1. Теория абсолютных преимущества (А. Смидт) – страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками, т.е. в производстве которых они имеют абсолютное преимущество, и импортируют те товары, которые производят другие страны с меньшими издержками. Недостатки теории: она не отвечает на вопрос, что делать странам, у которых нет абсолютного преимущества.
2.Теория относительного (сравн.) преимущества (Д. Рекардо): страны экспортируют те товары, которые они производят с относительно меньшими издержками, т.е. в производстве которых они имеют наибольшее абсолютное преимущество или наименьшее абсолютное непреимущество. Альтернативная цена – рабочее время, необходимое для производства единицы 1 товары, через рабочее время, необходимое для производства единицы 2-ого товара.
Недостаток теории: она отвергает на вопрос откуда у стран возникает преимущество.
3.Теория соотношение факторов производства (ФП) (Элли Хекшар, Бертель Олли): страны экспортируют те фактороинтенсивные товары, при производстве которых они обладают относительно избыточными ФП, и импортируют те товары, при производстве которых они испытывают относительный недостаток ФП. Фактороинтенсивность – показатель, определяющий относит. обеспеченность стран факторов производства.
Современные теории междун. торговли.
Теория технологического развития (Познер, в 1961): причины торговли между странами – это технол. изменения, возникающие в одной из отраслей торгующих между собой стран.
Теория преобладающего спроса (Лидер, 1961): страна экспортирует те товары, удельный вес который велик в его собственном потреблении.
Теория жизненного цикла продукта (Верной, 1966): этапы жизненного цикла производства:
- возникновение или внедрение товара на рынок; - рост; - зрелость; - спад, выведение с рынка и старение
Теория конкурентных преимуществ (Майкл Портер, 1991):
в соответствии с теории Портера на междун. рынке конкурируют фирмы, а не страны, поэтому необходимо понять как фирма сдает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе.
Конкурентоспособность фирмы на внешнем рынке зависит:
1. от правильно выбранной конкурентной стратегии
2. от условий, которые создаются страной базирования