русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Модели массового обслуживания


Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 3266; Нарушение авторских прав


 

В теории массового обслуживания изучаются системы, на вход которых поступает случайный поток заявок (требований), приходящихся в общем случае на случайные моменты времени. Поступившая заявка обслуживается в системе путем предоставления ей некоторых ресурсов на какое-то время и, будучи в той или иной мере обслуженной, покидает систему.

Помимо случайного появления заявок на обслуживание и случайной длительность обслуживания каждой заявки для систем массового обслуживания характерным является наличие очередей, в которых заявки ждут момента освобождения ресурсов, занятых обслуживанием других заявок.

Поскольку события, происходящие в ВС, носят случайный характер, то для их изучения наиболее подходящими являются вероятностные математические модели теории массового обслуживания. Так, используемые в настоящее время в локальных сетях протоколы канального уровня используют методы доступа к среде, основанные на ее совместном использовании несколькими узлами за счет разделения во времени. В этом случае, как и во всех случаях разделения ресурсов со случайным потоком запросов, могут возникать очереди.

Объектами исследования в теории массового обслуживания являются системы и сети массового обслуживания (СМО). В системах, моделируемых в виде СМО, различают статические и динамические объекты. Статические объекты – обслуживающие аппараты (ОА) или ресурсы, моделируют средства обработки информации (аппаратные и программные). Динамические объекты – заявки (запросы, требования) моделируют решаемые в ВС задачи. Поток заявок физически представляет собой явления одной природы, например попытки модемного соединения, запросы к базе данных и т. д. С математической точки зрения поток заявок на обслуживание характеризуется законом распределения случайной величины – времени между появлением соседних заявок.



Функционирование СМО представляется как процесс прохождения заявок через систему. Правило, по которому заявки поступают из очередей на обслуживание в ОА, называется дисциплиной обслуживания, а величина преимущественного права на обслуживания – приоритетом. Для каждого приоритета на входе ОА образуется своя очередь. Если заявка поступает на вход ОА, занятого обслуживанием заявки с более низким приоритетом, то возможно прерывание ранее начатого обслуживания – такой приоритет называется абсолютным. Если прерывания ранее начатого обслуживания не происходит – приоритет относительный.

СМО бывают одно- и многоканальными в зависимости от числа ОА, параллельно обрабатывающих входной поток заявок; одно- и многофазными в зависимости от числа последовательно включенных ОА.

Классификационное обозначение СМО имеет вид A/B/C/D/E, где позиции, обозначенные буквами, означают следующие характеристики:

A – обозначение закона распределения времени поступления заявок входного потока (обозначение М соответствует экспоненциальному закону распределения, Г – гамма-распределению, Е – распределению Эрланга, Н – гиперэкспоненциальному распределению, N – нормальному распределению, R – равномерному распределению, D – постоянному времени обслуживания, G – произвольному или неизвестному закону распределения, Gr – групповому (пакетному) поступлению заявок на обслуживание);

B – обозначение закона распределения времени обслуживания в устройствах (используются те же обозначения, что и для распределения времени поступления заявок);

C – число ОА;

D – число мест в очереди (для неограниченных опускается);

E – дисциплина обслуживания: для дисциплины FIFO данное обозначение опускается; также используются обозначения LIFO, RANDOM, SF (Short Forward – «короткие вперед» – в первую очередь обслуживаются те заявки из очереди, которые требуют меньшего времени обслуживания).

Примеры обозначений:

- М/М/1: СМО с одним ОА, бесконечной очередью, экспоненциальными законами распределения интервалов времени между поступлениями заявок и времени обслуживания, дисциплиной обслуживания FIFO;

- Е/Н/m/r/LIFO: СМО с m обслуживающими аппаратами, очередью, ограниченной r местами, эрланговским законом распределения интервалов между поступлениями заявок, гиперэкспоненциальным распределением времени обслуживания в ОА, дисциплиной обслуживания LIFO.

