русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Основные теоретические сведения.


Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 464; Нарушение авторских прав


Язык Pascal, названный в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662), был создан как учебный язык программирования в 1968-1971 годах Никлаусом Виртом. Целью работы Вирта было создание языка, который:

ü строился на небольшом количестве базовых понятий;

ü имел бы простой синтаксис;

ü допускал бы перевод программы в машинный код простым компилятором (компилятор - это программа, которая проверяет текст исходной программы на наличие синтаксических ошибок и генерирует машинный код);

Pascal - язык программирования высокого уровня, в котором длинные и сложные последовательности машинных операций заменены одним-единственным обозначающим их словом - оператором.

Алфавитом языка программирования называется разрешенный к использованию набор символов, с помощью которого могут быть образованы величины, выражения и операторы данного языка.

Алфавит языка Pascal составляют:

1. Заглавные и строчные буквы латинского алфавита: A-Z, a-z.

2. Арабские цифры: 0, 1, ..., 9

3. Знаки операций: + - * / (арифметические)

<>, <=, >=, =, >, < (сравнение)

:= (присваивания)

4. Ограничители: ' , . : ; ( ) { } [ ]

Из символов языка создаются более сложные конструкции: идентификаторы, операторы, выражения, ...

В любой программе необходимо хранить исходные данные для того, чтобы можно было использовать их при вычислениях. Возможно, необходимо хранить промежуточные и окончательные результаты. Для этих целей введено понятие переменной.

Переменная - это поименованная ячейка памяти компьютера.

В качестве имени переменной можно использовать последовательность букв латинского алфавита, цифр и знака подчеркивания, причем первым символом должна быть буква. Желательно, чтобы имя переменной было логически связано с ее назначением. Например: Summa Rezultat X_1 A_33



В результате операции присваивания переменная получает значение:(А:=6;В:=1;). Выражение с операцией :=, в конце которого стоит символ ; называется оператором присваивания.

Постоянные величины, значение которых не меняется в процессе выполнения программы, называются константами. Константы могут быть представлены непосредственно своим значением либо именем.

Выражение состоит из знаков операций и операндов (например, s/r). Если между операндами стоит хотя бы одна из операций < > <= >= = <>, то такие выражения называются отношениями: x1<x2-5; rez<>0.

Арифметическое выражение может включать в себя константы, переменные, стандартные функции, которые разделяются скобками и знаками арифметических операций.

(b1+b2+b3)/100

sun*0.75

Кроме стандартных арифметических операций (+ - / *) в языке Pascal доступны следующие операции над целыми числами:

div- вычисляет целое частное от деления

mod- вычисляет остаток от деления.

Например, 22 div 5=4, 22 mod 5=2.

Значение арифметического выражения может быть присвоено переменной с помощью операции присваивания:

A:=b*8.34/5;

x1:=(sqrt(x)-sin(x+1))/2;

Логические выражения представляют собой два или более отношения, связанные между собой логическими операциями (and, or, not).

(a+2*b<=5) and (a/b>b/a);

В арифметических и логических выражениях операции выполняются по приоритетам:

1. Выражения в скобках;

2. Логическое отрицание not;

3. Логическая операция and;

4. Логическая операция or;

5. Операции умножения и деления;

6. Операции сложения и вычитания;

7. Операции отношения.

Например, условие существования треугольника со сторонами A, B, C можно записать в виде логического выражения:

(A+B>C) and (A+C>B) and (B+C>A)

 

Часто при вычислении значений арифметических выражений приходится использовать математические (тригонометрические) функции (cos, sin, ln, ...) или выполнять специальные математические операции (извлекать корень Ö , выделять целую часть числа, округлять, и т.д.). Для выполнения всех этих действий в языке Pascal существуют стандартные функции (см. таблицу 1).

 

Таблица 1. Основные математические функции.

Обозначение функции Описание функции
abs(x) модуль аргумента х
arctan(x) арктангенс аргумента х
cos(x) косинус аргумента х
exp(x) возведение числа е=2,71 в степень х
ln(x) вычисление натурального логарифма (x>0)
log(x) вычисление десятичного логарифма
round(x) округление значения х до целого
sin(x) синус аргумента х
sqr(x) возведение в квадрат аргумента х
sqrt(x) извлечение квадратного корня из х (x>=0)
trunc(x) выделение целой части аргумента х
Random(n) Генерирует случайное число из диапазона от 0 до n-1

 

Для возведения числа X в степень n рекомендуется пользоваться преобразованием вида:

Xn = e n ×ln X Þ exp(n*ln(X))

 

Любые данные в программе (константы или переменные) характеризуются своими типами.

