимущества.
Цели, мотивы и механизмы диверсификации.
Стратегии диверсификации и их классификация.
Организационное обеспечение реализации стратегии. Политика, регламент, стратегические инициативы, правила, бюджет.
Экономическая интеграция в системе стратегического менеджмента.
Стратегии интеграции и их классификация.
Стратегии сокращения и их классификация.
Стратегии концентрированного роста и их классификация.
Функциональные и операционные стратегии.
Матрица Томпсона-Стрикленда как инструмент выбора стратегических действий.
Использование стратегического куба и стратегических карт для обоснования стратегических действий.
Проект PIMS и его использование в системе стратегического менеджмента.
Роль человеческого фактора в реализации стратегии.
Управление сопротивлением изменениям в процессе реализации стратегии.
Система стратегического контроля в организации.
Механизмы реализации стратегии. Система сбалансированных показателей.
Принципы разработки стратегических карт системы сбалансированных показателей.
Использование показателей KPI в рамках стратегического планирования и реализации стратегии.
Особенности стратегического управления по методологии Нортона и Каплана.
Правила реализации стратегии.
1. Необходимость стратегического управления, его роль в современных условиях. Отличие стратегического управления от оперативного управления.
стратегический менеджмент должен решить три взаимосвязанные задачи:
1. Управление стратегией на рынке: разработка, реализация и уточнение стратегий, обеспечивающих победу на рынке.
2. Управление организацией: внутренние перемены организации, определяющие и ее действия на рынке, и направленность этих действий. Без подобных перемен организация не может надеяться изменить свои ТОП-характеристики. Это позволяет ей адекватно реагировать на изменения окружающей среды, адаптироваться к ним и использовать в своих целях.
3. Реализация стратегического менеджмента: взаимодействие между стратегией (тем, что организация делает на рынке) и организационными процессами (тем, что происходит в самой организации).
Стратегическое управление - это такая составляющая менеджмента, в основе которой лежит теоретическая деятельность высшего руководства, направленная на поиск таких решений, которые помогут организации выжить в динамично меняющейся среде, и условиях жесткой конкуренции.
Стратегическое управление решает ряд важнейших задач, среди которых, проблемы связанные с генеральными целями организации, проблемы, связанные с каким-либо элементом организации, а также проблемы, связанные с неконтролируемыми внешними факторами. Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, учитывая при этом, что окружение и условия функционирования организации будут изменяться. Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате воздействия многочисленных внешних факторов. Для отслеживания их влияния необходима организация постоянного мониторинга внешней среды, что является важнейшим условием эффективности и конкурентоспособности предприятия.
Необходимо выделить два вида развития стратегического управления:
1.регулярное стратегическое управление: состоит из двух взаимодополняющих подсистем, подсистемы анализа и планирования стратегии и подсистемы реализации стратегии. В рамках данного стратегического управления осуществляется управление стратегическими возможностями организации.
2.стратегическое управление в реальном масштабе времени: связанное с решением неожиданно возникающих стратегических задач. Здесь наряду с решением возникших стратегических задач осуществляется уточнение стратегии.
Критерием для оценки вида стратегического управления может послужить прибыль предприятия.
Отличие стратегического управления от оперативного управления:
Характеристики
Оперативное управление
Стратегическое управление
Основополагающие цели
Производство товаров и услуг, максимизация прибыли
Выживание и развитие организации, баланс с внешним окружением
Учет фактора времени
Текущая и среднесрочная перспектива, экстраполяция на будущее
Долгосрочная перспектива, взгляд от будущего к настоящему
Сосредоточение внимания руководителей
Закрытая система, взгляд внутрь организации, поиск путей эффективного использования ресурсов
Открытая система, ориентация на победу в конкурентной борьбе, своевременный учет возможностей и опасностей
Основные факторы построения системы управления
Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технологии
Люди, система информационного обеспечения, маркетинг, инновация, состояние рынка
Управление персоналом
Взгляд на человека как на ресурс организации для выполнения отдельных работ и функций
Человек-основа организации, главный источник ее выживания и процветания, главная ценность организации
Оценка эффективности
Прибыль, текущие финансовые показатели, внутренняя рациональность и экономичность работы
Доля на рынке, стабильность сбыта, динамика рентабельности, наличие конкурентных преимуществ, приспособляемость к изменениям
2. Этапы развития стратегического подхода к управлению организацией.
Стратегичность управления 50-60-х гг. - это долгосрочное планирование производства продукции и освоения рынков. Примерно в это время долгосрочные планы попали в центр внимания при выработке стратегического поведения организации.
В 70-е гг. существенно изменился смысл стратегического выбора. Это уже не фиксация планов производства на долгосрочную перспективу, а выбор, касающийся того, в каком бизнесе находиться, решение по поводу того, что делать с тем бизнесом, который был успешен, но может потерять свою привлекательность вследствие изменения потребительских приоритетов.
В 80-е гг. динамизм внешней среды настолько усложнил задачу своевременной адаптации к тем изменениям, которые происходят во всех сферах общественной жизни, что создание потенциала изменения, способности фирмы должным образом отвечать на вызов со стороны окружения стало центром стратегичности поведения фирмы. Сначала стратегическое выполнение, а потом стратегическое управление окончательно свели понимание стратегического поведения фирмы к такому управлению организацией, при котором основой стратегических решений становится выбор относительно поведения фирмы в текущий момент, который при этом одновременно рассматривается и как начало будущего. Таким образом, решение определяется возникающими обстоятельствами, но в то же время оно подразумевает, что его выполнение должно не только дать ответ на вызов со стороны окружения, но и обеспечить возможность дальнейшей успешной реакции на изменения, которые произойдут в среде.
3. Задачи стратегического менеджмента
Задача менеджера по созданию и реализации стратегии в предпринимательской организации состоит из пяти взаимосвязанных частей:
1)Определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений ее развития - т.е. необходимо обозначить цели и долгосрочные перспективы развития.
2)Превращение общих целей в конкретные направления работы.
3)Умелая реализация выбранного плана для достижения желаемых показателей.
4)Эффективная реализация выбранной стратегии.
5)Оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение корректив в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в стратегию или в ее осуществление в свете приобретенного опыта, изменившихся условий, новых идей или новых возможностей.
4. Понятие миссии организации. Назначение и роль миссии в стратегическом управлении.
Выбор миссии и целей организации является первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании.
Миссия - этоцель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде. В случаеширокого понимания миссия рассматривается как констатация философии и смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность.
Миссия является более конкретным ориентиром, чем видение.
Содержание миссии может включать в себя следующие основные пункты:
· описание продуктов и (или) услуг, предлагаемых организацией;
· характеристики рынка - организация определяет своих основных потребителей, клиентов, пользователей;
· цели организации, выраженные в терминах выживания, роста доходности;
· технология: характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии;
· философия: здесь должны быть выражены базовые взгляды и ценности организации, служащие основой для создания системы мотивации;
· внутренняя концепция, в рамках которой организация описывает собственное впечатление о себе, указывая источники силы, основные слабости, степень конкурентоспособности, фактор выживания;