Рынок труда – система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с куплей и продажей; экономическое и географическое пространство – сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара – труда; механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.
2) социальные (социальное неравенство между людьми по уровню доходов, составу семьи, состоянию здоровья, стажу и опыту работы, по умственным способностям, уровню образования, личным качествам);
3) юридические (наличие системы законов, обеспечивающих экономические свободы и социальную защиту населения страны).
Документы по рынку труда:
1) Конституция РФ;
2) Трудовой кодекс РФ;
3) Гражданский кодекс РФ;
4) Законы РФ и нормативно-правовые акты.
Задача рынка труда – обеспечение удовлетворения спроса на труд и его предложения.
Функции рынка труда:
1) организация встречи продавцов и покупателей труда;
2) обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;
4) способствование решению вопросов занятости населения.
Спрос на труд – количество рабочей силы, которое готовы нанять работодатели в определенный момент времени при заданном уровне заработной платы.
Предложение труда – поведение работников на рынке труда, которое определяется принятием решения о выходе на работу, об изменении продолжительности рабочего времени, о максимизации дохода от собственных трудовых затрат.
Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу, и совокупный спрос как общая потребность экономики к наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда.
На рис. 9 отражены субъекты рынка труда.
Рис. 9. Субъекты рынка труда
Система отношений на рынке труда показана на рис. 10.
Рис. 10. Система отношений на рынке труда
Механизм рынка труда – взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму, на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда. Элементы механизма рынка труда представлены на рис. 11.
Рис. 11. Элементы механизма рынка труда
Сегментация рынка труда – членение рынка труда на отдельные группы, которые позволяют учесть не только экономические, но и социальные, правовые и психологические отношения между его субъектами.
Виды рынка труда:
1) внешний – система социально-трудовых отношений между наемными работниками и работодателями в масштабе страны, региона, отрасли;
2) внутренний – система социально-трудовых отношений, складывающихся в рамках предприятия, внутри которого происходит размещение и перемещение рабочей силы;
3) первичный – определяется рабочими местами, требующими квалификационной подготовки не ниже определенного уровня;
4) вторичный – характеризуется в основном неквалифицированными работниками, поэтому здесь имеют место высокая текучесть кадров, низкие доходы, отсутствие возможности профессионального роста;
5) открытый – включает в себя все трудоспособное население страны, фактически ищущее работу, нуждающееся в профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке, а также все вакантные рабочие места;
6) организованный – характеризуется той рабочей силой, которая зарегистрирована в службе занятости, а также ученическими местами в сфере формального профобразования;
7) скрытый – образуют работники, официально обладающие статусом занятых, но имеющих ближайшую перспективу потери работы.