Если СМО в дополнение к перечисленным характеристикам обладает какими-либо особенностями, последние добавляются к обозначению в качестве комментария (например, СМО типа G/G/1 с ненадежным ОА и временем ожидания в очереди, ограниченным 3,5 секундами).

Для моделирования ВС наиболее часто используются комбинации типов СМО, приведенные в таблице 12.

Таблица 12

Наименование Обозначение Графическое обозначение Описание
Одноканальная СМО с ожиданием G/G/1 Один ОА с бесконечной очередью. С той или иной долей приближения моделирует любой узел или процесс ВС, например механизм разделения среды протокола Ethernet.
Одноканальная СМО с потерями G/G/1/r Один ОА с конечным числом мест в очереди. Если число заявок превышает число мест в очереди, то лишние заявки теряются. Используется при моделировании каналов передачи в ВС.
Многоканальная СМО с ожиданием G/G/m Несколько параллельно работающих ОА с общей бесконечной очередью. Используется при моделировании групп абонентских терминалов ВС, работающих в диалоговом режиме.
Многоканальная СМО с потерями G/G/m/r Несколько параллельно работающих ОА с общей очередью, число мест в которой ограничено. Используются для моделирования каналов связи в ВС.
Одноканальная СМО с групповым поступлением заявок Gr/G/1 Один ОА с бесконечной очередью. Перед обслуживанием заявки группируются в пакеты по определенному правилу. Используется для моделирования узлов коммутации.
Одноканальная СМО с групповым обслуживанием заявок G/Gr/1 Один ОА с бесконечной очередью. Заявки обслуживаются пакетами, составляемыми по определенному правилу. Используется для моделирования узлов коммутации.

Целью моделирования СМО является определение статистических и операционных характеристик, определяющих поведение систем в процессе функционирования. Вероятность потери заявки (вероятность отказа) одна из основных статистических характеристик СМО. Помимо этого по результатам функционирования СМО определяют следующие характеристики: средняя длина очереди, коэффициент загрузки ОА (доля времени, в течение которого ОА занят обслуживанием), среднее время ожидания заявки в очередях СМО, среднее время обслуживания заявки в ОА СМО, среднее время пребывания заявки в СМО и т. д.

К основным операционным характеристикам относятся:

Q(t) – длина очереди в момент времени t, т. е. число заявок, ожидающих обслуживания с учетом или без тех заявок, обслуживание которых уже началось;

Qn – длина очереди на n–й стадии, при этом предполагается, что стадии реализуются в дискретном режиме и определяются теми или иными событиями (например, появлением запроса на обслуживание, или выбытием заявки из системы);

W(t) – виртуальная продолжительность ожидания относительно момента времени t, т. е. время ожидания обслуживания для заявки, которое поступит в систему в момент времени t;

Wn – продолжительность периода, в течение которого n-я заявка ожидает обслуживания;

Ti – продолжительность периода занятости системы, начало которого соответствует Q(0)=i, т. е. длина периода занятости системы, начинающегося при наличии в системе i заявок;

In – продолжительность n–го периода простоя системы, т. е. длина интервала, в течении которого система в n–й раз оказывается незанятой.

Наряду с указанными характеристиками используются их различные модификации – полная продолжительность пребывания запроса в системе, операционный цикл – сумма продолжительности периода занятости и непосредственно следующего за ним периода простоя, суммарное полезное время (доля времени с полной загрузкой), и т. д.

Многие системы массового обслуживания обладают тем свойством, что по истечении определенного времени их поведение в некотором смысле стабилизируется. Формально это выражается в появлении стационарных (периодических) свойств процессов Q(t) и W(t) при t®¥, и Qn, Wn при n®¥. Условия, при которых системы переходят в стационарное состояние, представляют отдельный интерес для исследования.

В соответствии с общей классификацией моделей различают аналитические и имитационные модели СМО [5, 24-27].

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сети Петри | Аналитическое моделирование систем массового обслуживания


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.