К простым типам данных относятся:

1. целочисленный (byte) диапазона от 0 до 255

2. целочисленный (integer) диапазона от -32767 до +32768

3. вещественный (real): примеры: 2.5 -59.987 88.0 0.01 1.8Е-9

4. символьный (char): '1' 'R' '&' 'k'

5. логический (boolean): имеет только 2 значения true и false;

Типы всех переменных (входных, выходных, промежуточных), используемых в программе, необходимо описывать в начале текста программы в разделе var следующим образом:

 

список переменных: тип ;

 

Например: var a1, ket, pr: integer;

sum: real;

l, n: char;

 

Программы, написанные на языке Pascal, строятся в соответствии с определенными правилами. Любую программу можно условно разделить на 2 части:

 

1. раздел объявлений и соглашений (декларационная часть);

2. раздел основного блока.

В первой части программы объявляются метки (label 78, met;), константы (const year=1995;), переменные (var f, g: integer; kol: real;)

Основной блок программы состоит из последовательности операторов. На одной строке программы могут находиться несколько операторов, каждый из которых заканчивается символом ;. Тело основного блока ограничено операторами (операторными скобками) begin и end.

 

LABEL ...... ;

CONST ...... ;

VAR ......... ;

BEGIN ....................

....................

 

END.

В тексте программы могут присутствовать комментарии, необходимые для документирования (пояснения) программы. Комментарии представляют собой произвольный текст, ограниченный с двух сторон фигурными скобками { } либо скобками вида (* *).

{ ввод исходных данных } или (* вычисление суммы *)

Для того чтобы произвести какие-либо вычисления в программе необходимо, прежде всего, ввести исходные данные.

Начальные значения переменным можно задать с помощью оператора присваивания (А:=5.76 ; Tet:=7; Mer:='%'). Но значительно удобнее вводить исходные данные в диалоговом режиме в процессе выполнения программы. Для этого необходимо вызвать процедуру ввода данных с клавиатуры read (readln) следующим образом:

read (имя1, имя2, ...) ;

readln (имя1, имя2, ...) ;

где имя1, имя2, ... - имена вводимых переменных.

В операторе readln окончание ln (line - линия) означает, что после завершения ввода значений переменных курсор должен переместиться к началу следующей строки на экране монитора.

read (M, G, k); readln(n, m);

Если в списке вводимых переменных несколько, то они вводятся с клавиатуры либо через пробел, либо после каждого введенного значения нажимается Enter.

Вызов процедуры ввода данных может осуществляться без параметров, при этом оператор read; (readln;) будет ожидать нажатия любой клавиши на клавиатуре.

Для вывода на экран монитора сообщений и значений переменных служит процедура write (writeln), вызвать которую можно следующим образом:

write ('сообщение' , x1, ...);

writeln('сообщение' , x1, ...);

сообщение - любой выводимый текст (не обязателен);

x1, ... - имя переменной, значение которой выводится (не обязательно).

 

В операторе writeln окончание ln означает, что после завершения вывода значений переменных курсор перемещается к началу следующей строки на экране монитора. Пустой оператор writeln; просто перемещает курсор на строку вниз, не выводя никаких данных.

writeln ('Введите исходные данные ');

write (mm) ; write ('x1=' , x1, 'x2=' , x2) ;

writeln ;

Вывод числовых данных можно осуществлять в заданном формате. При этом определяется ширина поля вывода следующим образом:

X : P : Q

X - имя выводимой переменной;

P - общее число выводимых символов, включая десятичную точку;

Q - число символов, отводимое под дробную часть (для целых чисел не указ.).

 

Например, если х=123 writeln (x : 4) ;

если х=0.519876501 writeln (x : 5 : 2) ;

sin2 (x + γ) + cos x

Пример: Вычислить значение функции Z = ———————— ;

x + y4 e |x - y|

при x=-2.31; y=5; γ =12

CONST

x=-2.31;

y=5;

gamma=12;

VAR

z: real;

BEGIN

/* исходные данные известны, поэтому вычисляем значение функции */

z:=(sqr(sin(x+gamma))+cos(x))/(x+exp(4*ln(y))*exp(abs(x-y)));

/* вывод результата на экран монитора */

writeln(‘ z=’, z:6:2);

END.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные теоретические сведения. | Задание.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.008 сек.